Найти в Дзене
Петр Коваленко

Петр Коваленко: мода - это услуга, подчеркивающая вашу индивидуальность

Прошли те времена, когда лоскуты ткани служили лишь для того, чтобы прикрыть наготу. В наше время одежда - способ самовыражения. Одеты вы ярко, или, наоборот, неброско - по тому, что вы носите, можно определить ваше настроение, характер, образ жизни. С течением прогресса, цифровизации и внедрением новых технологий анализа данных меняется и подход к моде. Покупателю уже недостаточно просто приобрести вещь. Сегодня ему необходим комплекс “модных услуг”, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.

Рынок fashion retail пока не столь технологичен, как, например, финтех и фудтех. Все потому, что, несмотря на бурный рост онлайн шоппинга, основную массу покупок люди все еще делают офлайн. Но продавцы одежды понимают - век новых технологий диктует свои правила. Отставать в сборе больших данных о своем клиенте - значит терять с ним связь, не понимать и, как следствие, упустить. Специалисты индустрии моды говорят: сегодня важно адаптироваться под индивидуальный запрос потребителя и помогать каждому обрести персональный стиль.

Капсульный гардероб

То, что можно назвать прародителем "модных услуг", знакомо многим и довольно просто - формирование капсульного гардероба. Подбором мини-коллекций из вещей для различных жизненных ситуаций давно занимаются стилисты и штатные имиджмейкеры в магазинах одежды. В итоге вы получаете набор из базовых вещей, которые сочетаются между собой, а если приправить их аксессуарами, выйдет запоминающийся и индивидуальный образ. Но сегодня крупные компании по продаже одежды перешагнули привычную границу: на основе сбора big data о своих клиентах они предлагают удаленно собрать капсулу и доставить ее на дом. При подборе одежды учитываются как внешние и физические данные человека - его рост, весь, размеры фигуры, так и его психологический портрет. Ведь интровертам не подойдет то, что с легкостью наденет экстраверт.

Капсульный гардероб - отличное решение для проблемы "мне нечего надеть"

Кастомизация и персонализация

Покупатель одежды недалекого будущего - умеет выбирать вещи, понимает, что ему хочется надеть и как он должен выглядеть. Мы очень скоро приблизимся к тому, что на смену "быстрой моде" придет персонализация стиля. Все больше станут цениться кастомные вещи - те, которые клиент сам сформировал в конструкторе на сайте или сделал апгрейд в магазине. Кастомизация одежды - отличный способ самовыражения осознанного покупателя. Бренды пойдут таким клиентам навстречу. Используя технологии и на основе собранных данных о клиенте fashion компании будут создавать уникальный потребительский профиль, который будет учитывать максимальное количество пользовательских характеристик и предпочтений. На основе этих профилей ритейл сможет формировать персонализированное динамическое ценообразование.

Fashion Mindfulness

История общего понятия "mindfulness" берет начало в 80х годах прошлого столетия. Американский профессор психологии Массачусетского университета Джон Каббат-Зинн переработал буддистские практики тренировки мозга с точки зрения практической медицины. Не так давно появился тренд на осмысленную моду - Fashion Mindfulness. Он несет в себе смыслы не покупать лишнего, не захламлять гардероб, выбирать одежду осознанно, исходя из своего психологического типа и ответа на внутренний вопрос: "Да, я покупаю эту вещь, потому что она мне нравится и я буду ее носить". Тут услуга по выбору и покупке одежды неразрывно связана с психологией: узнать себя лучше в области личного стиля можно, пройдя тестирование на психотип и взяв несколько консультаций у психолога. После такого изучения вы сделаете массу открытий о себе, о которых даже не догадывались, и начнете формировать свой гардероб, исходя из жизненных целей, задач в конкретный день, с учетом контекста и окружения, и рассказывать о себе с помощью того, что на вас надето.

-2

Покупайте те вещи, которые точно будете носить

Метавселенные

Мы входим в эпоху расцвета метавселенных, и в 2022 году увидим кратный рост этого онлайн тренда. Крупные бренды открывают свои онлайн магазины в рамках метавселенных - интернет миров, где каждый может создать свою проекцию - аватара, и ходить по магазинам, смотреть выступления звезд, тусоваться, играть в игры и тратить виртуальные валюты. И тут fashion бренды опережают других игроков - GAP, Nike, Gucci, Balenciaga и другие уже объявили о том, что начнут выпускать цифровую одежду. Причем, цены на вещи из NFT, а не из ткани, и существующие только в рамках блокчейна, мало чем отличаются от прайса в офлайн бутиках, а иногда бывают и выше. И спрос велик. Идея все в том же - показать при помощи одежды индивидуальность своего героя, то есть себя самого, но в рамках цифрового мира, который все активнее заменяет реальность.

Если досконально изучить конкретного человека: узнать его психотип, вкусовые предпочтения, образ жизни, желания и стремления, можно создать стиль, который будет подходить ему на 100%. Этим занимаются модельеры, имиджмейкеры и другие специалисты fashion индустрии. Появляются услуги доставки одежды комплектами, или капсулами, которые собраны стилистами на основе полученных данных о клиенте - начиная от его роста, веса, размеров, цветовых предпочтений и заканчивая глубоким психологическим исследованием его типа личности.

Сегодня мир fashion retail подошел к тому, что клиенту недостаточно просто купить вещь в магазине. Ему нужно предоставить услугу моды: будь то подбор капсульного гардероба непосредственно под персону, или кастомизация вещи - чтобы такие кроссовки или такая куртка была только у этого клиента и в единственном экземпляре. Сейчас перед fashion retail стоит задача получать и правильно обрабатывать персональные данные потребителя и научиться эффективно использовать их, выстраивая максимальную персонализацию. Весь фешн-ритейл скоро пойдет по этому пути. Будущее, однозначно, за теми, кто успеет заскочить в поезд под названием "FashionTech" и будет делать своих потребителей лучше.