К северу от излучины реки Оронт в нынешней турецкой провинции Хатай в результате археологических раскопок в начале XX века были найдены клинописные документы древнего города Алалах (современный Тель-Атчана). Алалах в первой половине 2 тыс. до н.э. был известен как второй по значимости город могущественного северосирийского государства Ямхад, столицей которого был Алеппо. В середине 2 тыс. до н.э. Ямхад как единое государство исчез с политической карты Месопотамии. Алеппо скорее всего превратился в вассальный город хурритского государства Митанни, а Алалах стал столицей нового государства, именуемого в хеттских источниках как Мукиш.
В первом, то есть в хронологически самом позднем археологическом слое XII в. до н.э. Алалаха в развалинах храма копальщики извлекли на свет необычную статую сидящего на троне человека.
По лицу и туловищу древнего жителя города шли клинописные строки. Текст, написанный от первого лица на средневавилонском языке, повествовал о деяниях первого царя Мукиша по имени Идрими. Так выяснилось, что перед нами изваяние самого царя, который жил и правил в середине XVI века до н.э., надпись же стала одним из основных источников по истории Северной Сирии 2 тыс. до н.э.
По сиро-анатолийской традиции после своей смерти Идрими был обожествлен, и в течение последующих четырех веков его статуя использовалась в локальном культе Алалаха. Мирная жизнь города прервалась с нашествие так называемых «народов моря» в XII в. до н.э. Город был уничтожен, дворец разграблен, а изображения божеств осквернены и разбиты. Не уцелел и восседающий на троне Идрими - статуя была расколота на куски. Только кропотливая работа реставраторов позволила воссоздать первоначальный облик фигуры.
В рассказе Идрими повествует о своих героических деяниях, связанных с восстановлением государственности и возобновлением царской династии. Совершенно ясно, что цель его повествования – легитимизация своего царского статуса. Таким образом текст Идрими стоит в одном ряду с другими апологиями, которые оставили нам правители древнего мира, известные как узурпаторы: хеттский Телепину, ахеменидский Дарий I, Октавиан Август в Риме.
Речь Идрими наполнена литературными топосами древней Месопотамии, его слова безусловно нельзя воспринимать буквально. Однако под нагромождением символического и пропагандистского дискурса нам открывается реальная жизнь исторического персонажа.
История Идрими начинается одновременно с экспансией хурритского государства Митанни. Восстание в Алеппо – в столице государства Ямхад (к западу от Митанни) – приводит к смерти царя Илимилимма, отца Идрими, и изгнанию его семьи, которое мы можем приблизительно датировать 1570 г. до н.э. Одно из могущественнейших государств первой половины 2 тыс. до н.э. Ямхад при Илимилимме прекратило свое существование, хотя причины и детали падения мы не знаем. Упомянутое восстание? Агрессия Митанни? Экономические причины?
«В городе Алеппо, в доме моего отца, произошло преступление, мы были вынуждены бежать к повелителям Эмара, кторые были потомками сестер моей матери, и мы обосновались в Эмаре», - пишет Идрими.
Идрими не был старшим сыном Илимилимма, вполне возможно, что его мать даже не была главной женой последнего царя Алеппо. Это объясняет нам стремление Идрими доказать свою легитимность. По его словам, он единственный из всей семьи горит желанием восстановить былое могущество Ямхада.
Раз никто из братьев Идрими, обосновавшись в Эмаре, не претендует на отцовский трон, он решает взять эту миссию в свои руки.
Идрими отправляется в странствие, якобы не взяв с собой ничего кроме лошади, колесницы и возничего. Пересекши за один день пустыню, Идрими попадает к кочевникам сутиям, которые принимают его как царскую персону. Сутии всегда держались поодаль от цивилизации, поэтому доехать до них за один день было явно невозможно. Символический рассказ Идрими всего лишь показывает нам, что ехал он очень быстро. Интересно другое, племена сутиев хорошо известны в месопотамских источниках как грабители и работорговцы, путешествие к этим варварам и их доброжелательная реакция показывают читателю храбрость и высокий статус Идрими. С литературоведческой точки зрения надо отметить, что описание путешествия в одиночестве по пустыне и встреча с разбойниками – один из главных топосов древних ближневосточных и египетских сказок о несчастном принце.
Идрими проводит «семь лет» на севере Ханаана к югу от Библоса, где регулярно обращается к богу Грозы Ададу (Тешубу) за одобрением своих захватнических планов. «Семь лет» стоит так же понимать как символическое число, обозначающее «долго».
Для общения с божеством Идрими использовал орнитомантию (гадание по полету птиц) и гепатоскопию (гадание по печени животных). Обе гадательные практики широко известны в древней Месопотамии, но важно, что текст Идрими, видимо, самое древнее упоминание орнитомантии на Ближнем востоке.
С вероятностной точки зрения, ничего удивительного, что после «семи лет» попыток Идрими наконец получил одобрение бога Грозы. Заручившись поддержкой местного населения, чей этнический состав нам неясен, наш герой строит корабли и из северного Ханаана морем прибывает в Мукиш – необычный путь, которого старались избегать на Ближнем Востоке. Жители прибрежных городов и - что особенно важно - Алалаха приветствуют Идрими и признают в нем легитимного царя. Ему подносят разнообразные дары, в частности крупный и мелкий рогатый скот.
«Мои браться услышали об этом и пришли присоединиться ко мне... я поставил своих братьев под свою защиту», - продолжает Идрими.
Идрими восседает на троне в Алалахе, столице Мукиша. Следующие «семь лет» (опять та же цифра, показывающая, что проходит значительный временной период) Идрими проводит в столкновениях с Парратарной, владыкой хурритского государства Митанни. Нам неясно, кого можно назвать победителем в этой затяжной борьбе. Так или иначе, в результате Идрими получает статус вассала митаннийского царя. Идрими официально становится царем Алалаха, признанным народом, митаннийским сюзереном и местным божеством. Царствование Идрими длилось, по его словам 30 лет, которые мы датируем периодом между 1560 и 1530 гг. до н.э.
«Я правил 30 лет. Я записал свои деяния на статуе. Пусть на нее смотрят и продолжают почитать меня», - заключает Идрими.
Хотя странствующему принцу Идрими и не удается вернуть обратно отцовский город Алеппо, который остается под влиянием Митанни, его длительное правление Мукишем со столицей в Алалахе было весьма славным. Идрими провел захватнический рейд на территории Хеттской империи, захватил в Киццуватне богатую добычу, за счет чего смог отстроить великолепный по провинциальным северосирийским меркам дворец и вернуть городу блеск былых времен. Дворец Идрими был найден археологами в четвертом археологическом слое Алалаха (вторая половина XVI в. до н.э.). Обожествленная статуя Идрими переживает дворец своего хозяина и продолжает быть культовым объектом для жителей города в течение еще нескольких столетий – до нашествия варваров с Балкан.