По итогам 2021 года общая инфляция в России составила 8,4%. Но темпы роста цен на продовольствие достигли почти 12% годовых. Это гораздо выше, чем в большинстве развитых стран мира. Почему так происходит? И что будет с ценами на продукты питания дальше?
Почему Россия не Америка
Быстрая инфляция – это не только российская проблема. Цены стремительно растут по всему миру: в США, например, инфляционные показатели достигли 7% - это максимум за почти сорок лет. Однако во всех развитых странах высокая инфляция – следствие дорогих энергоносителей. И лишь в России главной причиной быстрого повышения темпов роста цен является дорожающее продовольствие.
Цены на российском рынке на мясо птицы, сахар, чай уже давно значительно выше мировых, отмечают в своем исследовании экономисты Уральского государственного экономического университета. А по свинине, рыбе, молоку, пшенице экспортные цены практически соответствуют ценам на мировых рынках.
Если же исходить из паритета покупательной способности (ППС) валют России, Германии и Китая относительно доллара США, то почти все российские потребительские цены на продовольствие гораздо выше.
В США цены существенно ниже, чем в России: по молоку почти в 3 раза, говядине и яйцам - в 1,8 раза, куриному филе - на треть. И только на картофель и яблоки в США цены выше российских. В Германии все цены на продукты питания по ППС значительно ниже российских. Аналогичная картина по ценам на продовольствие в Китае, за исключением цены на молоко.
Поэтому быстрый рост розничных цен на еду в России более чувствителен для отечественных потребителей. И в большей мере влияет на уровень благосостояния россиян по сравнению с другими странами, отмечают эксперты.
Монополисты и продуктовое эмбарго
Почему в странах Европы роста потребительских цен на еду практически не наблюдается? А в России, несмотря на принимаемые правительством меры, происходит значительный рост розничных цен на продукты питания? Экономисты выделяют две ключевые причины.
Самый главный фактор - монополизация сельскохозяйственного и продовольственного рынка агрохолдингами и крупнейшими торговыми сетями. На агрохолдинги приходится более 50% от общей выручки всех сельхозорганизаций в стране. Их доля является доминирующей в производстве мяса птицы - 61,5%, свинины - 59,3%, сахарной свеклы - 59,4%. За последние 10 лет доля агрохолдингов в общей выручке сельхозпроизводителей выросла в два раза, в прибыли - в три раза.
В странах ЕС темп роста потребительских цен минимальный, так как там действуют жесткие антимонопольные законы. А на российском продовольственном рынке свободно работают монополисты, что неизбежно приводит к картельному сговору между ними и неконтролируемому повышению цен.
Другим важнейшим фактором роста цен на продукты в России является введение в 2014 году продовольственного эмбарго. «Контрсанкции» привели к тому, что отечественный товаропроизводитель за эти годы превратился в монополиста и не стремится к росту эффективности производства, повышению качества продукции и снижению затрат. А лишь поднимает цены на свою продукцию с целью получения высокой прибыли.
Продуктовые карточки всё ближе?
Для обуздания продуктовой инфляции необходимо проводить реальную антимонопольную политику в аграрной отрасли и торговле и создавать конкурентную среду на российском продовольственном рынке, полагают эксперт. Но оба эти предложения практически невыполнимы.
Российское сельское хозяйство за последние двадцать лет стало мощной экспортоориентированной отраслью с отлаженными и эффективными лоббистскими схемами. Вместе с продуктовым ритейлом оно превратилось в монополистическую структуру, с которой в российских реалиях справиться очень непросто.
А продуктовое эмбарго, судя по всему, будет сохраняться бесконечно долго и может даже ужесточиться в случае нового обострения отношений с Западом. И ждать конкуренции со стороны импортных товаров на российском рынке продовольствия не приходится.
Как следствие, цены на продукты в России могут продолжить уверенный рост, который замедлится только если изменится вся инфляционная картина. Но вряд ли это случится раньше конца 2022 года. Так что в этом году россияне вполне могут познакомиться с продуктовыми карточками, которые могут стать последним аргументом властей в борьбе с продовольственной инфляцией.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал