Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

Куда уходит детектив? Обсуждаем проблемы жанра

Оглавление

Вот таким броским и провокационным заголовком начинается новый материал в рубрике #тренды .

Детектив по-прежнему держит верхние строчки рейтингов, увлекая читателей в мир расследования, тайн и загадок. Сегодня он активно смешивается с другими жанрами, заходит на территорию триллера и хоррора, авторы охотно смешивают приемы, пытаясь соответствовать эпохе.

И тем самым нанося непоправимый ущерб детективу как жанру - из него все больше вымывается его ключевая часть - расследование.

Несмотря на то, что детектив считают легким и несерьезным жанром, он. как и научная фантастика, в значительной степени опирается на науку. Только если НФ - на естественно-научные направления и технические науки, то детектив - на психологию, криминалистику, криминологию, виктимологию, уголовное право и уголовный процесс, экспертную деятельность. И эти направления наук сильно шагнули вперед с научно-техническим прогрессом.

Авторам детективов сегодня во многом лениво это изучать, читать сотни учебников, консультироваться. Чтобы отвлечь читателя от профессиональной жизни героев, они смещают фокус в сторону эмоций, мотивации жертв и злодеев, зачастую ставят следователя/детектива в позицию следующей жертвы. Расследование описывается все более условно и схематично, без уточнения работы специалистов. Чтобы обеспечить накал страстей вместо схватки умов, читателю предлагают схватку страстей: протагониста (положительного героя) наделяя сверхъестественными способностями (привет, профайлеры, нюхачи, медиумы, всевозможные экстрасенсы и пр.) или же отдавая отгадку на откуп удаче героя (пальцем в небо ткнул, оказался на месте преступления, случайно подслушал разговор, получил письмо-подсказку).

При этом саспенс и напряжение достигается не эмоциями ума и логикой героя, а за счет описания жести и кровавых подробностей преступлений. И тут кто подробнее описал, как хрустят суставы и крошатся зубы жертвы, тот и бестселлер. Неискушенная аудитория глотает эту наживку, забывая, что от заявленного в аннотации жанра - детектива - не осталось ничего, кроме факта совершения преступления. А сам детектив уже все, что угодно - драма, триллер, хоррор - но не детектив.

Все эти размышления меня накрыли, когда меня попросили составить топ-5 детективов 2021 года, и я не смогла назвать ни одного (при том, что детективы - условно - это и Омер, и Маррс, даже Виктор Пелевин, как оказалось, пишет детективы).

Что же я, как юрист и автор детективов, советую читать?

1. Джоди Пиколт. Растиражированные сегодня Омер и Маррс рядом с ней - дошколята в клетчатых штанишках. Мастер интриги, психологизма. Ее визитная карточка - мастерски выстроенный сюжет, социальный подтекст, обоснование мотивов, подробная проработка фактуры и правовой части. Особенно рекомендую "Девятнадцать минут", я бы его даже в программу школы включила .

2. Александра Маринина и ее цикл о Насте Каменской. Лучшие криминальные детективы на основе российских реалий.

3. Антон Чиж, исторические детективы. Локация - Россия начала 20 века. Глубокая проработка эпохи и исторической фактуры, очень приятные герои

4. Роберт Гэлбрейт, особенно "Дурная кровь". Не смотря на то, что Роулинг идет на хитрый ход, делая своего героя частным детективом и освобождаясь от описания профессиональной стороны работы сыщика, его взаимодействия с криминалистами и экспертами, психологическая составляющая, проработка деталей идеальна.

Читайте вдумчиво, читайте со вкусом. Хороший детектив - это тяжелая атлетика для ума.

#евгенич кретова #детектив #писательское закулисье #литературное мастерство #критика #кризис жанра

Подписывайтесь на канал : увлекательные истории, новости литературы, презентации книг и серий, авторский взгляд и писательское закулисье, а также заметки бывшего юриста - все это найдете на моем канале. 📕 Путеводитель по каналу

_________________________

Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel , wildberries , my-shop .