Найти тему

«Сменить подрядчика нельзя оставить» или как не ошибиться, выбирая провайдера для аутсорсинга учетных функций? Часть 1.

Аутсорсинг непрофильных процессов предприятий в современном мире уже привычная и понятная для рынка опция оптимизации с очевидными выгодами и благами, среди которых чаще всего выделяют следующие:

  • получение надлежащего качества ведения учета на непрерывной основе;
  • оперативный доступ к экспертизам более высокого уровня и смежным компетенциям;
  • трансфер ответственности и рисков;
  • снижение нагрузки на управленческий и административный аппарат за счет вывода функций из контура компании;
  • высвобождение ресурсов (HR, время, деньги, технологии, обучение и так далее) и фокусировка на ключевых целях и задачах компании;
  • рычаг быстрого масштабирования, поддерживающий рост клиента (вне зависимости от того, происходит ли масштабирование действующего бизнеса, запускается ли новое направление или компания выходит на международный рынок, так как аутсорсинговые организации сосредотачивают в себе опыт ведения учетных функций компаний из разных видов деятельности и отраслей);
  • снижение прямых издержек на ведение учетных функций, что не всегда является прописной истинной, но зачастую дает приятный эффект;
  • системный (четкость, прозрачность, регламентация, регулярность) и интегрированный подход (основная компетенция, поддерживаемая технологиями, юристами, клиентскими менеджерами, нацеленные на удовлетворение потребности клиента) к работе, формирующие положительный клиентский опыт
  • IT-инфраструктура с высоким уровнем безопасности и сохранности данных, отвечающая предъявляемым требованиям отрасли.

Кому необходим аутсорсинг

Среди множества тех самых непрофильных функций существует ряд наиболее чувствительных к трансферу (ввиду своей неотъемлемости, фундаментальности, содержания конфиденциальных данных, степени влияния на штатное функционирование бизнеса в целом, а также пристального контроля со стороны госорганов). Чаще всего это бухгалтерский и налоговый учет, кадровый учет и payroll, некачественное ведение которых и последующие проверки, штрафы, утечки данных и прочие проблемы могут привести компанию к крушению.

И, как полагается, чем крупнее организация, тем выше цена риска и последствия.

Поэтому для компании крайне важно, принимая решение передавать функции на аутсорсинг, осознанно и с должной осмотрительностью подойти к выбору будущего аутсорсера, тем самым максимизировав выгоды и минимизировав свои риски.

Сразу оговоримся, что определенная сложность выбора заключается в огромном количестве игроков «от мала до велика» при отсутствии нормативного регулирования отношений аутсорсинга и санации со стороны государства

И если вопрос качества услуг, благонадёжности и ответственности устоявшихся игроков нашей отрасли не вызывает сомнений, то сложности и негативный опыт, полученные компаниями при сотрудничестве с иными провайдерами, весьма громко говорят о необходимости превентивных мер.

Тендер: быть или не быть

Большинство компаний среднего и крупного бизнеса используют тендерную процедуру, как превентивную меру, для выбора надежного подрядчика, способного удовлетворить потребности и цели компании надлежащим образом и за оптимальные ресурсы (деньги, время, и да, нервы) с минимальными рисками.

Где окажется запятая, в конечном итоге, зависит от качественного проведения тендера и тщательной оценки существенных параметров выбора.

Как выбрать грамотного провайдера, правильно расставить запятые и быть уверенным в:

  • выполнении целей передачи учетных функций на аутсорсинг,
  • качестве и надежности получаемого сервиса,
  • отсутствии рисков и непредвиденных обстоятельств (в том числе, нежданное появление государственных контролирующих инспекций на пороге ваших дверей);
  • долгосрочном и плодотворном сотрудничестве,
  • устойчивом развитии бизнеса
  • спокойном сне ответственных лиц компании

Определяем потенциальный лист компаний для направления тендерного задания, приглашения к участию и сбору гайдов:

I. Источники сорсинга:

1) Сарафанное радио/рекомендации – классический и достаточно эффективный способ, если есть у кого спросить. У рекомендателя должны быть схожие с вашими потребности/цели, а опыт увенчался успехом.

2) Брендинг – на рынках всегда есть известные бренды, завоевавшие свое лидерство и авторитет. Многие из них имеют международные корни и находятся на слуху у всего мира. Будет ли такой выбор безопасным – вероятно, эффективным для разрешения целей – возможно, оптимальным – вряд ли.

О чем речь? Если вы являетесь крупнейшим налогоплательщиком и частью международного холдинга с большим количеством внутригрупповых расчетов, трансфертными платежами и постоянным мониторингом налоговой, лучше выбрать провайдера, специализирующегося на данных проблематиках, имеющего прикладной подтвержденный опыт и экспертизу. В таком случае высокая (а иногда непомерно высокая, на первый взгляд) стоимость сервиса будет оправдана минимизаций не менее высоких в денежном эквиваленте рисков и штрафов.

Если же ваша деятельность не является настолько сложноорганизованной и специфичной, то на локальных рынках всегда есть менее именитые, но не менее добросовестные и компетентные провайдеры, предоставляющие нужный спектр услуг надлежащего качества на более оптимальных условиях, и точно достойные вашего внимания.

3) Поисковые системы по целевым запросам – данный способ подходит для начала формирования листа и получения первичной информации о провайдерах, при этом не является достаточным и требует более глубокого анализа рыночных позиций, рейтингов и т.д.

4) Рейтинги – часто применяемый метод формирования листа, при этом может выступать и как самодостаточный инструмент, и как критерий в рамках проводимого анализа первичных данных.

Очень важно обращаться за мнением именно к экспертным источникам и авторитетным агентствам, например, RAEX – лидер мнения на рынке аутсорсинга.

5) Посещение профильных/ отраслевых конференций – на таких мероприятиях будут представители провайдеров и партнеров, которые сами вас найдут, во всех красках расскажут о своих компаниях и сервисах, предоставят контакты и материалы с подробной информацией, сформируют первое впечатление о потенциальном аутсорсере. Способ явно длительный, требующих усилий, времени и офлайн коммуникаций, и, следовательно, может выступать как дополнительный инструмент для компаний, готовящихся к тендерам в долгосрочной перспективе.

II. Первичные параметры отбора на тендер.

Итак, информация собрана, лист потенциальных провайдеров сформирован, что дальше? На основе каких параметров можно отобрать целевых участников тендера?

1. Опыт работы провайдера в отрасли – вопрос, имеющий несколько трактовок, и каждая из них важна.

Во-первых, срок существования компании-провайдера на рынке аутсорсинга дает первичное минимальное представление о наличии опыта (а какого именно, вопрос следующий), прозрачности целей ее существования и определенной стабильности.

Во-вторых, опыт оказания сервиса провайдером именно в вашей отрасли еще более значимый параметр для отбора.

Конечно, на тему специфичной специфичности создано огромное количество мемов и анекдотов. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что сфера оказания услуг, производство товаров, ритейл и строительство нефтепроводов имеют ряд глубинных отличий, которые красной нитью проходят сквозь все этапы и процессы жизнедеятельности таких компаний, и учетные функции не исключение.

Важно осознавать, что, выбирая провайдера, не обладающего опытом работы с вашей отраслью, вероятно в итоге вы получите нужный результат. Вопрос только в том, какими ресурсами и нервами. Ведь на вас по факту будут учиться и восполнять знания в той самой специфичной специфичности. Ответ на вопрос «А оно вам надо?» - сугубо риторический.

2. Наличие релевантного тендерному заданию опыта работы.

Вопрос еще более глубинного характера, который стоит проработать, чтобы потом ожидание не разбилось об реальность.

Рынок аутсорсинга, и учетных функций тоже, многогранен, насчитывает тысячи типов операций, сотни методологий и методов их выполнения, отличается материально-ресурсными мощностями, технологиями и инструментарием, гибкостью и другими факторами для оказания вам сервисов.

Поэтому, чтобы попасть «не в бровь, а в глаз», важно целиться на провайдеров, которые имеют +/- сопоставимый техническому заданию опыт.

К примеру, вы - крупный ритейл с сильной географической распределенностью, каждодневными операциями, исчисляющимися миллионами рублей, тысячами людей, и необходимостью вести оперативный товарный, кассовый, кадровый учет, платить вовремя многочисленным поставщикам, ежедневно контролировать складские запасы и получать данные по продажам.

Задача явно выполнимая, если она в умелых руках, но под силу далеко не каждому провайдеру.

Чтобы оказать услуги на надлежащем уровне, удовлетворяющие такого рода потребности компании, у провайдера должен быть мощный административно-хозяйственный отдел с отлаженными и четкими процессами логистики и документооборота, цифровые технологии обработки и контроля процессов, различные каналы коммуникации, высокий уровень автоматизации, в том числе в обмене и трансформации данных, компетентный персонал в достаточном количестве и резервы во всем для обеспечения непрерывности процессов.

Или более простой пример, ваша компания ведет учет в GSAP, Workday и т.д. Дальнейший выбор очевиден: ваш провайдер должен уметь работать с данными системами и/или обеспечить обмен данными между учетными системами в установленном формате (в зависимости от строгости предъявляемых требований).

3. Благонадежность провайдера и его финансовая устойчивость – обязательное условие для долгосрочных отношений и вашего спокойствия.

Первое и очевидное, ИФНС в принципе предъявляет требование к проверке благонадежности контрагента при заключении сделок участниками рынка.

Второе, аутсорсинг предполагает длительное сотрудничество и вам необходимо убедиться, что ваш провайдер чист, надежен, устойчив и будет работать на рынке еще долгое время. Передача учетных функций дело тонкое и доверительное. Быстро и безболезненно передать ведение учета от провайдера к провайдеру вряд ли получится, да и процедуру выбора нового подрядчики придется повторить, только в очень сжатые сроки.

Третье, ключевыми ресурсами аутсорсинговых компаний являются компетентный персонал и технологии. Ни первых, ни вторых вы не найдете в компаниях, неспособных в полном объеме и в срок исполнять свои обязательства, с отсутствием финансирования на цифровизацию процессов и с сомнительным будущим.

Четвертое, вместе с трансфером учетных функций компания также передает провайдеру риски, возникающие при их ведении, в том числе штрафы, пени, доначисление при проверках, суды и т.д. А значит, при реализации рисков, провайдер должен иметь достаточные ресурсы для их покрытия и продолжения своего нормального функционирования.

4. Страхование профессиональных рисков гарантирует, что при наступлении неблагоприятных ситуаций провайдер свои обязательства по ответственности выполнит, а компания получит возмещение. При этом стоит обращать внимание на сумму страхования и сроки действия полиса.

Ввиду того, что:

а) аутсорсеры оказывают сервисы сотням компаний, находящихся в клиентском портфеле,

б) основные контракты, как правило, имеют долгосрочный характер,

в) срок исковой давности по налоговым проверкам и проверкам госорганов - 3 года,

Хорошо, если провайдер страхует риски ежегодно и не менее, чем на 5 миллионов рублей.

5. Рейтинги и рекомендации. Высокие, устойчивые позиции в экспертных рейтингах и наличие положительных рекомендаций – хороший признак, говорящий о репутации и признании заслуг провайдера на рынке, а также доверии клиентов.

При этом следует отметить, что данный параметр не является самодостаточным и должен рассматриваться совокупно с остальными.

В компании Бридж Групп ваши риски финансово застрахованы. Получить консультацию по услуге

Итак, лист провайдеров утвержден, приглашение на участие в тендере и техническое задание направлены, гайды получены. Что дальше? Во второй части рассказываем, какие критерии претендентов надо проанализировать в первую очередь и как это сделать.

#бридж групп #аутсорсинг бухгалтерии #бухгалтерский учет #бухгалтерский аутсорсинг #автоматизация учета