Зашел вчера в ипотечный отдел Сбера, а в этом отделе сами ипотечники сидят в отдельных огороженных кабинетах, а те кто занимается вспомогательной работой (принять страховку, выдать справку и т. д.) сидят отдельно за столами, также в этом отделе выделены зоны, огороженные стеклом, напоминающие комнату переговоров, только без дверей.
Когда я сидел в очереди заметил, что в одной из клиентских зон проходила сделка по купли-продажи квартиры, были продавцы (мужчина средних лет, пожилая женщина лет 70 и их риэлтор), также одновременно со мной зашли покупатели (молодой человек, молодая девушка и их риэлтор). Вскоре, в импровизированном кабинете, начались очень громкие дебаты — пожилой женщине было не понятно, почему вдруг ее квартиру продают за 450 тысяч? Риэлтор стал объяснять, что это первоначальный взнос за квартиру, потом банк переведет оставшуюся сумму на счет.
Я понял, что этой пожилой женщине ничего про сделку не рассказали, ни риэлтор, ни тот с кем она пришла. Она пришла в банк на подписание договора с мыслью, что сейчас получит за свою квартиру полную сумму за которую она ее продает, но оказалось, что на руках будет только 450 т.р. Дальше она сказала, что никакие переводы на счет ей не нужны, ей надо только наличные, она даже пенсию снимает с карты сразу после зачисления. Если это кредитные деньги, то пусть банк дает их покупателям, а они уже отдают ей всю сумму сразу, почему она должна верить тем сказкам, которые ей рассказывают?
В общем она отказывалась подписывать договор купли-продажи до тех пор, пока не увидит на столе 3 млн. руб. - цена продажи квартиры. Оба риэлтора стали ей объяснять, что после того, как она подпишит договор, в течение 5 дней оставшаяся сумма будет у нее на счете и она сможет без проблем ее снять в любом отделении без комиссии.
Сделка сорвалась.
Бабка обратилась к сопровождавшему ее мужчине с просьбой отвезти ее домой, начала собирать свои вещи в сумку и сказала, что она не дура, чтоб на кого-то переписывать квартиру за 450 тысяч, Сберкассе она не верит с 90-х, когда у нее сгорели все вклады и сейчас ни в какие авантюры она влезать не собирается — это уже какой-то МММ.
Видели бы Вы выражение лица покупателей. Риэлторы пытаются остановить продавца, но та начинает кричать, что сейчас позовет охрану, ее никто не имеет право заставлять продавать квартиру за жалкие 450 тысяч. Она действительно ушла, а ее риэлтор побежал вслед за ней.
Тут подошла моя очередь к сотруднику, быстренько получил свою справку, но остался в клиентской зоне, мне было интересно чем закончится эта история.
Риэлтор покупателя с девушкой-клиенткой побежали к ипотечному специалисту в кабинет, что-то стали обсуждать, молодой человек остался с деньгами в кабинете. Вернулся риэлтор продавца, сказал, что они уехали, но он с ней потом поговорит и скажет когда можно будет вновь придти на сделку, будет все нормально.
Молодой человек в грубой форме стал говорить, что ни о каком повторном приходе не может идти речь, стал требовать возврата аванса, а также компенсировать стоимость отчета об оценки и еще 3 тысячи за потерянный рабочий день. А риэлтор со спокойным выражением лица сказал, что в случае если покупатель отказывается от сделки, то он ничего не должен возвращать. Тут пришла риэлтор покупателя и тоже стала высказывать претензии в адрес риэлтора продавца - как так вышло, что покупатель отказался от покупки, если сейчас сам продавец отказался от сделки и ушел?
Второй риэлтор пытаясь выйти из кабинета сказал, что она не отказалась, а просто взяла паузу, она потом все подпишет. Риэлтору никто не позволил выйти из кабинета, а риэлтор покупателя стала звонить в его агентство (кстати очень большое, но с очень плохой репутацией) и объяснять суть конфликта. Поговорив по телефону покупатели еще раз зашли к ипотечному специалисту, а потом вышли из отдела. Я так понял, что они поехали в офис агентства за своим авансом.
Кто виноват?
А виноваты тут двое — риэлторы.
Риэлтор продавца обязан был рассказать всю схему сделки заранее, обязан был разложить все по полочкам, чтоб у продавца не было вопросов на сделке.
Риэлтор покупателя должна была убедиться в том, что покупатель в курсе всего — как и в какой последовательности будет проходить сделка, тем более, что она видела, что покупатель пожилой человек.
В Сбере на одного ипотечного клиента выделяется всего один час. За этот час надо успеть и подписать договор-купли продажи, и передать аванс, и оплатить комиссии, и подписать кредитный договор, и оставить время сотруднику для отправки документов на регистрацию. Поэтому важно, что все стороны сделки заранее были ознакомлены с содержанием договора купли-продажи, чтоб знали кто, сколько и куда передает деньги, на готове должны быть сотовые телефоны и т.д. Т.е. все должни придти, "пробежаться" еще раз по договору, передать заранее приготовленные деньги (а не бегать по банкоматам или вообще домой), пересчитать и спокойно отправляться на регистрацию.