На сегодняшний день в школах исконно русских сел и городов стали обучаться дети мигрантов - иноязычные дети. Они живут в русскоязычной среде, однако часто не имеют достаточной речевой практики вне семьи или в семье для овладения русским языком. Все существующие учебники по всем основным предметам, используемые в образовательных организациях страны, рассчитаны на ребенка, для которого русский язык является родным. В ситуации, когда русский язык является языком познания основ наук, крайне важна подготовительная работа к обучению школе в ракурсе овладения этим языком.
Как помочь детям-инофонам подготовиться к поступлению в русскоязычную общеобразовательную школу?
Если учитель ставит перед собой задачу – научить читать и писать по–русски, то формированию произносительных навыков уделяется мало времени, но если в дальнейшем ребенок-инофон будет учиться в русскоязычной школе, то развитию произносительных навыков должно быть уделено первостепенное внимание. Первый блок задач выглядит таким образом:
1) знакомство со звуковым строем русского языка;
2) обучение различению звуков русской речи;
3) обучение правильному произношению звуков русской речи.
Обычно на момент знакомства со звуковым строем русского языка у ребенка-инофона уже сформирована артикуляция базового родного языка. И потому звуки родного языка произносятся четко. Здесь следует учесть, что у дошкольников и учащихся младших классов отмечается большая гибкость речевого аппарата, сравнительная легкость преодоления сложившихся артикуляционных стереотипов. Произносительные навыки в этом возрасте еще полностью не автоматизированы. Ученые отмечают, что способность к подражанию начинает значительно снижаться после 11 лет. Необходимо подобрать комплекс артикуляционных и слуховых упражнений, в том числе на сопоставление звуков, слов и предложений.
В подготовительной к школе работе педагогам надо ориентироваться на аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Опираться на ситуативные картины, которые позволяют проводить анализ звучащей речи от звукового потока (текста) к отдельному звуку, выделять звуки и определять их графические формы на письме, обозначенной конкретными буквами. Во многих пособиях для подготовки к школе есть материал для формирования первоначальных навыков чтения: слоги, слова, предложения, текст
Находясь в языковой среде, дети быстро усваивают необходимый объем бытовой лексики (от 700 до 1000 языковых единиц), активно овладевают минимальными речевыми средствами общения в типовых коммуникативных ситуациях (транспорт, магазин, телефон и т.д.). Но в то же время дети инофоны плохо знают названия блюд, предметов домашнего обихода, так как языком домашнего общения остается родной нерусский язык. Расширение лексики, уточнение области использования каждой из лексических единиц, в том числе устойчивых выражений, выступает задачей и самого первоначального этапа освоения русского языка как неродного/иностранного.
На первоначальном этапе важно ребенку инофону овладеть как минимум пятью интонационными конструкциями (ИК) русского языка. ИК в русском языке в устной речи служат для различению смысла предложений.
- При выражении завершенности повествовательных предложений используется тип ИК-1. Это дом. Баба Тома дома.
- В вопросительных предложениях с вопросительным словом, а также в высказываниях с повелительным волеизъявлением используется ИК-2 На, мама, бутон. Мама, это бутон?
- В вопросительных предложениях без вопросительного слова используется ИК-3. Вы придете? Мама, это бутон?
- В полных и неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а используется ИК-4. А Дима выйдет? ИК-3 и ИК-4 функционально распределены: ИК-3 характерна для разговорной речи, а ИК-4 для официально-деловой
- Для эмоционально-экспрессивного выражения высокой степени признака, действия и состояния используется ИК-5. Нередко она используется в оценочных выражениях со словами какой, как, столько, такой, так. Сколько цветов! Такой запах!
Именно учитель в звучащей речи определяет интонационный центр предложения, направления движения тона. Задача ребенка – правильно воспроизвести за педагогом ИК. Если ребенок не может правильно повторить фразу, нужно предложить ему несколько однотипных предложений и сопроводить движениями руки и изменение тона (интонационный центр следует выделить более интенсивным движением руки), а затем попросить вновь повторить предложение. Внимание к интонационному центру предложения привлечь вопросом: Какое слово ты произнес с самым сильным ударением?
Для ребенка-инофона сложным является освоение категории рода. Категория рода – явление историческое. Она не может быть объяснена логически. Усвоение рода происходит постепенно наряду с освоением новой лексики. Без усвоения рода невозможно продвинуться в изучении русской грамматики. Слова – помощники он, она, оно в сочетании с вопросительными Какой? Какая? Какое ? облегчат освоение данной категории. Большое внимание уделяется согласованию существительного с прилагательным, так как неноситель русского языка всю жизнь должен будет следить за этим согласованием
По утверждению методистов, при постановке произношения и его коррекции нужно уделять большое внимание развитию речевого слуха. Кроме всего сказанного, необходимо прослушивать сказки, песни, стихи на русском языке, просматривать мультфильмы, проводить речевые игры.
После прохождения вводно-фонетического курса русского языка зачастую в разновозрастном и разноуровневом (с точки зрения владения языком) коллективе учащихся должна продолжаться работа над развитием всех видов речевой деятельности на русском языке: слушания, говорения, чтения и письма. При этом вся работа должна вестись в сопряжении с задачами подготовительной ориентации обучения на предметы школьной программы.
У родителей зачастую создается ложное ощущение, что ребенок вроде говорит по-русски, но почему-то отметки по предметам школьного обучения плохие. Именно скудный лексический запас слов повседневного обихода не позволяет освоить подготовительный курс научных основ школьных предметов.
При подготовке к обучению в русскоязычной школе должно идти расширение лексической базы, ее систематизацию: время, род, времена года, животные, одежда, дом, питание, школа. Должны создаваться условия (всевозможные варианты заданий) для усвоения категории рода, согласования прилагательных с существительными: подстановка, изменение, работа с помощью слов помощников. Ученые методисты говорят о том, что достаточное внимание должно быть уделено упражнениям для освоения рукописной русской графики. В настоящее время незаслуженно забыты уроки каллиграфии, уроки чистописания, минутки чистописания. Это все нацелено было на развитие мелкой мускулатуры пальцев, пространственной ориентации, усидчивости, памяти, внимательности, чистоплотности, стремления доводить начатое до конца, самооценки собственных достижений и т.д.
Для передачи характера русской души необходимо работать с золотой россыпью народной мудрости в виде малых жанров фольклора, затем выводить детей на знакомство с небольшими произведениями русских поэтов и писателей. Для этого использовать различные по жанровой природе и функционально-стилистической принадлежности тексты: бытового, учебного, научно-популярного характера и художественные.
Имеются ли готовые учебно-методические комплекты для обучения детей-инофонов русскому языку? Да, несомненно. Мы предложили бы педагогам обратить внимание на УМК «Говорю и пишу по-русски» (авторы Какорина Е. В., Костылева Л. В., Савченко Т. К.; издательство «Русское слово»). Варианты использования названного комплекта определяет сама образовательная организация. Самым оптимальным, на наш взгляд, будет курс подготовки для обучения в русскоязычной школе.
#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #русский как иностранный #иностранный язык
Федеральный институт родных языков
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»