Россия обратилась к Соединенным Штатам и НАТО с предложениями по будущей безопасности в Европе, которые противоречат принципам европейской архитектуры безопасности. Их сопровождает военное наращивание сил на границе Украины и открытая угроза со стороны России прибегнуть к военным действиям, если эти требования не будут выполнены.
Сотрудничая с США и НАТО, сейчас ЕС должен определить, что мы можем сделать для поддержания европейского порядка безопасности и принципов, лежащих в его основе и которые сегодня явно под угрозой. Этот вопрос является приоритетным в повестке дня встречи министров иностранных дел и обороны стран ЕС на этой неделе в Бресте (Франция).
В этой встрече понятно две вещи: мы должны прийти к единой позиции ЕС, а также обосновать свою роль, подкрепив ее конкретными направлениями действий: то есть не только о том, что мы думаем или хотим, но и о том, что мы намерены делать.
Амбиция российских властей состоит в том, чтобы бросить вызов политическому и безопасному порядку, который родился после холодной войны.
Москва хочет вернуться к Основополагающему акту Россия-НАТО 1997 года, сопровождавшему расширение НАТО на Центральную и Восточную Европу, а также Парижской хартии 1990 года, кодифицировавшей принципы европейской безопасности после окончания холодной войны.
Есть три принципа, которые Россия приняла раньше и которые сейчас подвергает сомнению.
Первый — это право каждого государства свободно избирать, принадлежать или не относиться к определенной международной организации и быть участницей договоров или союзов, как признано Парижской хартией.
Бросая вызов этому основополагающему принципу, Москва действует как ревизионистское государство. В глазах России этот запрет должен касаться не только стран бывшего Советского Союза, но и стран-членов Евросоюза, таких как Швеция или Финляндия.
Второй и третий принципы – это неприменение силы и уважения к территориальной целостности всех государств.
Россия нарушает эти три основополагающих принципа в Украине, как она это делала и в Грузии. И Россия не просто делает заявления, а сопровождает это увеличением военного давления на украинской границе и угрозами Киеву по поводу нового вторжения, если ее требования не будут удовлетворены сполна.
Кроме того, Россия хочет изобразить Европейский Союз неуместным и добиться стратегического разъединения Соединенных Штатов и Европы. Она также стремится к нашему признанию того, что она имеет решающее влияние на Украину и Беларусь, не говоря уже о Центральной Азии. Тот факт, что Центральная Азия входит в заявленный периметр российской безопасности, подтверждает, что вопрос НАТО является поводом, поскольку ни одно центральноазиатское государство не является кандидатом в членство в НАТО.
Если коротко, то
восстановление советского геополитического ледника в Европе и попытка разъединить США и ЕС могут быть стратегическими целями Москвы.
Они очевидно неприемлемы. Однако почему мы все еще должны обсуждать их с Москвой?
Во-первых, потому что отсутствие обсуждений никогда не помогает. На этой неделе состоялся начальный цикл переговоров: в понедельник – между США и Россией в Женеве, далее, в среду – переговоры НАТО и России в Брюсселе. Позиции далеки друг от друга, но мы можем предусмотреть продолжение серии интенсивных многоуровневых переговоров и консультаций, в которых ЕС продолжит играть свою полноценную роль.
Я разговаривал с госсекретарем Блинкеном в минувшие выходные и сделаю это снова после встречи в формате "Gymnich" (название неформальных встреч м министров иностранных дел стран ЕС) - координация ЕС и НАТО сильна на всех уровнях. Также генеральный секретарь Европейской службы внешнего действия (ЕСД) Саннино разговаривал с заместителем государственного секретаря США Шерман и генеральным секретарем ОБСЕ Шмид.
Во время неформальных встреч министров иностранных дел и обороны в Бресте на этой неделе мы будем работать над конкретной ролью и вкладом Евросоюза.
Нам нужно прийти с четкими позициями по поводу того, чего мы хотим достичь в этих дискуссиях относительно архитектуры европейской безопасности, более того - с четкими действиями и вкладом ЕС. Чтобы достичь этой цели, мы, европейцы, должны быть едиными и сформулировать собственный ответ на случай, если Россия воплотит свои угрозы в отношении Украины или более широкого европейского порядка безопасности.
Что касается содержания, то, конечно, можно обсудить с Россией договоренности по безопасности в Европе и способы их улучшения.
Первой задачей будет возвращение к общим принципам архитектуры безопасности, вытекающим из Хельсинкских соглашений, Парижской хартии, Основополагающего акта НАТО-Россия или Венского документа ОБСЕ о мерах по укреплению доверия.
Второе — это создание более эффективного механизма кризисного управления с Россией. ЕС имеет значительный опыт в этой сфере. При наличии доброй воли прогресс в этом направлении вполне возможен.
Третье - это создание постоянных и оперативных механизмов предотвращения конфликтов, а также мер по укреплению доверия, чтобы поведение любой из сторон, в частности в отношении военных маневров, не было ложно интерпретировано.
Относительно самих отношений ЕС и России лидеры Евросоюза уже заявили, что любые дальнейшие шаги против Украины будут иметь реальную цену и серьезные последствия.
Кроме принятия скоординированного пакета санкций, мы должны быть готовы к ускорению различных направлений действий в общих рамках стратегии "отталкивания, сдерживания и взаимодействия" в отношении России.
Мы не являемся военным альянсом, но у нас есть пути и средства для продвижения как наших интересов, так и интересов наших партнеров.
Это включает и готовность к расширению нашей работы по противодействию дезинформации и киберугрозам, происходящим из России; усиление нашей устойчивости и энергетической безопасности благодаря быстрому развитию возобновляемых источников энергии на дому и большей диверсификации путей и источников импорта, а также через усиление нашей поддержки Украины и ее суверенитета, чтобы она была более способна противостоять давлению России.
Наряду с НАТО и ОБСЕ, Европейский Союз является ключевым игроком в европейской безопасности.
Нам нужно воспользоваться возможностью этого кризиса с Россией, чтобы укрепить наше единство и решительность, защитить наши интересы безопасности, а также интересы континента в целом.
Автор: Жозеп Боррель,
высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности