Найти тему
Car&Travel

Как выжить на зимней дороге? Версия вторая, исправленная и дополненная :)

Очередное путешествие за полярный круг на новогодние праздники снова снабдило меня ценными наблюдениями о том, как люди ведут себя на зимней дороге и мыслями о хороших и плохих практиках при вождении в таких условиях. Сразу скажу, под зимней дорогой я ниже буду рассматривать на поездку на дачу по среднерусской слякоти, заботливо разведенной ленивыми сотрудниками дорожных служб, а условия трассы и города в регионах, где знают что делать со снегом в любых количествах. По пути в Мурманск, к примеру, такие условия начинаются примерно в Карелии и на самом севере Вологодской области и длятся до самого Баренцева моря.

Основными их отличиями являются почти полное отсутствие снега и слякоти на трассе (да да, его можно убирать, а не заливать химикатами), мороз от -10 и ниже, погодные условия - от яркого солнца ровно в лоб до полной темноты с метелью, снижающей видимость до 50-100 метров перед машиной.

Начнём по порядку.

Подготовка к поездке

Несмотря на мнимую безопасность езды по полупустым северным трассам, необходимо помнить о том, что в случае аварии, застревания, или даже простого перекрытия трассы в нескольких десятках километров от ближайшей деревни, посреди тайги, и на морозе надеяться можно только на свои силы, и возможно - на проезжающих мимо водителей. В машине должны обязательно быть:

  • Минимум полбака топлива на любом участке пути. Осталось меньше 2\3 - пора заехать на заправку, до следующей может быть очень далеко и она может не работать или не иметь нужного топлива. В случае непредвиденной ситуации вы сможете греться в машине несколько часов, ожидая помощь.
  • Трос. Не самый дешевый, из набора автомобилиста, а хороший, прочный, которым можно выдернуть машину из любой неприятной ситуации. К тросу, само собой, должны прилагаться исправные буксировочные проушины. Нередко останавливаясь помочь на трассе водителям, застрявшим на обочине или слетевшим с трассы, я наблюдал отсутствие троса, проушин, или знаний о том, где эти проушины в машине лежат в случае, если они не стационарные. Трос я еще могу одолжить свой, но вот если его не за что зацепить - сидим, ждём эвакуатор, который может ехать ой как долго, а ещё в месте аварии на много километров вокруг просто может не быть связи чтоб его вызвать.
  • Лопатка для снега. Такая, чтоб можно было и снег откопать, и лёд при необходимости подолбить.
  • Еда, термос с напитком, и теплые вещи. Рассчитывать надо не на то, что машина тёплая и едет а на то, что иногда она заглохла и стоит. Так иногда бывает. К примеру, в эту поездку из за снегопада отдельные дороги перекрывали на несколько часов из за сильного снегопада, а количество машин излишне уверенных в себе водителей на обочинах и в кюветах было сильно выше среднего.
  • Фонарик. Обозначить себя, подсветить место работ.
  • Если ваша машина не снабжена запаской - ремкомплект для ремонта шин и компрессор. Каждый год наблюдаю наивных водителей немецкого премиума, которые обнаруживают, что у них нет запаски, связь не ловит, а ехать надо. Не надо надеяться на хвалёный RunFlat, он хорош только в условиях, когда до ближайшего шиномонтажа, где есть в наличии шина на замену, пара десятков, а не сотни километров. Буквально неделю назад наблюдал на заснеженной трассе Mercedes, полный вещей, со спущенным колесом, из которого эвакуировали всех людей. К сожалению, это единственное, чем можно помочь в таком случае. Ситуация усугублялась ещё и новогодними праздниками, когда половина магазинов и шиномонтажей, который и так крайне мало, просто не работает.

Начало движения и остановка

Если трасса выглядит сухой (к этому мы еще вернемся) и почищенной, то на обочинах и придорожных парковках - царство снега и льда.

  • Задумав остановку на обочине продумайте её место так, чтобы вас было видно и легко объехать с обоих направлений движения. Парковка на повороте - плохая идея. В тёмное время суток оставьте включенными габариты или аварийку.
  • Съезжая на обочину помните, что она может быть ложной: трактора нагребают снег, выравнивают его вровень с асфальтом, но фактически там просто большой сугроб. Попав в такой колесом машина может скатиться в кювет или просто надёжно застрять. Полный привод в такой ситуации не спасает никак. Выезд из состояния "провалился бортом в снег" только через буксир или лебёдку. Лучше для остановок выбирать явно прочищенные места, где виден асфальт или хотя бы следы других машин.
  • Все движения на снегу и льду делаются очень плавно, особенно на нешипованной резине. Если застряв или пытаясь проскочить сложный участок резко дать газу, колеса мгновенно нашлифуют под собой идеальный скользкий лёд или выкопают глубокую яму в снегу. В обоих случаях сдвинуть машину с места будет непросто. Старт с места только таким образом, чтобы колёса не проворачивались, аккуратно балансируя газом.
  • Съезжать на заснеженные участки стоит после почти полной остановки машины. Помните, что коэффициент сцепления на рыхлом снегу и льду близится к нулю, и это особенно опасно когда машина в повороте, а на скользкий участок попали только 2 или 3 колеса. Тогда ко всему прибавится еще и разная тяга с двух сторон. Правило "чем быстрее запрыгнул в сугроб - тем дольше из него будешь выезжать" работает надёжно и всегда.

Движение по трассе

Несмотря на то, что асфальт выглядит сухим, коэффициент сцепления на нём в мороз очень далёк от идеального, и чем морознее погода - тем больше дубеет резина и тем хуже шипы цепляются за лёд. Можно проверить как тормозит машина на пустом участке дороги для понимания пределов сцепления.

Мысль о сухом асфальте подводит многих водителей, думающих, что их спасут модные дорогие шины или крутая электроника. Всё это системы предотвращения и ликвидации последствий ошибок водителя. А спасает от наступления этих последствий только голова и школьный курс физики.

  • Дистанция. Приближаться к впереди едущему авто стоит только для обгона и на очень короткое время. Если приняли решение ехать постоянно на хвосте у впереди идущего - дистанция должна быть такая, чтобы если перед водителем впереди на дорогу выбежит лось (вполне реальная ситуация при движении через леса) или он по другим причинам решит резко остановиться, вы могли бы безопасно, не тормозя в пол, предпринять все нужные действия по предотвращению ДТП.
  • Торможение. Лучше ехать так, чтобы тормозами пользоваться не приходилось вообще. Приближающиеся повороты легко заметить по впереди идущим машинам, знакам, или навигатору, и заметив - просто сбросить газ так, чтобы в повороте тормозить уже не пришлось. Машина, как любое движущееся тело, имеет стремление к продолжению прямолинейного движения, шины рассчитаны на максимальное сцепление вдоль кузова, а затормозив в повороте вы разгружаете задние колёса, которые и так у большинства машин менее нагружены, чем передние, и даёте им возможность совершить обгон хорошо нагруженных передних, что вам точно не понравится. Запомните: в повороте или ровный газ или небольшое ускорение, но никогда не тормоза.
  • Обгоны и перестроения. Очень плавно, без кикдауна и прочих "я у мамы гонщик". Отъехав на безопасную дистанцию от обгоняемого возвращаемся в ряд не на тормозах, а сохраняя скорость. Особое внимание - при переезде снега, разделяющего две полосы движения.
  • Скорость. Днём - такая, чтобы вы могли при экстренной ситуации резко остановиться или совершить манёвр не подвергая опасности себя и других. Как правило, такая скорость редко выходит за рамки ПДД. Ночью скорость ограничивается границей видимости. Представьте, что фары резко высветили вам лежащего на трассе медведя или развернутую поперёк трассы фуру. Вы должны успеть остановиться даже если объехать препятствие невозможно. В целом один вылет с трассы или съезд на обочину с застреванием заставить вас потерять намного больше времени, чем потери при езде с разумной скоростью, позволяющей управлять автомобилем в экстренных ситуациях.
  • Свет. На каждой остановке чистим фары и задние фонари. Фары нередко покрываются коркой льда. Современные диодные фары холодные и сами растопить ее не в состоянии. Внимательно смотрим при движении на признаки нахождения впереди машин с залепленными снегом габаритами. Встречаются такие не редко, особенно в снегопад, и обнаруживаются обычно прямо перед носом. Белый снег вокруг, белая трасса, белый снежный зад впереди едущей фуры, и ночь - отличное сочетание. В таких условиях не лишним будет включить заднюю противотуманку. Она уже никого не ослепит, но даст больше шансов вас увидеть.
-3

Для самых смелых, дочитавших до конца, ложка мёда: обожаю ездить на север в том числе, за чистоту на дорогах. Можно помыть машину при въезде в снежное царство и она не испачкается до самого возвращения в среднюю полосу России. Даже шины остаются неделями абсолютно чёрными. Незамерзайка на "-30" обычно превращается в кашу уже при -15, но это и не важно, на стёкла ничего не летит.

Водите безопасно! Это на длинной дистанции самый быстрый путь добраться из одной точки в другую. Длительные отношения со страховой компанией, автосервисом или с больницей мгновенно съедают 1-2 часа, условно сэкономленные при движении с излишне высокой скоростью.