Цели путешествия
Изначально был запланирован максимально сложный маршрут ради стального перезвона "бубенцов" и соревнования размеров половых принадлежностей неизвестно с кем и зачем. Однако, за месяц до старта цели, к счастью, резко поменялись, но маршрут править не было времени, поэтому меняли на ходу.
1. Провести разведку маршрута для будущей велогонки с самообеспечением (кому интересно, заходите в ВК посмотреть мой проект Russia Bikepacking);
2. Посмотреть, как на Кавказе в октябре с погодой, золотой осенью и пейзажами;
3. Опробовать новые для нас форматы передвижения, перевозки снаряжения и питания.
Команда Russia Bikepacking
Маршрут
Треки обеих частей маршрута
Кисловодск
Прилетели мы из Питера прямым рейсом в Минеральные Воды. Договорились с водителем минивена на 1000 рублей за трансфер.
По пути на жд вокзал (в Кисловодск ехали на Ласточке) таксист нам рассказал, как одна его знакомая решила поехать в Грузию на велосипеде.
"Ну что с неё взять, больная на голову (в реальности можно подставлять другое слово в меру ваших познаний матерного языка). Ну какое тут удовольствие бичевать в палатке?" (с)
Какое неожиданное начало похода :)))
Как поразить женщин Кавказа? :)))
Зашёл я в первый же ларёк с едой у жд вокзала. Лица продавщицы и её дочки надо было видеть - я что-то изменил в их жизни, похоже. Завершаешь ты свой день по продаже хычинов, а тут заваливает нечто в красном шлеме и в кораловых лабутенах (так я прозвал свои велотуфли). Пришлось помахать им руками, чтобы привлечь внимание к моему желанию прикупить еды :) А хычины оказались не вкусными.
Как поразить вообще всех? :)))
На элке добрались до Кисловодска, там мы решили повеселиться на всю катушку и пронести коробки с велосипедами и снарягой (23 кг) до хостела - 1.2 км (тут должен быть значок фейспалма). Лень нам было велосипеды собирать, такси искать с возможностью провоза коробки 180 см в длину - дело долгое и бесперспективное, ну и чем не тренировка переть коробку на себе с набором высоты в 30 м на 1 км.
И вот осенним тёмным вечером мы с Максом развлекаем весь Кисловодск. Народ косится, смелые спрашивают про телевизоры - шутим, что за углом отдают недорого. Как только мы их не тащили: волоком, подмышкой, на плече и даже вдвоём сразу две коробки, взявшись за каждую спереди и сзади с торцов. В общем, не умеешь работать головой, работай руками/ногами :)))
В гест нас заселил какой-то крайне весёлый мужчина. Мы сходили в Магнит за едой и пошли отдыхать. Завтра ещё день в Кисловодске, чтобы всё укомплектовать, проверить и отдохнуть.
Ой, чуть не забыл про историю со сгухой, которую мы пёрли из дома на 5 дней! Набрали еды на 5 дней - это по 5 кг на человека! И ладно сублиматы всякие везли, но сгуху, сгуху переть из дома - это провал :))) А всё потому что сгуху с какао в мягкой упаковке устанешь искать. Если в Питере не можете найти, знайте - моих рук дело :))))
Во все дыры её пихали, чтобы уместиться по весу в бесплатный багаж. Сам постоянно потешаюсь над теми, кто прёт еду на весь поход в населёнку, и тут такой эпикфейл :)))
В Кисловодске мы были не в первый раз. Задачи стояли простые:
- собрать велосипеды
- купить газ
- собрать снаряжение
- вопреки всем правилам, поесть местной кухни (не рекомендуется делать перед походом - на юге есть риск отравлений)
С первым мы довольно быстро справились, ибо велосипеды не особо и разобраны в коробках (сняты педали, руль, багажник, переднее колесо). Третий пункт отложили на вечер и пошли выполнять второй, а по пути и самый вкусный - четвёртый.
Пока гуляли в поисках шашлыка, встретили двух велосипедистов-байкпакеров на гравийниках, которые сообщили, что на высоте 2500 м зима (этот циклон мы отслеживали и переживали о похолодании) - ничего удивительного, если я ходил по Кисловодску в пуховке и в шортах из прималофта (отличная вещь кстати - о ней подробнее расскажу в посте про одежду). Ребята доехали до Долины Нарзанов и развернулись.
Прогноз на неделю вперёд был солнечный с повышением температуры. Тем не менее, мы призадумались. И, забегая вперёд, прикупили в Спортмастере не только газ, но и зимние перчатки с защитой от ветра, а Максу тёплую куртку и термос.
По поводу шашлыка. Отведать его мы решили в заведении с незамысловатым названием "Шашлычная №1". На входе проверили QR код заведения на предмет того, что в нём всё отлично и никаких вирусов нет. Сделали заказ (пару шампуров из свинины, овощи-гриль и морс) - ожидание 25 минут. Такое блюдо стоило ждать - категорически вкусный шашлык! Заведение рекомендую! Колобками мы выкатились в сторону Спортмастера, где прикупили вышеупомянутые вещи и газ.
Самое правильное начало похода у меня было в 2019-м году в Гималаях, когда мы стартовали с высоты 5073 м... Вниз! Но тут год 2021 и Кавказ, поэтому вверх! Другими словами, с высоты 700 м надо забраться сходу на 2500 м.
Как я и ожидал, в этот день проблемы были связаны с водой. Дорога в каньоне шла вдоль речки, регулярно её пересекая через каждые 100-500 м. Мосты для нас никто не проложил, а на улице лёгкий минус и иней на траве. Мочить ноги в такой ситуации не хотелось. Броды не глубокие - все проезжаемые, но дно из крупного, местами подвижного камня. И мысль о промокших ногах сковывала, а шансы остановиться в воде возрастали. Но в целом, мы справились: 1 брод прошли босиком, несколько бродов срезали по трейлу, не пересекая речку. Ноги всё равно намочили, и чувствительность в них пропала.
На наше счастье начался крутой подъём на плато. Иней таял и грунт намокал, облепливая колёса и трансмиссию. Приходилось идти пешком - ноги отогревать после водных процедур.
На плато источники, указанные на карте, отсутствовали (то ли осень, то ли их и не было - не могу точно сказать). Наш трек проходил петлёй через Бермамыт и это ещё 100 м набора высоты. Макс решил отдохнуть на развилке, пока бешенная собака наматывает свой крюк :)) Но меня бы жаба душила всю оставшуюся жизнь, если бы я туда не заехал. Поездочка того стоила! Правда, за всё надо платить - пришлось съесть пару ампул Магния.
После воссоединения команды мы начали спуск. На склонах лежал снег, 2500 и снег. Зима, про которую говорили байкпакеры отступала, а источников не было. Не будет до темноты воды, будем топить снег. Но источник попался уже после заката и площадочка ровная с видом на Эльбрус.
Утро началось с фырканья лошадей неподалёку. Вылезаем - темно. Пока кипятили воду для сублиматов, начало светать. Так хотелось запечатлеть лошадок на рассветном склоне, но солнце поднималось, а лошадки удалялись. Зато Эльбрус на рассвете не менее прекрасен чем на закате!
Сегодня надо было подобраться к началу перевального взлёта на перевал Балк-Баши (3696 м). Я день разделил на 3 части: скачки вверх-вниз, спуск и подъём. Поехали. Снег растаял - образовались лужи на дорогах. За ночь они замёрзли и в тени на них ещё оставался лёд - ночью был минус. МИНУС, а мы не замёрзли в спальниках! Привет скептикам ;)
В первой части меня вдохновили огромные деревянные опоры ЛЭП (некоторые были сломаны и валялись поперёк дороги - не знаю, когда это случилось), пейзажи осеннего леса и вид на Эльбрус. Тут была развилка с возможностью объезда Балк-Баши. Мы подумали про срезку, понимая возможные риски с наличием снега на перевале. Но Балк-Баши был моим личным фетишем - мы поехали по плану.
Во второй части меня мало чего вдохновило. Спуск по камням с уклоном больше 12% и отсутствие пейзажей. Хотя, после крутого спуска начался более пологий - там удалось погонять.
В третьей части запомнились пейзажи на фоне заходящего солнца. Ах да, ещё Хычины в Эльбрусском. Взяли по хычину с мясом. Мне понравились, а вот Максу что-то не очень зашло это блюдо - плохо есть хотел, видимо :)))
В общем, не доехали мы до запланированной точки 6 км подъёма. В сумерках встали на ночь. На завтра запланирован самый сложный день.
Перевал Балк-Баши (3700 м) мы не прошли - вернулись обратно. Что же там было? Сомнения о возможности прохождения данного перевала у нас были уже в первые два дня. Описывать подъём я не буду, кто таскал велосипеды в средний 25%-ный уклон по камням и снегу на высотах более 3000 м над уровнем моря - понимает о чём речь.
Какие предпосылки были для непрохождения:
1. По неоднократным рассказам местных жителей, которые нам попадались на протяжении всего маршрута, сентябрь был очень дождливым, гораздо дождливее обычного.
2. За 5 дней до нашей попытки прохождения на Северном Кавказе буянил циклон - на 2500 м была зима!
3. Во второй день мы не доехали до нужной точки ночёвки, в результате на перевал вышли только в 9 утра! Как результат, на высоте 3500 были в 14.00. Оставался 1 км подъёма до перевала с разницей по высоте 200 м. Предыдущий километр мы поднимались 2 часа грязного времени, там тропа была в снегу, поэтому велики пёрли, где-то по снегу, где-то по камням.
4. Попробовали дойти до перевала, чтобы посмотреть, как дела со снегом с другой стороны. Прошли сотню метров, а снега местами уже было по голень - дальше было совсем белым бело. Даже, если бы мы дошли до перевала с рюкзаками, то после второго захода с велосипедами пришлось бы спускаться в темноте или ночевать на перевале. Ни того, ни другого не хотелось, потому что...
5. Дул сильный ветер с Эльбруса, на данной высоте уже был минус, с Эльбруса периодически нависало облако над самим перевалом и скрывало его (сам перевал никак не защищён от ветра), а из долины Джилы-суу приближалась туча, обратная сторона перевала была менее солнечная и с меньшим уклоном (скорее всего, по снегу идти пришлось бы 3-4 километра, глубина снежного покрова была нам неизвестна).
6. Ночевать на 3500 не хотели, потому что защиты от ветра не было никакой - место под палатку продувается со всех сторон. Спускаться вниз, а на следующий день пробовать ещё раз не стали - гарантии на успех не было, а повторять такой подъём без уверенности в успехе посчитали нецелесообразной тратой времени.
Уходить ни с чем было горько и обидно, но иногда приходится проигрывать. Надо держать удар! Хотели проскочить на дурачка - не вышло (да, в октябре этот перевал запросто может быть без снежинки)! Ладно хоть пейзажами полюбовались.
Но есть в возврате и плюсы - можно ощутить уклон, когда начинаешь спускаться. У нас была одна мысль, как мы сюда забрались?! :)))
Хотели доехать до Карачаевска, но притормозили в Эльбрусском (хычины были в продаже). Хозяин нас пригласил переночевать к себе (за тыщу с носа). Нельзя, НЕЛЬЗЯ, останавливаться в кафешках - это золотое правило достижения цели! :)))) Мы согласились, расслабились и нас заселили в... Блин... Да мне бесплатно было бы стыдно туда людей пригласить, а не то что брать 2000 за сие убежище. Жаль фотку не сделали. И я бы ещё понял, если бы в таких условиях жил сам хозяин, но... Ай, ладно! Не ведитесь на ночёвку от хозяина хычильни в Эльбрусском!!! Конечно, можно было ехать дальше, но мы уже расслабились и представили себя в комфорте и уюте, а спали в итоге в спальниках.
Утром к нам пришёл какой-то человек, выглядевший не очень презентабельно и пригласил на завтрак. Мы сказали, что у нас есть еда, на что он ответил: "Приходите, у нас есть колбаса". Отказывать как-то не прилично, как нам показалось. Тем более, там есть колбаса и мы согласились.
В давнюю пору моей работы в компании РЖД на должности монтёра пути, у нас несколько табельных было подобных помещению, куда нас пригласили: две шконки - они предназначены для сна и сидения, стол для еды, электрический чайник, пепельница, телевизор с идиотскими программами, в ведре пустая бутылка "Федералки", двое курящих за столом - всё замусолено. Мне не привыкать, бывал я и в худших местах. Главное, чтобы от души!
Тут пришёл хозяин и забрал их на сбор капусты. А нам показалось, что мы ночевали в комнате этих ребят. Нам сказал ждать его, он попробует договориться с трансфером. Пока ждали, поели сублиматов. Но он не договорился.
До Карачаевска доехали быстро. По указке местных жителей рванули на автовокзал - оказывается маршрутки не ездят в Кисловодск, да и наши велосипеды не взяли бы. Продавщица билетов дала номер таксиста, который возит не за дорого в Кисловодск. Приехал мужчина на Приоре с газом - не договорились по вместимости, он прислал нам другую легковушку с багажником сверху - не договорились, пожалели велосипеды.
Спасибо друзьям, подкинули номер ребят, которые могли довезти сразу до Джилы-Суу. Позвонили, договорились. Пока ждали пообедали и дали местной детворе наши велосипеды на проверку, те оценили и сказали, что ездить можно :))) Через пару часов уже ехали на перевал Гумбаши в сторону Кисловодска. Дорога до Джилы-Суу - это кошмар для всех! Кто делал эти уклоны, я не знаю, но уклон в 10% будет вызывать слёзы счастья!
Выгрузили нас перед спуском к реке Кызылкол (или она уже там считается Малка), мы там же и палатку поставили, благо воды купили заблаговременно. И вот, вечер, сухо, тепло +4, красивые пейзажи - мы снова на маршруте. К слову, мы у самих рек вообще ночевали 1-2 раза, тент сырым был 1.5 раза.
Следующая 02 часть - художественное описание второй части похода (5 - 8 ходовые дни).
03 часть - художественное описание второй части похода (9 - 11 ходовые и постпоходные дни).
04 часть - техническая и другая полезная информация о подготовке и проведении похода, выводы.