Очень хочется рассказать всем любителям Стамбула о месте, которое хоть и находится на территории знаменитого Дворца Долмабахче, но (как мне кажется) гораздо менее популярно среди туристов, чем сам дворец или гарем. Это Картинная Галерея Национальных Дворцов (тур. Milli Saraylar Resim Müzesi). Что же там интересного? Давайте по пунктам.
Новое музейное пространство
Я не претендую на звание первопроходца - многие были в галерее, ведь там есть кое-что очень нам близкое (об этом ниже). Но старые отчёты теперь не очень актуальны, потому что галерею буквально пересоздали , провели, как сейчас модно говорить, реновацию.
У меня не гигантский опыт посещения галерей мирового уровня, хотя в 2021 году я была во всех главных музеях обеих столиц России (не впервые, правда). Конечно, мы привыкли примерно к такому виду:
И картинная галерея Долмабахче тоже раньше была такой. А вот теперь погрузилась в полумрак, в котором полотна точечно подсвечиваются.
Если честно, то решение не бесспорное, мне классика нравится больше. Но это необычно.
Правда есть ужасная комната, в которой воссоздали мастерскую Абдулмеджида Эфенди. И поставили туда ОЧЕНЬ реалистичную фигуру. Люди заходят и пугаются.
Наконец-то можно увидеть то, что годами лежало в запасниках Топкапы
"При чём тут вообще Топкапы, когда речь о Долмабахче?" - спросит меня недовольный читатель. Но ответ есть. В конце 2019-го года Топкапы перешёл из ведения министерства культуры и туризма в прямое подчинение Президентскому Управлению Национальных Дворцов.
Коллекция Дворца Топкапы насчитывает сотни тысяч предметов, но абсолютное большинство посетителей отмечает бедность экспозиции. Такой вот парадокс. Там, конечно, есть свои причины, главная из которых - нет места, где всё это показывать.
Прежде всего, места не хватало картинам, а теперь они переехали. Я уже писала про знаменитый портрет Роксоланы/Хюррем, который долгие годы мы могли видеть только в виде репродукции в сети интернет. А теперь он здесь.
Как и вообще ЛЮБОЙ портрет Хюррем, он вымышленный. Основан вот на этой гравюре 1596г.
Зато в одном из закутков находятся реальные вещи "Великолепного Века" - оружие Сулеймана и его приказ о назначении Мустафы.
Да, в картинной галерее. Нет, не знаю, почему (помимо картин, тут есть странные пространства-экспонаты вроде комнаты-хамама)
Кроме того, из Топкапы в Долмабахче полным составом переехала знаменитая серия портретов Османских Султанов: по моим воспоминаниям, раньше сюда было не пробиться, здесь же им гораздо лучше.
Айвазовский!
Вот, пожалуй, главный повод для гордости для любого, в хорошем смысле этого слова, патриота.
Скажем честно: картинная галерея Долмабахче не в высшей лиге. Ни Ренуара, ни Рембрандта вы тут не встретите (хотя если вы погружались в историю Османской Империи, вам ОЧЕНЬ многое будет знакомым).
Зато есть 20+ полотен Айвазовского, и знали бы вы как турки эти гордятся: в каждом пресс-релизе или описании галереи всегда будет Айвазовский. Ему же отведён главный зал, мимо которого точно не пройдешь.
И нет, на полотнах не только Турция, есть и зима, и Москва.
Мы тоже, конечно, любим Айвазовского, но давайте честно - для нас он лишь "один из", плюс репутация, салонного художника, так скажем "искусство для масс", снисходительное отношение со стороны профессионалов (или тех, кто себя таковым считает). А тут вполне искреннее восхищение, уважение и почитание. Заставляет о многом задуматься.
Последние султаны благоволили Ивану Константиновичу и купили у него много работ. Художник провёл в Турции немало времени и оставил нам прекрасные изображения Константинополя. В музейной лавке пролистала книгу "Айвазовский и Стамбул", если бы это всё собрать в одном месте - была бы прекрасная и огромная выставка, но главные турецкие музеи считают себя самодостаточными и с иностранными музеями ничем не меняются. Факт!
Говорят, правда, что финал отношений Айвазовского с османами был плохим: протестуя против зверств в отношении армян, художник утопил все свои награды от турецких султанов. Информационная табличка в галерее (ожидаемо) об этом факте ничего не сообщает.
Вместо заключения
Как всегда, я не советую бежать в галерею всем и каждому. Если вам скучно в отечественных музеях подобного рода, не стоит ожидать, что понравится здесь. Но если любите ориентальное искусство, Стамбул, султанов и султанш или Айвазовского, то в посещении точно будет смысл. Я не ждала вообще ничего от этого места, просто взяла комплексный билет во дворец Долмабахче, но из трёх секций дворца мне тут понравилось больше всего.
Единственная беда - запрет на фото. Потому большинство фотографий в статье "из открытых источников". Вроде и тянулась блогерская рука запечатлеть и показать читателям, может быть, сделав рекламу этому месту. Но кому понравится нарушать правила и нарываться на штраф? Недружелюбные они эти турки.