Съездил на днях навестить своего старого знакомого, которого ныне начали варварски "реставрировать для расширения путей МЦД": уникальный Сыромятнический путепровод и трамвайный тоннель.
Когда-то давно он выглядел вот так:
А ближе к нашим дням -- вот так:
А сейчас тоннель выглядит вот так:
Как видите, в тоннеле до сих пор сохранились пути, но само будущее уникального тоннеля, как и трамвайной линии, к сожалению, под вопросом. Тоннель является памятником промышленной архитектуры, и это один из старейших сохранившихся до наших дней кирпичных тоннелей в Москве! Тем не менее, несмотря на сопротивление общественности и нарушение закона в 2021 году власти начали "реконструкцию" этого путепровода с совершенно непонятным результатом в будущем. Знакомая картина, не правда ли?!
До недавнего времени это был в том числе ещё и самый короткий пешеходный путь с Курского вокзала к модному ныне арт-кластеру "Артплей".
Но сейчас там пройти официально нельзя, а неофициально можно через жуткую жижу с грязью и снегом. Так что если пойдёте -- будьте готовы, берите соответствующую обувь!
Внутри тоннеля сейчас вот такая картина. Видно, как светятся катафоты:
Внутри тоннеля ещё и акустика прекрасная: можно петь и играть музыку!
Возвели этот тоннель аж ещё в 1865 году для обхода железнодорожной линии Москва — Курск без пересечения путей линии (линия проходит над тоннелем -- там проходят поезда Курского и Горьковского направления). Интересно, что изначально тоннель был построен для прогона скота! Позже он стал использоваться как автомобильный и пешеходный тоннель под путями Курского направления ж.д.
Позже, начиная с 1933 года через исторический тоннель проходили уникальные сдвоенные трамвайные пути, которые соединяли Сыромятнический проезд и Большой Полуярославский переулок.
Тогда была запущена новая трамвайная линия от Бауманской улицы. Она проходила по улице Радио, Елизаветинскому переулку и Сыромятническому проезду вплоть до площади Курского вокзала.
Эта линия как раз была проведена через Сыромятнический тоннель.
Но поскольку его габарит вмещал только один трамвайный путь, а перестраивать тоннель оказалось слишком дорого, решили построить "сплетение путей": когда одна колея заходит внутрь другой, но не соединяется в один путь.
С обеих сторон тоннеля были установлены светофоры, чтобы трамваи не столкнулись в нём. Один из них сохранился до сих пор:
Когда-то через тоннель было разрешено ездить и автомобилям:
Позже это запретили, так как было много столкновений авто с трамваями там, особенно в 90-е годы.
В последние годы через этот тоннель проходили трамвайные маршруты № Б и 24:
Но с 28 августа 2021 года и трамваи там больше не ходят, как вы понимаете. Люди пока ещё могут пройти, если не боятся снежной жижи и стройки вокруг.
А со стороны "Артплея" портал тоннеля сейчас выглядит вот так:
Рядом висят плакаты с говорящим названием радио:
А сам нынешний арт-кластер "Артплей", кстати, был в дореволюционное время заводом "Гакенталь" вот бывший дом его владельца, сохранившийся до сих пор:
На его втором этаже находилась квартира Ф. Ф. Гакенталя.
На этом заводе РСДРП вела подпольную революционную деятельность, а впоследствии в советское время его переименовали в завод "Манометр". Как понятно из названия, он производил манометры и иные измерительные приборы.
На фото сверху слева видно тоже бывший дом Гакенталя, а справа вверху виден поезд дальнего следования, идущий в сторону Курского вокзала. Может, даже из Крыма.. тогда поезда в Крым ходили с Курского направления!
Вот слева в кадре ниже как раз кусок дома Гакенталя сегодня:
Справа на этом кадре как раз стена, защищающая насыпь путей Курского направления, через которые и проходит Сыромятнический тоннель.
Интересно, что завод "Манометр" и сегодня продолжает существование, но уже не в Москве, а в городе "Энгельсе" Саратовской области.
Здесь же от истории, похоже, скоро останется только эта столовая, вход в которую тоже утопает где-то в снежной жиже:
Другие истории и прогулки по Москве смотрите здесь и в моём инстаграме "Другая Москва".
#история #urbex #urbexrussia #москва #другаямосква #транспорт #трамвай #artplay #экскурсии по москве #заброшенныеместа