Петр Ильич Чайковский. Знаменитое фотоателье Анаклета Пазетти. Санкт‑Петербург, Невский проспект, январь 1890 года... Что не так с этим снимком?
Вроде хороший большой «будуарный» формат. Однако присмотревшись к фотографии, можно заметить, что из уха композитора торчит неаккуратный кусок ваты. Странная, непонятная деталь, которую в эпоху Пазетти и Карла Буллы, признали бы браком.
По воспоминаниям личного врача композитора - Василия Бертенсона, Чайковский был очень мнительным человеком, всегда боялся застудить зимой горло и особенно уши. Уши для композитора – это огромная ценность. Говорил, что может оглохнуть от пустячной простуды, и что не хочет повторить судьбу Бетховена. Чайковский неоднократно снимался у Пазетти. На всех остальных снимках, вата кстати аккуратно заретуширована.
А история, о том как Чайковский однажды зимой в сильный ветер забыл про вату, и купил в ближайшей лавке сгоряча целый фунт, была очень популярна среди его друзей. Правда в руках опытного хозяина лавки, огромное облако ваты, превратилось в пакет умеренной величины...