Найти в Дзене
Жидкое зеркало

Как мы зимой по льду на остров Каменный ездили. В монастырь

Мы могли бы поехать в те выходные куда-нибудь в загородный отель. Покупаться в тёплом бассейне, погулять по сосновому лесу и потом в ресторане потрапезничать. Но мы в тот день трапезничали в самой настоящей трапезной. В монастыре. Потому что поехали мы на остров, который находится на Кубенском озере, что в Вологодской области. Называется остров Каменный. А монастырь – Спасо-Каменный. Мы собирались туда съездить ещё в августе прошлого года. Конкретно так собирались. Но в последний момент я струсила. Прочитала в интернете, что озеро это суровое, несмотря на то, что мелкое. Погода там меняется очень быстро, и волны бывают огромными. Кроме того, волны там тяжёлые от песка мелководья. Они с лёгкостью переворачивают лодки. Озеро называют мелким. Глубина – от полутора метров до пятнадцати. Ха. Пятнадцать метров – это уже глубоко! Полтора метра – мелко. А вот два с половиной… это как сказать ещё… Короче, испугалась я прогноза погоды летом, и мы не поехали на остров. Но решили съездить на Кубен

Мы могли бы поехать в те выходные куда-нибудь в загородный отель. Покупаться в тёплом бассейне, погулять по сосновому лесу и потом в ресторане потрапезничать. Но мы в тот день трапезничали в самой настоящей трапезной. В монастыре.

Потому что поехали мы на остров, который находится на Кубенском озере, что в Вологодской области. Называется остров Каменный. А монастырь – Спасо-Каменный.

Мы собирались туда съездить ещё в августе прошлого года. Конкретно так собирались. Но в последний момент я струсила. Прочитала в интернете, что озеро это суровое, несмотря на то, что мелкое. Погода там меняется очень быстро, и волны бывают огромными. Кроме того, волны там тяжёлые от песка мелководья. Они с лёгкостью переворачивают лодки.

Озеро называют мелким. Глубина – от полутора метров до пятнадцати. Ха. Пятнадцать метров – это уже глубоко! Полтора метра – мелко. А вот два с половиной… это как сказать ещё… Короче, испугалась я прогноза погоды летом, и мы не поехали на остров. Но решили съездить на Кубенское зимой, когда лёд встанет. На снегоходах.

Когда я впервые заикнулась о поездке на остров людям, которые могли нам помочь в этом, то первое, что я услышала, было: «Да вы хоть соображаете, что говорите? О чём просите! Это вам не прогулка по городу! Там озеро замёрзшее, там очень холодно, ветер. Там экстрим!»
«Эм-м-м, мда…» – подумала я. Правда? Наверное, это так и есть. Но почему-то не испугалась. Мы не испугались. Ещё больше захотелось съездить туда, на этот остров.

Шло время, к мысли о путешествии на заснеженный остров привыкали, видимо, не только мы. И вот, наконец, раздался долгожданный звонок:
– Всё готово. Можно ехать. Но решили не на снегоходах, а на вездеходе. Вы как на счёт вездехода?
– Нормально.
– А залезть сможете? Там подножка на уровне груди.
– Сможем, – ответила я, и мой голос даже не дрогнул.

Вау! Вездеход! Я почему-то сразу же представила себе что-то типа бронетранспортёра с гусеницами. Круто!
Вот глупая я! С гусеницами! Хорошо, что вездеход оказался не с гусеницами, а с огромными колёсами. А иначе… Я даже не знаю, что было бы. И знать не хочу. Потому что всё хорошо, и я пишу эту статью, рассматриваю фотографии. Вспоминаю.

Выехали мы утром. На легковой машине, разумеется. Накануне нам пришлось купить тёплую одежду. Решили одеться в горнолыжку, одежду для горнолыжного спорта. Куртки, брюки. Я даже шапку надела!

Ближе к обеду приехали к озеру. Когда водитель начал тормозить, то мы увидели, что на обочине трассы стоит джип и мигает фарами. Это ждали нас. Мы остановились рядом, и джип медленно тронулся с места, показывая нам дорогу. Началась качка по ухабам грунтовой дороги. По обе стороны – горы снега. Через несколько минут подъехали к озеру. А точнее, к снежной пустыне до горизонта.

Вездеход уже нас ждал, припаркованный на берегу.

Все фото в этой статье - от автора
Все фото в этой статье - от автора

Вышли из машины, вдохнули чистого морозного воздуха полной грудью. Эх, хорошо-то как! Засмотрелись на снежные просторы… Погода нам благоволила. Было облачно, ветрено, но не очень холодно.

С помощью мужчин залезли в вездеход, расселись по местам. «Пристегнулись!» – скомандовал широко улыбаясь сопровождающий, который ехал на джипе. Мы, правилопослушные пассажиры, стали искать ремни безопасности. Тем более что сам мужчина пристегнулся. Он сидел на пассажирском сиденье рядом с водителем. Но ремней мы не нашли, а сопровождающий расхохотался. Пошутил он так.

Но думаю, ремни бы нас не спасли. Потому что как только вездеход съехал на заснеженную гладь озера, оказалось, что это вовсе и не гладь. Пассажиры прыгали на сиденьях вездехода, как на батуте. Мы сидели ближе к водителю, поэтому прыгали не очень высоко. Зато те, кто сидел сзади (с нами ехали ещё двое сопровождающих, в том числе водитель автомобиля), подлетали с криками иногда до самого потолка салона.

-2

Сначала всё шло хорошо, более или менее ровно. Я уже успокоилась (всё равно ведь чуток волновались) и приготовилась ехать так до самого острова. Но не тут-то было!

Озеро, кстати, в длину 60 км, а в ширину где-то 15 км. Вроде так говорили. До острова ехать… Сейчас на карте гляну...

В общем, заблудилась я на карте. Вот всегда так. Когда меня везут, я никогда не запоминаю дорогу. И только когда сама за рулём, кручу головой и мозгами. Ну ладно, помню, что сказали, ехать будем до острова по озеру около десяти километров.

Минут через десять езды (очень медленной) мы вдруг почувствовали, что вездеход… провалился. О, УЖАС. В воду! Там была полынья! И начал… не поверите – буксовать. Буксующий в полынье огромного озера вездеход – это я вам скажу, что-то. С чем-то. Я даже знаю с чем. С моим страхом.

Я посмотрела на водителя – тот был почти спокоен. Мой взгляд метнулся к пассажиру рядом с водителем – тот был явно обеспокоен.
Я спросила:
– А вы часто здесь ездите?
– Бывает, – ответил мужчина.
– А вам было когда-нибудь страшно? Ну, вот так, прямо сильно-сильно?
– Было… несколько раз.

Окна заливало водой, дворники не справлялись. Огромные колёса вертелись с бешеной скоростью. Салон наполнился какой-то гарью.
И тут я вдруг почувствовала… запах сигаретного дыма. Где мой смайлик, который в ужасе! Оказывается, сопровождающий, который сидел впереди, и с которым я разговаривала, закурил. Теперь я испугалась ещё и того, что мужчина занервничал.

Вездеход ме-е-е-едленно выполз на снег, и мы снова поехали. По хорошей дорожке немного. Потом снова – в полынью. И так – всю дорогу. Как нам объяснили, морозов сильных не было, три дня оттепель даже была накануне. Да ещё и снегом всё завалило. Снег тяжёлый, давит на лёд, лёд опускается и выталкивает воду.

Когда мы оглянулись в окно задней двери вездехода, то увидели, что за нами тянется длинная и очень глубокая колея, полная воды.
– А это нормально? – обратились мы к водителю с вопросом.
– Ну, как вам сказать… Так. Хотелось бы нормальнее, конечно.

Уже несколько раз написала нехорошее слово, но стёрла. Хочется всё же соблюсти приличия. Хотя бы из благодарности к людям, которые устроили для нас эту поездку. А ещё, из-за того, что всё же это монастырь! Мужской монастырь, где живут монахи. Самые настоящие отшельники. На острове электричество недавно появилось (ветряки установили). Водопровод тоже совсем недавно появился там. Остров махонький! Всего 120 метров в длину и 70 метров в ширину. Я уважаю этих людей. Уважаю их выбор. Они распорядились своей жизнью так, как сочли нужным.

Мы ехали по снежной пустыне. Скоро впереди показалась колокольня. Она медленно увеличивалась в размерах. Примерно через тридцать минут мы подъехали к острову. Вездеход припарковался рядом с катерами, вмёрзшими в лёд. Там ещё стояли снегоходы, один вездеход.

-3

На острове оказалось неожиданно людно. Строители храма ходили по территории. Парни, катающиеся на снегоходах по озеру, заезжали сюда передохнуть.

Очень удивила нас одна девчушка. Она прилетела на снегоходе (типа мотоцикла такой) на остров буквально за пять минут. Мы слышали, как мужчины расспрашивали её про снегоход:
– Скорость какая?
– Ну, я где-то сто восемьдесят ехала.

Сто восемьдесят?! Ну, да, объяснили нам. Снегоход лёгкий, если скорость не снижать, то можно по снежным верхам проскочить. Но не дай бог остановиться. Мы когда ехали, я спросила водителя, можно ли, если что, пешком до острова дойти, так он удивлённо воскликнул: «Да вы што-о-о! Здесь по пояс снега!» Смелая девочка, красивая такая, в ярко-жёлтом костюме лыжном, стройненькая. Когда она подошла к нам поближе, мы увидели, что девочке уже, наверное, хорошо за сорок. Во как надо на остров ездить!

Только ступили мы на каменную твердь острова, как нас сразу же повели в трапезную чай пить. «Обязательно!» – сказали. Мы пили чай за длинным монашеским столом.

Там реально время остановилось. Было такое ощущение. Древние вещи, древние виды из окон, древние энергии.

Монах (наверное, дежурный по кухне) принёс нам вазочку с вареньем из шишек с кедровыми орешками. Я не успела сфотографировать такую красоту сразу же, потому что все налетели пробовать. На фотке – одну треть уже слопали. Потом мне дали пирожок с капустой. Очень вкусный.

-4

Подкрепившись, мы пошли прогуляться по острову.

Потом пришёл послушник. Посмотрела в интернете, что послушник – это ещё не монах пока. Послушник, мужчина лет сорока-сорока пяти, поведал нам историю острова и монастыря. Но я не буду всё это пересказывать здесь, у себя в статье. Кому интересно, можно почитать в Интернете. Я много чего про остров и монастырь читала. Очень интересно! Монастырь основан по официальным данным в 1260 году. А там кто знает… Никто ничего не знает наверняка.

Во время своего рассказа послушник обмолвился, что у Вологодчины есть второе название – Северная Фиваида. А Южная Фиваида (или просто Фиваида) – это старинное название местности в Верхнем Египте. Где когда-то очень-очень давно жили раннехристианские монахи-отшельники.

Закончив свой рассказ, послушник повёл нас на колокольню. Вот где тоже был экстрим. Сначала мы поднимались по крутым ступеням наверх в узком-узком коридорчике. Я сначала подумала, что не пролезу там. Даже немного страшно стало. Я шла, и громко шурша, обтирала рукавами своей пухлой куртки боковые стены. Но вроде все прошли, никто не застрял.

-6

Потом была лестница на колокольню. Круть и жуть. Когда вылезли в люк на верхнюю площадку, то ветер нас чуть не сбил с ног. Но зато какие виды открылись нашему взору! Фотографии не передают всей этой красоты. Земли, неба, снежно-ледяной пустыни… А воздух какой! Послушник даже разок в колокол ударил. Бу-у-ум-м-м-м…

На обратном пути было уже не так страшно, кроме одного момента. Это когда вездеход вдруг остановился. Водитель сказал: «Приехали!» И вылез из кабины прямо на капот. Мы все замерли. А так как остановились мы прямо в полынье, то страшно стало всем без исключения. Но оказалось, что просто с дворников соскочили щётки. Фух. Когда водитель вернулся в кабину, то сопровождающий, который сидел с ним рядом, сказал: «Ну ты вообще! Чего нас пугаешь!»

-8

Да. Когда ехали назад, было уже не так страшно. Вездеход ехал по своей колее – может быть поэтому. А может, потому что когда были в храме, я попросила о хорошей обратной дороге, помолилась (по своему, по-простому) около иконы Чудотворца. Там, на иконе, около святого лика, я разобрала надпись: «Чудотворец». Потом, когда вернулись домой, я ещё поискала в интернете информацию об острове. И вдруг мне на глаза попалась икона Макария Египетского. Я сразу же узнала эту икону – около неё я поставила свечу в храме на острове.

Мы благодарны всем! Монастырю, монастырским жителям. Людям, организовавшим для нас такую чудесную поездку. Озеру, острову, погоде.
Когда прощались, нам сказали: «Обращайтесь! С радостью организуем для вас что-нибудь ещё. Хотите зимнюю рыбалку?» «О, нет! Зимнюю рыбалку мы не хотим. Но если снова затеем какую-нибудь авантюру, позовём вас с собой обязательно!» – ответили мы с благодарностью. И пошли домой. Не сильно вроде и устали… Но домой хотелось!

Эта поездка состоялась в феврале 2019 года. Всего три года прошло, а кажется - все десять. Столько всего в мире изменилось за это время. Да и в жизни нашей. Интересно, а на том острове как сейчас люди живут, всё так же? Надеюсь, у них всё хорошо.

Всем добра! Здоровья. Пусть у нас у всех всё будет хорошо.