Найти тему

«Сатурн-5», черепаха и твёрдое топливо

Наша недавняя статья в медленное ракетоведение не осталась незамеченной и встретила некоторую критику, за которую ваш лунный гид, разумеется, благодарен. Особо он хочет отметить автора канала ТТТ - Тепло Твердого Топлива, написавшего отдельный отклик и сделавшего важное замечание.

Суть замечания состоит в том, что теоретики конспирологической «медленной ракеты» пытались определить её скорость относительно вращающейся Земли; поэтому добавка к скорости благодаря вращению Земли (около 400 м/с) не должна приниматься в расчёт. Разумеется, ваш гид вынужден полностью согласиться с этим справедливым замечанием. А это значит, что разрыв между действительной скоростью «Сатурна-5» и той, что получили Попов и его единомышленники, на 400 м/с меньше: вместо 1,5—1,7 км/с она составляет 1,1—1,3 км/с. Тем не менее, эта поправка не играет большой роли: хотя 400 м/с могут показаться большой величиной, но замедление ракеты на 1,1 км/с и больше настолько же невероятно, насколько замедление на 1,5 км/с. Ракету, которая могла бы летать вдвое медленнее обычного, спроектировать можно только специально и с одной лишь единственной целью — летать медленнее.

Конечно, автор немедленно внёс изменения в исходную статью, исключив добавку от вращения Земли и отметив, что первоначальные значения были исправлены. Никаких существенных изменений в выводы это не добавило. Ракета по-прежнему не может лететь слишком медленно из-за недостаточной тяги двигателей, а уменьшение удельного импульса по-прежнему приводит лишь к ускорению ракеты. Правда, теперь скорость «по Попову» оказывается достижимой с помощью водородных двигателей; но никто, наверное, не станет утверждать, что первая ступень «Сатурна-5» работала на водороде. Достижение столь малых скоростей по-прежнему требует глубокого дросселирования двигателей в полёте. Решение этой трудной технической задачи не только крайне проблематично, но и попросту не требуется ни для чего — даже для фальсификации полётов на Луну.

В любом случае, ваш гид по медленным ракетам благодарит автора канала ТТТ - Тепло Твердого Топлива за верное замечание, позволившее исправить ошибку. Он полагает также, что имеет смысл прокомментировать несколько других утверждений, сделанных автором канала ТТТ.

Уменьшив суммарную тягу двигателей в 1,5 раза (с 3000 тс до 2000 тс) мы должны уменьшить стартовую массу ракеты до тяговооруженности 1,2 - 1670 т.

Вероятно, здесь мы имеем дело с опечаткой или неверной интерпретацией данных. Стартовая масса «Сатурна-5» при полёте «Аполлона-11» составляла около 2950 тонн (если быть совсем точным, то в момент отрыва ещё несколько меньше из-за выработки части топлива при выходе на полную тягу). Стартовая тяга двигателей почти достигала 3500 тонн. Поэтому уменьшение тяги до 2000 тонн соответствует тому, что конспирологическая тяга двигателей не на 50 %, а на целых 75 % меньше их действительной тяги. Кстати, подробнейшие сведения о ракете, запустившей к Луне «Аполлон-11», можно найти в послеполётом отчёте.

В "официальной" ракете запас топлива 2010 т. Если мы его снизим пропорционально уменьшению тяги двигателя, что бы обеспечить время работы в 161 с. то получим 2010/1.5=1340 т.
У нас же, после "слива" осталось 958 т. Меньше необходимого в 1,4 раза.
Можно ли компенсировать этот "недобор" топлива?
Наверное можно. Дросселированием - то есть отключением части двигателей. Согласно официальной версии, на заключительном этапе полета отключался 1 двигатель. Но. вероятно, с тем же успехом мог отключатся не один двигатель, и не на последнем этапе. То есть где то в середине времени работы отключается один центральный двигатель, а затем, на завершающем этапе еще пара. Было ли это возможно визуально наблюдать? Не знаю, не задавался таким вопросом.

В это рассуждение вкралось сразу несколько ошибок.

Во-первых, если для полёта на полные 161 секунду требуется 1340 тонн топлива в баках первой ступени, то не нужно сливать это самое топливо до 958 тонн, а потом пытаться компенсировать недобор. Достаточно оставить в первой ступени те самые 1340 тонн. Чтобы облегчить ракету на те самые 1340 - 958 = 382 тонны, сливать топливо нужно не из первой, а из второй ступени, где его почти 450 тонн, а при необходимости и из третьей, где его более 100 тонн. В крайнем случае можно слить ещё несколько десятков тонн из кораблей. Поскольку конспирологический «Сатурн-5» всё равно направляется не на орбиту, а в океан, то имеет смысл в первую очередь позаботиться о том, чтобы полёт именно его первой ступени не вызывал подозрений, потому как полёт первой ступени виден от космодрома почти всем и хорошо, а полёт второй, наоборот, виден очень плохо. В конце концов, именно правильный полёт первой ступени удалит ракету от глаз зрителей максимально далеко. Слив топлива из верних ступеней позволит ракете без проблем достичь правильной скорости. Собственно, к этому выводу мы уже пришли в четвёртой части статьи, и при этом давали конспирологам гораздо бóльшую фору в части УИ и потерь, нежели автор канала ТТТ.

Во-вторых, дросселирование двигателей (уменьшение их тяги) — это вовсе не то же самое, что отключение части двигателей. Но это, вероятно, было просто неудачным выражением.

Наконец, в-третьих, идея преждевременного отключения части двигателей (совершенно ненужного, как мы уже видели) может показаться здравой, лишь если действительно не задаваться вопросом, наблюдаемо ли такое отключение визуально. Оно, конечно, наблюдаемо, и мы уже видели фотографию (на самом деле стоп-кадр из видеозаписи), из которой ясно следует, что четыре боковых двигателя работали вплоть до момента отделения, а центральный был выключен незадолго до этого. Момент отключения центрального двигателя тоже можно проследить на видео.

Сразу после разделения ступеней «Аполлона-8» хорошо видны яркие сопла только что выключившихся боковых двигателей и дымящееся сопло центрального двигателя, выключенного половиной минуты ранее. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=XKtH0uzg8wU .
Сразу после разделения ступеней «Аполлона-8» хорошо видны яркие сопла только что выключившихся боковых двигателей и дымящееся сопло центрального двигателя, выключенного половиной минуты ранее. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=XKtH0uzg8wU .

Подобные видеозаписи имеются и для других ракет. И, в конце концов, как фальсификаторы могли бы решиться преждевременно отключать двигатели у ракеты, не имея никакой возможности контролировать, кто и с какой техникой будет эту ракету снимать как с побережья, так и с моря, а может быть даже и с воздуха? Тем более, что конспирологи рассказывают нам потрясающие (но, к сожалению, неведомые миру) истории о том как американский флот чинил препятствия и глушил радиоаппаратуру советских судов, пришедших проследить за стартом «Аполлона-11». Но кинокамеру-то не заглушишь!

Если, в соответствии с допущением о Ф-1, его тяга 400 тс, то для того, чтобы тяговооруженность не провалилась ниже 1,2, то отключить его можно после выработки примерно 400 т топлива - чуть меньше половины от предлагаемого запаса в 960 т. По времени - это примерно 1/3 - 1/4 от общего времени работы - то есть на интервале 40 - 50 секунд от старта.

К сожалению, не совсем понятно, зачем отключать центральный двигатель (если топлива и так хватает) и зачем удерживать тяговооружённость ниже 1,2: снявши голову, по волосам не плачут. Но если, следуя автору канала ТТТ, отключить центральный двигатель через 40—50 секунд полёта, то мы окажемся в немилости сразу у многих. Не будут довольны ни Попов, ни Коновалов, да и другие любители ролика Phil Pollacia не погладят нас по голове: для них ракета должна проходить облака на высоте 8 км на 106 секунде; но она к этому моменту заберётся примерно на 15 километров!

Моделирование полёта с помощью упрощённого авторского скрипта.
Моделирование полёта с помощью упрощённого авторского скрипта.

Более того, к 161 секунде эта ракета превысит скорость 1,5 км/с, что существенно выше цифр Попова и поповцев. Затем, фальсификаторы из НАСА тоже не похвалят: всё-таки отключать двигатель у ракеты, которая находится всего в нескольких километрах от сотен тысяч зрителей не выглядит хорошей идеей, тем более, если ты перед полётом выпустил брошюру, где обещаешь не выключать центральный двигатель раньше начала 3-й минуты.

Сборник для прессы, выпущенный 6 июля 1969 года. В нём подробно расписаны детали предстоящего полёта. Время выключения центрального двигателя тоже (страница с номером 21 в документе). Сборник можно найти по ссылке https://www.nasa.gov/specials/apollo50th/pdf/A11_PressKit.pdf
Сборник для прессы, выпущенный 6 июля 1969 года. В нём подробно расписаны детали предстоящего полёта. Время выключения центрального двигателя тоже (страница с номером 21 в документе). Сборник можно найти по ссылке https://www.nasa.gov/specials/apollo50th/pdf/A11_PressKit.pdf

К тому же настоящая ракета должна достичь скорости звука примерно на 60-й секунде, что легко фиксируется по эффекту Прандля-Глоэрта (появление конденсационного облака на частях ракеты, где скорость потока стала трансзвуковой). Отключение центрального двигателя на 40-й секунде задержит проявление эффекта примерно на 10 секунд.

Появление конденсационных следов эффекта Прантля-Глоэрта около 60-й секунды полёта на прямой телевизионной трансляции старта. Источник: https://youtu.be/TmHABUfjYPI?t=319 .
Появление конденсационных следов эффекта Прантля-Глоэрта около 60-й секунды полёта на прямой телевизионной трансляции старта. Источник: https://youtu.be/TmHABUfjYPI?t=319 .

Лишним будет говорить, что на видеозаписях старта, включая прямой телевизионный эфир, конденсационные облачка появлялись именно тогда, когда должны были.

Наше время подходит к концу. Ваш лунный гид ещё раз благодарит автора канала ТТТ за исправление досадной оплошности и за тему для нового экскурса в медленное ракетоведение. Как и прежде, ракету с вами тормозил El Selenita.