Найти в Дзене
Андрей Макаров

Наш ответ Президенту. Самарский культурный дозор – выпуск №5

Начало дозора здесь:

Предыдущий выпуск здесь:

Продолжаем нашу акцию в поддержку указа Президента РФ о проведении Года культурного наследия народов России.

К 1906 году значительную часть первого квартала Самары заняла мельница Соколовых. Как тогда было заведено на солидных предприятиях, рядом построили жилой дом для служащих. Совсем недавно от краеведа Павла Попова я узнал, что его построили в 1907 году по проекту Платона Шаманского. До этого я был уверен, что знаю все самарские работы Платона Васильевича. Теперь не уверен. ☺

Изображение любезно предоставлено Павлом Поповым
Изображение любезно предоставлено Павлом Поповым

В настоящее время здание входит в состав объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения «Усадьба Соколовых: дом для служащих, жилой дом с аркой ворот, службы», ул. Князя Григория Засекина, д. 7, литеры А, Б, В.

-2

Этот ансамбль неплохо сохранился по самарским меркам. А состояние трехэтажного дома для служащих (если не считать входных дверей) вообще на удивление хорошее несмотря на то, что дом построен из недолговечного силикатного кирпича.

Фото: автор
Фото: автор

Он только потемнел от времени, но кладка нигде не пострадала, чего не скажешь, например, о доходном доме Василия Сурошникова (ул. Фрунзе, 89), построенном из того же материала восемью годами позднее.

Фото: автор
Фото: автор

Архитекторы знают, что неоштукатуренные постройки из силикатного кирпича недороги как при строительстве, так и в эксплуатации, но только первые 100 лет, а потом не избежать ремонта фасадов. Если здание к тому времени, не дай бог, получит статус ОКН, его уже не оштукатуришь. ☺ Интересно рассказала о силикатных кирпичах художник и архитектор Наталья Владимировна Хахалина в комментариях к одному из моих текстов:

Четыре архитектора на одной самарской усадьбе
Андрей Макаров21 декабря 2021

Парадный подъезд в середине главного фасада приветливо приоткрыл мне свою дверь.

Фото: автор
Фото: автор

В таких случаях грех не зайти внутрь. И вот я на парадной лестнице. Она довольно скромная. Здесь нет чугунного литья, как в домах постарше. Ограждения деревянные – простые и прочные.

Фото: автор
Фото: автор

Ступени каменные, сточенные тысячами подошв.

Фото: автор
Фото: автор

На каждом этаже есть переход на черную лестницу – для прислуги.

Фото: автор
Фото: автор

Ступени здесь деревянные, еще более сточенные, но по-прежнему надежные.

Фото: автор
Фото: автор

Черный ход, естественно, сообщается с двором.

Фото: автор
Фото: автор

Но, как и на всякой приличной усадьбе, во двор также можно попасть через ворота с затейливо выложенной кирпичной аркой.

Фото: автор
Фото: автор

Двухэтажный жилой дом усадьбы сохранился хуже.

Фото: автор
Фото: автор

Над его фасадами изрядно потрудились время и современные умельцы.

Фото: автор
Фото: автор

Двор усадьбы замечателен еще и тем, что из него открывается взрывающий мозг фантастический вид на памятник промышленного брутализма – вертикальный элеватор 1980 года постройки.

Фото: автор
Фото: автор

Несмотря на кричащий стилистический контраст у меня эта картина не вызывает отторжения. От неё захватывает дух, как от приземления летающей тарелки. К сожалению, моих способностей недостаточно, чтобы передать на фотографии грандиозность зрелища.

А еще я не могу понять, почему элеватор до сих пор не ОКН. Ведь кроме всего прочего это неотъемлемая часть мукомольного завода №1 – переименованной в советское время мельницы Соколовых. Но об этом порассуждаем в следующий раз.

Спасибо, что дочитали!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, прогулки по улицам старой Самары: Чапаевской, Фрунзе и Куйбышева.

Ваш Андрей Макаров