Найти в Дзене

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы ч. 2

Итак, сегодня продолжим разбор рекомендованных действий, при проведении анализа франшизы, которую Вы планируете приобрести.

Сегодня мы рассмотрим анализ франшизы по публично доступным источникам

Как только Вы определились для себя с параметрами франшизы, указанными в предыдущей статье, приступаем к составлению списка франшиз на основании данных параметров.

Для первичного отбора нескольких франшиз я рекомендую использовать несколько каталогов франшиз, например:

· forbes.ru;

· businessmens.ru;

· franchisemap.ru;

· beboss.ru.

После того, как мы отобрали несколько приемлемых для нас вариантов, предлагаю провести первичную проверку нескольких важных для нас параметров, а именно:

(1) Проверяем регистрацию и принадлежность товарного знака.

Если нам известен регистрационный номер товарного знака, то проверяем товарный знак на принадлежность Правообладателю. Это мы можем с Вами посмотреть по следующему адресу: https://www1.fips.ru/registers-web/, выбрав в предложенном списке «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания».

Выбираем "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания"
Выбираем "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания"
Далее выбираем параметр "Номер регистрации" и вводим номер интересующего нас товарного знака
Далее выбираем параметр "Номер регистрации" и вводим номер интересующего нас товарного знака

Однако, далеко не всегда правообладатели публикуют номер своего товарного знака, соответственно, перед проверкой товарного знака по базе Роспатента нам необходимо выяснить номер товарного знака исходя, например, из слов, используемых в товарном знаке, что можно сделать несколькими путями:

· Использование сторонних баз для поиска товарных знаков.

Я отдаю предпочтение базе https://onlinepatent.ru/ для данных целей.

В строке поиска вводим наименование бренда, под которым работает интересующая нас франшиза
В строке поиска вводим наименование бренда, под которым работает интересующая нас франшиза
В поисковой выдаче выбираем интересующий нас товарный знак и получаем информацию о номере регистрации, что позволит нам найти товарный знак в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания
В поисковой выдаче выбираем интересующий нас товарный знак и получаем информацию о номере регистрации, что позволит нам найти товарный знак в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания

· Запросить номер товарного знака у правообладателя, но в таком случае Вы должны понимать, что сразу попадаете в обработку к менеджеру по продажам, до принятия решения из открытых источников о том, готовы ли Вы обсуждать условия работы по франшизе конкретного правообладателя.

· Также можно использовать функцию браузера - поиск по картинкам. Такой метод менее удобный по сравнению с первым, тем не менее, этот способ также позволяет определить номер товарного знака.

При анализе данных о товарном знаке я рекомендую проверять следующую информацию:

· Соответствие количества регистраций права использования товарного знака и количества точек, открытых по договорам коммерческой концессии/лицензионным договорам, указанных правообладателем в продающей презентации.

Например, в презентации франшизы указывается: «У нас 30 франчайзинговых точек». Потенциальный покупатель думает, что речь идет о наличии 30 франчайзи. Однако, это не всегда так. Например, одному франчайзи предоставлена исключительная лицензия на какую-либо административно-территориальную единицу (район, город, страна) с или без ограничения по открытым точкам на этой территории. Может получиться, что 30 франчайзинговых точек имеют количество франчайзи, меньшее чем 30. Однако, все же, при внимательном подходе к проверке, а также при условии того, что правообладатель осуществляет регистрацию договоров, можно приблизительно соотнести достоверность информации об открытых франчайзинговых точках, заявленных в презентации, с данными, указанными в реестре Роспатента. Как проверить? Заходим в реестр Роспатента и смотрим количество зарегистрированных договоров о предоставлении права использования товарного знака.

В качестве дополнительного инструмента проверки я также рекомендую использовать «Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора», расположенный там же https://www1.fips.ru/registers-web/, такая проверка позволит нам ознакомиться с действиями правообладателя в отношении интересующего нас товарного знака, которые еще не прошли регистрацию, но соответствующие заявления были поданы в Роспатент.

Выбираем "Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора
Выбираем "Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора
Выбираем параметр "Номер товарного знака" и вводим номер товарного знака, который нас интересует
Выбираем параметр "Номер товарного знака" и вводим номер товарного знака, который нас интересует
Поисковая выдача нам позволит кратко ознакомиться с информацией о поданных заявлениях в отношении интересующего нас товарного знака, этапе рассмотрения и результатах рассмотрения заявлений
Поисковая выдача нам позволит кратко ознакомиться с информацией о поданных заявлениях в отношении интересующего нас товарного знака, этапе рассмотрения и результатах рассмотрения заявлений

(2) Проверяем правообладателя или правообладателей (если их было несколько согласно реестру) на наличие судов, нас интересует в первую очередь суды с франчайзи, для проверки используем следующие сервисы:

· https://kad.arbitr.ru/ - поиск по базе арбитражных судов;

· https://sudact.ru/ – поиск по базе судов общей юрисдикции, в отличии от базы решений арбитражных судов Вам будет отражена только категория спора и суд, далее, Вам имеет смысл найти интересующие вас дела на сайте соответствующего суда, и посмотреть, выложен ли там текст решения суда. Сразу предупреждаю, что: (1) не все решения судов общей юрисдикции публикуются и (2) если у вас есть возможность найти судебные дела судов общей юрисдикции с использование ИПБ «Консультант+» или «Гарант», то лучше воспользоваться ими.

Бесспорно, у большинства правообладателей договоры и бизнес-процессы выверены на достаточно высоком уровне с точки зрения финансовых рисков правообладателя. Однако, изучение судебной истории помогает нам сделать выводы о том, по каким именно основаниям возникают судебные споры между правообладателем и франчайзи, а также наметить пункты, на которые необходимо будет обратить внимание при анализе договора правообладателя и подготовке протокола разногласий. Порой уже по итогу анализа судебной практики мы можем прийти к выводу о том, что правообладатель злоупотребляет своими правами, или что договор никак не защищает интересы франчайзи.

В следующей статье мы рассмотрим анализ франшизы посредством оценки качества услуг, которые оказываются по интересующему нас бренду и анализ репутации франшизы и бренда в целом.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.