Редакция «Белозёрской, 12» открывает новую рубрику – «Глория в лицах», в которой мы будем рассказывать о замечательных людях, которые так или иначе связаны с нашей школой.
Открывает рубрику беседа наших корреспондентов Ильи Лебедева и Александры Биды с новым учителем истории Русланом Николаевичем Балицким.
Глория в лицах. Руслан Николаевич Балицкий. Часть первая.
- Что Вы любили читать в детстве? Кто были Вашими любимыми героями книг и фильмов?
- Вначале мне был интересен сам процесс чтения, в последствии, безусловно, появились любимые герои. В школе я любил читать Александра Дюма и Понсон дю Террайль . Любимых героев назвать сейчас мне уже сложно, но, наверное, это кто-то из фентэзи Роджера Желязны, например, принц Корвин.
- Где Вы учились? Почему в своё время выбрали именно историческую науку?
- Меня всегда привлекала история, и у меня было много вопросов ещё со школьного времени, на которые не было ответов. Поступив в вуз, уже находил их сам и с помощью преподавателей, за что им низкий поклон и безмерное уважение. Я закончил Курский государственный педагогический университет, но защищал свой диплом уже в Курском государственном университете.
- Мы знаем, что у Вас есть ученая степень. Расскажите, пожалуйста, о своих научных работах.
- У меня довольно обычная история: когда я окончил университет, мне было предложено две аспирантуры: психология и история. Я выбрал историю.
Тема моей диссертации: «Меценатство и благотворительность в конце 19 - начале 20 веков», мне всегда был интересен этот период. После защиты работал на кафедре в вузе, было присвоено учёное звание доцента. Сейчас возобновляю работу над докторской диссертацией, но там совершенно иная тема и иной период.
- Расскажите, пожалуйста, про прошлое место работы. Откуда Вы пришли к нам в школу? Почему именно к нам?
-Я пришёл из обычной московской школы. Почему я пришёл именно к вам? Ответ на этот вопрос довольно простой: в «Школе Глория» есть возможность роста. Дело в том, что педагог всегда должен расти, всю свою жизнь, и он не может расти только сам по себе, это происходит внутри коллектива, он растет вместе с коллегами и, конечно же, с учениками. В методике и педагогике важен живой контакт.
- Как Вас приняли ученики и учителя?
- Коллектив меня принял хорошо, надеюсь, что мне удалось в него вписаться, особенно в «кафедру» гуманитариев. Я думаю, что все хорошо в этом плане. Что касается учеников – посмотрим, пока можно с уверенностью сказать, что удалось увлечь своими предметами бОльшее число учащихся, особенно моих 7 «Б» и 7 «Г».
- Какие у Вас впечатления от нашей школы?
- Хорошие впечатления, потому что в нашей школе налажен процесс организации работы, особое внимание уделяется этике, эстетике, чистоте и гигиене. Много детей, желающих работать, расти.
- Есть ли у Вас какая-то особая методика преподавания? Может быть, у вас есть какие-нибудь педагогические лайфхаки или секреты?
- Особая методика преподавания есть у всех. На мою педагогическую деятельность огромный отпечаток наложило то, что большую часть времени я работал в университете, где методика работы отличается от школьной.
Для школьников никаких лайфхаков нет. Главное то, что все взятое вами в школьные годы будет навсегда вашим, всё, что вы не взяли - того не будет. Нужно брать все, что вам дают в школе, дополнительно чём-то интересоваться, ведь если вы сейчас мало делаете для своего развития, то время будет безвозвратно упущено. Да, в университете возможно будет что-то наверстать, но это будет очень сложно.
- Как Вы относитесь к традиционной системе образования?
- Я активно пользуюсь этой системой, потому что она основана на живом общении, которое потихоньку теряется в современной школе. Мне кажется, что это не к добру, так как, как ни крути, центральная фигура в классе - учитель. Если он способен работать с доской, то это многое даёт детям. Важнее всего, на мой взгляд, интерактивная деятельность, позволяющая сделать так, чтобы каждый постарался прийти к правильному ответу сам или с помощью коллективного решения. Так развиваются внимание, память, умение работать в команде и применять свои знания.
В процессе технологического прорыва в образовании очень велики риски того, что мы этим увлечёмся и потеряем что-то важное. Я знаком с большим, к сожалению, числом школ, где увлеклись технологиями, забыли про детей, общение. Просмотрели видеоурок – выполнили тест, на мой взгляд, путь в никуда, если этим злоупотреблять.
- Что бы Вы поменяли в современной школе?
- Я бы настаивал на том, чтобы уменьшили нагрузку на учителей. Если заставить работать учителя слишком большое количество часов, сильно пострадает качество преподавания. Я бы также освободил учителей от работы не связанной с обучением, так как это отнимает лишнее время, которое можно потратить на качественную подготовку к уроку. А чем интереснее и активнее пройдёт урок, тем больше останется в головах у учеников.
- Что вы посоветуете читать своим ученикам?
- Обязательно читайте русскую классику, потому что - это фактически пособие по жизни того времени. Мы читаем для того, чтобы понять величие русского языка, который описывает ситуации не надуманные, а реальные, дающие нам понимание того, что такое жизнь. У нас очень богатый язык, а мышление и речь - вещи связанные непосредственно, если мы будем плохо пользоваться нашим языком, то и мышление у нас будет убогонькое.
- Что Вы посоветуете почитать и посмотреть на тему истории?
- Самая лучшая деятельность для тех, кто интересуется историей - это брать и читать научные труды разных ученых. Нет конкретного автора, который знает все, есть научная специализация. Также меня беспокоит увлечение людей видео-фрагментами в интернете, где часто даётся недостоверная информация, опускаются некоторые факты, такая своеобразная полуправда. А это разновидность лжи, как известно.
- Какая Ваша любимая мировая эпоха и почему?
- Я не буду ничего говорить про мировые эпохи. Наверное, мои любимые периоды истории те, где у меня есть научный интерес, связанный с моей кандидатской и докторской диссертациями. Соответственно, конец XIX - начало XX века и последняя треть XX века, это что касается российской истории.
- У Уинстона Черчилля есть одна интересная цитата, и звучит она так: "Я всегда считал, что замена лошади двигателем внутреннего сгорания представляет собой мрачный эпизод в истории человечества". Согласны ли Вы с этим и почему?
- Любая новинка меняет всё то, что раньше было вполне себе работающим укладом жизни. Это же обычная революция, которая происходит и всё изменяет вообще. Это постоянно происходит. А что делает обычный человек, который не попадает в эту самую новую канву жизни? Вариантов масса, и большинство из них печальные. Но времена не выбирают. Я думаю, что чем дальше мы движемся, тем больше становимся заложниками той самой научно-технической революции.
Продолжение следует.