Найти тему
планеризм

ИЗ ИСТОРИИ ПЛАНЕРНОГО СПОРТА ВЛАДИМИР ПАНАФУТИН

В любом виде спорта есть легендарные имена, которые не раз прославляли нашу страну через громкие победы и спортивные достижения.

В планерном спорте одним из таких спортсменов, инструкторов, мудрых наставников является Владимир Панафутин. Он один из тех, кто стоял у истоков создания нашего аэроклуба, принимал участие в формировании самых первых его шагов.

Владимир Панафутин
Владимир Панафутин

- Мы начинали с двух стареньких планеров, взятых в аренду, и одного самолета, - вспоминает Владимир Юрьевич. – Нас, энтузиастов, тогда было немного. Зато сегодня команда АТСК «Сапсан» превратила его в самый крупный и перспективный аэроклуб страны.

- А когда вы впервые решили заняться планерным спортом?

- Я пришел в планерный спорт как и многие советские мальчишки - через аэроклуб ДОСААФ. В 50-е годы над нашими домами часто кружили планеры из Дракино, метрах в 50-ти от земли – старики трясли костылями в небо, пререкаясь с планеристами, а ребятня, как завороженная, не отрывала от них глаз. Интерцепторов в те времена у планеров не было, потому спортсмены открывали калитку и так переговаривались с землянами.

В Серпухове, откуда я родом, был аэроклуб. Подростком я записался туда и стал заниматься планерным спортом. Моя планерная карьера развивалась довольно быстро - спустя всего месяц я совершил самостоятельный полет, а уже через год меня включили в областные соревнования. Все было хорошо, мы летали, пока один из планеристов не совершил глупейшую ошибку при посадке и не погиб. ДОСААФ тогда приняло решение закрыть наш аэроклуб.

Часть ребят решили переучиться и летать на самолетах, а я поехал в Орел, чтобы летать на планерах. Параллельно поступил в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ России на специальность «инструктор». Закончил ее в 1971 г, но устроиться в те времена в московском регионе инструктором-планеристом было практически невозможно – слишком много было таких специалистов. И тогда я уехал в Днепропетровск к родственникам, где проработал 4 года инструктором. Тогда же, выступая от Украины, стал абсолютным чемпионом СССР.

-2

- Большая часть вашей жизни была связана с авиацией. Расскажите…

- Нездоровая атмосфера в команде подтолкнула меня решительно изменить судьбу. Так, следующим этапом моей жизни стала авиация. Я поступил в Мячковский объединенный авиаотряд воздушных съемок, переучился на ИЛ-14 и начал работать.

Это было удивительное время. Мы бороздили просторы воздушного океана до Москвы и до Камчатки, трудились в Средней Азии и в Заполярье. У нас был такой внушительный перечень спецработ, что даже мне не удалось попробовать все: аэрофотосъемка, ледовая разведка, геомагнитная съемка, перевозка ученых по полярным станциям. На основе данных, полученных с наших самолетов, корабли выбирали маршруты, рыбаки удачнее ловили рыбу, ученые разрабатывали свои теории.

- А случались ситуации, в которых вас выручали навыки пилотирования, полученные в аэроклубе?

- Конечно. Помню, однажды над Ростовской областью мы занимались аэрофотосъемкой. Оператор тогда попросил «постоять на месте» пока не меняет кассеты. Ну что значит «постоять на месте » в воздухе? И тут я заметил большое мощное облако, сбросил газ и самолет стал понемногу набирать высоту – мощность потока немного превышала скорость падения. Мои спутники были в полном восхищении!

В 1986 году я вышел на пенсию и решил вернуться в планерный спорт – летать для себя и в удовольствие. Тренером сборной страны тогда был Олег Пасечник, он же включил меня в сборную, в составе которой я выиграл несколько престижных турниров, в том числе чемпионаты России.

Потом какое-то время работал инструктором в АТСК «Сапсан», подсказывал начинающим спортсменам их ошибки, учил, как надо летать. В нашем спорте ведь очень много нюансов и научиться всему и сразу ни у кого не получается. Кроме того, в полетах очень многое зависит не только от навыков, но и от незначительных, на первый взгляд, моментов - даже не очень хорошее самочувствие может оказаться решающим.

- Какие соревнования стали для вас самыми запоминающимися?

- В 2006 году под Серпуховым проходил этап мирового Гран-При, а победитель, по условиям соревнований, должен был представлять страну на Чемпионате мира в Новой Зеландии. Мне тогда удалось занять первое место. Но когда пришло время ехать за границу, выяснилось, что Госкомспорт оплачивает только билеты – за аренду же планера (4-6 тыс евро), проживание и питание платить должен был я сам. Я отказался от участия. Тогда иностранцы пошли нам навстречу и пообещали предоставить планер бесплатно. На этих условиях я и поехал. Правда, планер мне дали самый-самый простенький, и никакое мастерство в принципе не могло помочь мне выиграть. Хотя в одном из упражнений я лидировал вплоть до финиша – за счет грамотного маневра на старте.

- Владимир Юрьевич, вы – инструктор с большим стажем. А как, по-вашему, есть ли разница в уровне подготовки между нынешними начинающими пилотами и советскими школьниками? Часто говорят, что современные подростки хуже усваивают информацию…

- Большее значение, скорее, имеют индивидуальные различия, чем временные. И тогда и сейчас встречаются планеристы от Бога – они садятся в планер и летят так, как будто летали до этого момента десятки раз. А бывает и наоборот – сколько ни учи, толку не будет.

Единственное, что действительно удивляет сегодня – так это непонятное равнодушие мальчишек к спорту. Раньше в группе из 30 курсантов было всего 5 девочек. Сегодня – наоборот.

- Какой планер ваш самый любимый?

- Мне очень нравится немецкий планер LS-4. Это настолько удачная и продуманная модель, летает одинаково хорошо и с водой, и без воды, легко управляется.

Сегодня в мире выпускают много удачных планеров. Это и Аркус, и Дискус, и Вентус… Нашему Пензенскому предприятию еще есть куда расти. А мы, планеристы, с надеждой смотрим на отечественного производителя, продолжаем в него верить.