Найти в Дзене
alik-sumin

Интервью для Stepik

Меня тут попросили дать интервью для Stepik, ну как интервью, вопросов там особо не было, и в итоговом материале они и вовсе не присутствуют, то есть такой монолог получился, опубликую его и здесь пожалуй: Когда я задумался о создании своего первого курса, Stepik был платформой практически исключительно для программистов, и я сам проходил там курсы по Python от института Биоинформатики, именно они и вдохновили меня сделать что-то своё. При этом бэкграунд преподавания у меня был, я много работал в университетах и на коммерческих курсах для компаний. Я архитектор, и архитектура - это сейчас профессия, которая переживает трансформацию, если когда-то основными техническими hard skills архитектора были умение рисовать и создавать чертежи зданий, а позднее знание компьютерных программ, которые позволяют создавать чертежи уже в электронном виде, то сейчас всё больше и больше архитекторов пишут алгоритмы для генерации объемов, планировок зданий, для управления строительными и промышленными роб

Меня тут попросили дать интервью для Stepik, ну как интервью, вопросов там особо не было, и в итоговом материале они и вовсе не присутствуют, то есть такой монолог получился, опубликую его и здесь пожалуй:

Когда я задумался о создании своего первого курса, Stepik был платформой практически исключительно для программистов, и я сам проходил там курсы по Python от института Биоинформатики, именно они и вдохновили меня сделать что-то своё. При этом бэкграунд преподавания у меня был, я много работал в университетах и на коммерческих курсах для компаний.

Я архитектор, и архитектура - это сейчас профессия, которая переживает трансформацию, если когда-то основными техническими hard skills архитектора были умение рисовать и создавать чертежи зданий, а позднее знание компьютерных программ, которые позволяют создавать чертежи уже в электронном виде, то сейчас всё больше и больше архитекторов пишут алгоритмы для генерации объемов, планировок зданий, для управления строительными и промышленными роботами, для создания сложных оболочек и конструкций, адаптированных под нагрузки и другие ограничения. Эта тема очень хорошо коррелируют, как мне кажется, с концепцией платформы Stepik, но всё же первый курс, который наша команда (я, Макс Степанников и Сергей Швыдко - все мы тогда работали в Академии BIM) выпустила, был про изучение достаточно традиционного инструмента для архитекторов - программу Autodesk Revit (ссылка на курс https://stepik.org/z/738 ).

Конструктивная BIM модель Лахта центра, сформированная в Autodesk Revit, разработанная в "Горпроект" при участии "Академии BIM"
Конструктивная BIM модель Лахта центра, сформированная в Autodesk Revit, разработанная в "Горпроект" при участии "Академии BIM"

Этот курс был бесплатным, и я думал, что на него запишется человек 100, но через три года аудитория выросла до 35 тысяч, и мы просто перестали справляться с поддержкой (мы стараемся постоянно выпускать обновления и отвечаем вообще на все комментарии и вопросы, которые студенты пишут внутри курса), поэтому в этом году мы ввели небольшую плату для новых пользователей, что сильно уменьшило число приходящих на курс людей и позволило нам сосредоточиться на других задачах. На этом курсе у нас отличные отзывы и крутые студенты, я знаю многих лично, и у нас есть чат в Telegram, где мы общаемся. Знаю, что сертификат этого курса, но прежде всего, конечно, полученные знания, в какой-то степени помогли многим ребятам найти работу. Есть отзывы, где студенты рассказывают, что уехали в Швейцарию или Китай - о таких историях всегда интересно узнавать. В целом, этот курс стал, своего рода, стандартом в индустрии, есть компании в России, Казахстане, в Республике Беларусь, где все сотрудники повышают свою квалификации именно через наш курс на Stepik.

В прошлом году мы с Сергеем Дмитриев наконец-то создали курс по программированию для архитекторов в среде Grasshopper. Grasshopper - это язык визуального программирования, с возможностью также создавать собственные функции на C#, Python или VB. Всё это построено на платформе Rhinoceros, на движке которой визуализируется результат выполнения вашего алгоритма, будь то симуляция ветровых поток, сборка параметрической конструкции или формирование траектории движения промышленного робота. Многие возможности неплохо проиллюстрированы в нашем вступительном видео, которое красуется на промо странице курса:

https://stepik.org/z/51851

Вообще говоря, Grasshopper не только архитекторы используют, там есть модули для инженеров, промдизайнеров, ювелиров и даже биологов и медиков, но так как мы в этих сферах не работаем, то и такие студенты к нам не приходят, они о нас банально не знают. Впрочем и весь материал мы преподаем через призму архитектуры и на примере архитектурных проектов. И тут есть интересный нюанс: курс - это не только видеолекции, но и задания, и большинство заданий у нас состоит в том, чтобы с помощью алгоритма воспроизвести (смоделировать в 3D) какой-то существующий или придуманный студентом объект, например, настольную лампу или фасад здания, - это творческие задания и проблема в том, как проверить результат работы студента, не прибегая к прямому просмотру ответов на задания преподавателем?

фасад железнодорожной станции Reggio Emilia в Италии, используется в качестве целевого объекта при выполнении одного из заданий на курсе
фасад железнодорожной станции Reggio Emilia в Италии, используется в качестве целевого объекта при выполнении одного из заданий на курсе

И тут нам как раз помогла технологичность Stepik. С помощью кода, который у нас прописан для каждого задания, мы автоматически парсим файлы студентов, которые те присылают как ответы, и наши алгоритмы проверяют, что там внутри, определяя тем самым, верно ли выполнено задание. Это стандартная штука для курсов по программированию, но для курсов, где создаются архитектурные 3D модели, так не делает никто в мире.

В целом, у нас получился курс, который даже школьникам проходить будет интересно, и, как мне кажется, мы очень хорошо придумали, как рассказать о сложных вещах относительно простым языком. Здесь важно сказать о собственной мотивации, всё-таки создание материала, где у вас 30+ часов видео, занимает от 6 месяцев до года с учетом загрузки по той работе, что приносит основной доход (нишевые онлайн курсы все-таки таким источником не являются), и для меня запись курса - это лучший вариант для структуризации собственных знаний, то есть я как бы формирую архив, библиотеку для себя лично, в момент создания курса для меня не важны студенты, стоимость и предполагаемый доход, мне важно создать продукт, которым я сам потом буду пользоваться, и который в процессе создания позволит мне получить новые знания, поэтому все курсы, в которых я участвую, объемны, сложны, но, в то же время, отлично структурированы, и поэтому я когда-то и думал, что людей, которым будет удобна моя личная библиотека знаний и ста человек не наберется, но, оказалось, что таких людей тысячи.