Премьеру этого балета зрители увидели 132 года назад: уже тогда постановка восхитила роскошью костюмов и декораций и привлекла внимание императора.
Идея постановки и ее реализация
Премьерный показ балета «Спящая красавица» состоялся 3 января 1890 года в Мариинском театре. Хореограф Мариус Петипа создал постановку на музыку Петра Ильича Чайковского, а сама идея перенести сказку Шарля Перро на балетную сцену возникла у директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Причем он лично участвовал в работе над спектаклем: написал либретто и создал эскизы роскошных костюмов для артистов. Однажды Всеволожский написал Чайковскому:
«А хорошо было бы между прочим написать балет. Я задумал написать либретто на “La Belle au bois dormant” по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в стиле Louis XIV. Тут может разыграться музыкальная фантазия — и сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо — и пр. и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро — тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя Борода, и др.»
Этот балет попал в историю Мариинки как одна из самых дорогих премьер. На постановку с костюмами и декорациями эпохи правления Луи XIV потратили 42 тысячи рублей. По тем временам сумма равнялась четвертой части годового бюджета петербургских театров. Какой же оказалась эта роскошная премьера?
Работа над постановкой и императорское «очень мило»
Чайковский получил сценарный план от Петипа в 1889 году. Балетмейстер подробно прописал структуру будущего спектакля с прологом и тремя актами, подготовил рекомендации по музыкальному сопровождению вплоть до числа тактов. Например, эпизод, в котором принцесса Аврора уколола палец, описывался так:
«В ужасе она больше не танцует — это не танец, а головокружительное, безумное движение словно от укуса тарантула! Наконец, она падает бездыханной. Это неистовство должно длиться не более чем от 24 до 32 тактов».
О том, что Петр Ильич Чайковский работает над новым балетом, знали многие. А вот имя автора либретто долгое время скрывалось. Перед премьерой в театре выпустили программу со строчкой «Содержание заимствовано из сказок Перро». Что соавторами либретто выступили Мариус Петипа и Иван Всеволожский, стало известно уже после первого показа.
Подготовка к премьере вступила в финальную фазу осенью 1889 года. В это время Петипа, Всеволожский и Чайковский вместе с дирижером Рикардо Дриго регулярно встречаются в театре. Обсуждают декорации и костюмы, а параллельно артисты оттачивают свои партии. О напряженных последних месяцах перед премьерой впоследствии писал заместитель Ивана Всеволожского Владимир Погожев:
«То перемены в костюмах, то дополнения к декорациям и реквизиту, то налаживание машинных трюков и движение панорамы, то вставки и дополнения к хореографической композиции, то, наконец, необходимая корректура в партитуре и в оркестровых партиях. Особенно много хлопот было с установкой чудной картины спящего царства. Все это нервировало и Всеволожского, и Петипа, и артистов, и администрацию и, конечно, отражалось на Чайковском».
Генеральная репетиция спектакля стала исторической, потому что в этот момент в зале оказался император Александр III в сопровождении придворных. Колоссальная ответственность лежала и на создателях балета, и на исполнителях постановки. Известно, что после финальных аккордов царь высказал свое мнение.
Александр III сказал о постановке: «Очень мило».
А Чайковский, рассказывая об этом событии в своем дневнике, передал реплику государя с пятью восклицательными знаками. Судя по всему, Петра Ильича возмутила столь сдержанная оценка проделанной огромной работы.
Яркая премьера и первые оценки публики
В премьерном показе «Спящей красавицы» принимали участие ведущие балетные артисты Мариинки. Главную партию прекрасной Авроры исполнила итальянская балерина Карлотта Брианца. В то время она сотрудничала с петербургским театром по контракту. В роли принца Дезире на сцену вышел Павел Гердт, который с 1865 года занимал положение ведущего танцовщика Мариинки. Противоборствующих фею Сирени и фею Карабос станцевали дочь балетмейстера Мария Петипа и итальянский артист и балетмейстер Энрике Чеккетти соответственно.
Вслед за историей любви Авроры и Дезире на сцене разворачивалось третье действие, которое оказывалось настоящим сказочным шествием, где друг друга сменяли герои знакомых с детства сказок. Роль Белой кошечки исполнила Мария Андерсон, а ее партнером оказался Кот в сапогах — Альфред Бекефи. Также на сцене в третьем действии оказывались Красная Шапочка (Клавдия Куличевская) и Серый волк, Золушка и принц. В классическом па-де-де участвовали Голубая птица (Петр Владимиров) и принцесса Флорина. Галерею персонажей французского сказочника Шарля Перро продолжал танец Мальчика-с-пальчика в компании братьев, все они были воспитанниками петербургского Театрального училища. Также в третьем действии блистали феи драгоценностей: Сапфира, Серебра, Золота, Бриллиантов.
Первые оценки публики были разными. Например, в Петербургском листке №3, вышедшем на следующий день после премьеры, писали:
«Для глаз сделано все, а для хореографии ровно ничего. Музыка г. Чайковского вовсе для танцев не подходит. Под нее даже и танцевать нельзя. В общем “Спящая красавица” будет интересовать тех, кто в балете не ищет хореографа, а лишь развлечение для глаз в виде декораций да костюмов».
Но немало было и восторженных отзывов, а о том, что публика все же оценила балет, свидетельствовал факт: за первые два сезона «Спящую красавицу» на сцене Мариинки увидели около 50 раз. Да и последующая сценическая жизнь балета оказалась продолжительной и интересной: за постановку брались хореографы ведущих театров мира, например, Юрий Григорович создал для Большого театра три редакции спектакля.
«Спящая красавица» сегодня — нетленная классика, которую с удовольствием смотрят и взрослые искушенные балетоманы, и юные зрители, только открывающие для себя мир балета.
Понравилась статья? Читайте также:
— Три знаковых партии Майи Плисецкой
— Мариинка: краткая история большого пути
Больше статей о балете, культуре и искусстве у нас на сайте, переходите ↓