Святки – особенная магическая пора на Руси, связанная с гаданиями, пророчествами, приметами, древними обычаями. Что ещё делали на Руси в период святок? Ряжение является типичным святочным увеселением, которое заключалось в том, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить или пугать окружающих своим комическим видом. Ряжение сопровождалось играми. Заглядывая вперед скажу, что святочные игры и гадания были почти исключительно достоянием холостой молодежи.
Какой смысл вкладывали славяне в святочные ряжения? Сейчас будем его искать вместе с русским ученым-фольклористом В.Я. Проппом.
Наряжались обычно в кого-то, кто не принадлежал к молодому кругу общества, например, в стариков и старух, стариков с огромными бородами и мохнатых или горбатых, в пришлых людей, непохожих на своих деревенских жителей, — цыган, шерстобитов, солдат или Петрушек. Всё это позволяло выглядеть комично, усиливая образ необычным поведением или необычной одеждой: ряженые плясали, кувыркались, дурачились, говорили писклявыми голосами. Комический эффект сопровождался эффектом запугивания. Надевали не только костюмы, но и маски. Ряженые целыми ватагами ходили из избы в избу, иногда из деревни в деревню.
Люди также маскировались животными, иногда водили животных с собой. Чаще всего у украинцев и белорусов из животных встречалась коза, а у великороссов (людей, живших в средней и северной полосе России) - маска лошади.
Маска козы принадлежит к наиболее архаическим. Козлу, начиная с античности, в земледельческих религиях приписывалась особая плодовитость и соответствующая ей сила. Чего только стоят козлоногие фавны - покровители лесов, полей и стад и посвященные им разгульные праздники римских луперкалий. Плодовитость и силу животных стараются передать земле. Между плодовитостью животных и плодородием земли существенной разницы не делали.
Лошадь была популярнее там, где и в хозяйстве играла более значимую роль.
Но все маски животных связывались с плодовитостью, некоторые маски использовали просто ради смеха. Например, журавль с его длинной шеей и длинным клювом, медведь, повадкам которого подражали ряженые, кудахтающие куры и т. д.
Был и ещё один вид маскировки, приводивший в особое негодование церковные и светские власти. Он заключался в том, что мужчины рядились женщинами, а женщины мужчинами. Обычай этот был чрезвычайно популярен во всей Европе, начиная с античности. Считается, что этим достигалась неузнаваемость.
Как именовали ряженых?
В Тихвине их называют «окрутники» и «кудесники». В Архангельской области «шуликонами», в Сибири «нарятчиками». А.К. Зеленин приводит еще названия «хухольники» и «халявы». Наиболее понятно значение слова «кудесники», которое означает «колдуны». Остальные означают некую неопределенную нечисть. «Халява», по Далю, есть бранное слово, обозначающее «неряха», «растрепа», «неопрятная». Оно, по-видимому, употреблено в таком же смысле, в каком под «нечистым» обычно понимают чёрта.
Ношение масок рассматривается как что-то греховное и нечистое, но придающее человеку какую-то силу, превращающее его в кудесника, колдуна. Надевая маску, человек как бы сбрасывал с себя человеческий облик. Маске соответствовало чернение лица сажей, также очень часто встречающееся. Этим человек ставил себя вне общественных норм поведения и правил.
Какой же смысл был в том, чтобы путем маскирования в облик животного ставить себя вне рамок общественной морали? Дело в том, что маска дает свободу таким действиям, которые в иное время и без масок воспринимались бы как распущенность, разнузданность.
Изучение святочных игр с ряжением привело исследователей к выводу о том, что эротический характер игр имел обрядовое значение. Подобные обряды и игры были известны во всей Европе, имели они место и в античности. «Земледелец понимал урожай как рождение разрешившейся от бремени земли и видел в нем очень важное явление». Ведь для земледельца нет ничего важнее плодородности земли. Нечто похожее содержится и в нашем русском выражении «мать сыра земля».
Но материнство, роды являются не сами собой, а обуславливаются совершенно определенными действиями. Если нет стыда в материнстве, то нет стыда и в том, чем материнство обусловлено. Поэтому-то плодовитость животных в шествии с козой пытались передать земле путем совершения обрядов, которым приписывалось магическое значение. То же мышление приводит к представлению, что человеческая плодовитость и плодородие земли стоят в самой тесной связи. Существует и обратная связь: человеческая плодовитость и все, что с ней связано, стимулирует силы земли и заставит её дать урожай. Таким образом, мы получаем объяснение, почему соответствующие игры или непристойные выходки производились в периоды земледельческого календаря, когда земля после зимнего сна вновь пробуждалась к жизни. Д. Фрэзер говорит, что неправильно было бы рассматривать эти оргии как простой разгул разнузданной страсти. Подобные действия считали «существенно важными для плодородия земли и благополучия человека». «Люди, совершавшие эти церемонии, не делали в своем сознании разделения между растениями и животными. Напротив они обычно верили, что связь между животной и растительной жизнью еще более тесна, чем это есть на самом деле. Вот почему они сочетали часто инсценировку возрождения растений с соединением, реальным или мимическим, двух полов, призванным оказать благотворное влияние на размножение плодов, скота и людей»
Как вам такие исторические смыслы простых святочных забав?
#святки #ряженые #ряжение #святочные гадания #традиции #история #маскарад #маскировка #обычаи