Похоже, вести из Госдумы о предстоящем введении продовольственных карточек хоть и всколыхнули поначалу огромную массу блогеров, жаждущих, как нынче говорят, «хайпануть» на жареных фактах, а после ушли куда-то на второй план, то ли сверху прикрикнули «помалкивать в трубочку», то ли новость оказалась из разряда неважнецких.
Но каково же на самом деле?
Сегодня мы порассуждаем о таком понятии, как бедность. Ох, и богат же русский язык пословицами о бедности и бедняках. И всё больше не только с юмором да иронией, а глубинным смыслом. Только вдумайтесь: «Беден, да честен», «Бедному и смерть не страшна», «Бедность не порок, а несчастье», «Бедность не грех, а до греха доводит»…
Да, не дошло бы до греха. Судя по всему, и озаботились народные избранники названной проблемой, вспомнив последнюю из приведенных пословиц. Озаботились – это вроде и неплохо, давно пора, для того и сидят «высоко» с народным мандатом, вот только к какому решению пришли?
Недавно в Госдуме поддержали новый законопроект, призванный упростить жизнь малообеспеченных слоев населения. Суть его – в введении продовольственных карточек, их государство планирует раздавать бедным семьям. Как заявил Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев: «Продуктовые карточки могут быть введены в России для стимулирования потребления отечественных продуктов и в качестве дополнительной меры поддержки малообеспеченных семей».
И ведь действительно, с первого взгляда данная идея кажется неплохой, для бедных слоев населения такая помощь может оказаться очень кстати, ведь цены на продукты сейчас достаточно высоки, а зная нашу страну, вероятность того, что они в ближайшее время упадут, практически равна нулю. Введение продуктовых карточек по мнению государственных мужей решает сразу две проблемы: уменьшить бедность (люди получат продукты просто так) и поддержать производителей и розницу (ведь за продукты все равно заплатит государство). Таким образом, власти заменяют прямые выплаты населению, и могут проконтролировать, что выданные средства пойдут на продукты первой необходимости.
Но действительно ли с данным проектом все так однозначно? Конечно же нет. Как всегда, «дьявол кроется в деталях».
Попробуем разобраться с первоисточником проблемы роста цен на продукты, и это, конечно же – инфляция. Как мы видим на примере последних десятилетий, наша власть не шибко-то и успешно ведет борьбу с инфляцией. А точнее и вовсе её проиграла. Связано это, в первую очередь, с тем, что вместо того, чтобы бороться с самими причинами инфляции, она борется с их последствиями. В результате рост инфляции, которая сейчас составляет свыше 8% в годовом выражении, и это только по данным Росстата. Из-за чего и продолжает происходить рост цен на товары и услуги, в том числе и на продукты первой необходимости. Планируемая предстоящая карточная система ещё больше усугубит данную проблему, ведь с ведением продовольственных карточек денежная масса в обороте сильно возрастет с учетом того, что в нашей стране достаточно большая часть населения является малоимущими.
Также зная наше государство, можно с полной уверенностью говорить о том, что механизм выдачи данных карточек будет до жути забюрократизирован и излишне усложнен (иначе нельзя выделить тех, кто нуждается в помощи); многие из реально нуждающихся могут «пролететь мимо кассы», не имея официальной работы или не проходя по «правилу нулевого дохода».
Ко всему этому можно добавить сложности по подключению торговых сетей к данной программе, эпидемию из-за Covid-19. Возникает вопрос – на плечи какого бюджета упадет это ноша выплат, федерального или местных? И множество других проблем, которые всплывут при реализации данной программы.
Возможно, некоторые из вышесказанных причин и не позволили реализовать проект с продовольственными карточками в России, задуманный Минпромторгом, аж, в 2017-м.
Также имеется еще одна немаловажная проблема, которая заключается в отношении населения к продовольственным карточкам, ведь у многих они вызывают только негативные ассоциации, и это не без причины.
В первую очередь, при упоминание продовольственных карточек у большинства людей возникает ассоциации с годами Великой Отечественной Войны, ведь тогда большинство ресурсов страны шло на фронт, оставляя внутри лишь необходимый минимум. Только 14.12.1947г. вышло Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) N 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» за подписью Сталина и Жданова. Сталин лично занимался редактированием проекта по отмене продовольственных карточек. В других странах данный вопрос решался достаточно позже.
Остаётся только вдуматься. Страна, лежащая в разрухе после столь кровопролитной войны, всего за два года восстановили снабжение населения продуктами питания, и решила эту проблему. А что сейчас? Война, разруха, катастрофы и стихийные бедствия..? Судя по решениям, облечённых властью, так оно и получается. Не позор ли для властей всех уровней? И не пора ли открыто говорить об их компетенции? И кто довёл обнищавший народ до такого состояния?
Также стоит упомянуть еще один период продуктовых карточек, начавшийся в СССР после старта Перестройки. Из-за отмены государственной монополии на экспорт и перехода предприятий на принципы хозрасчета внезапно оказалось, что денег в стране намного больше, чем товаров. И, хотя первые талоны ввели еще в начале 1980-х (чтобы хоть как-то уравнять снабжение Москвы и провинции), в основном талонная система стала внедряться только в 1989 году. С ее помощью советские власти пытались обуздать тотальный дефицит поставок – чтобы купить что-то в магазине, нужно было не только заплатить за товар, но и предъявить выданный в ЖЭКе талон с печатью. Талонная система просуществовала до 1992 года, после чего в ней пропал смысл – цены «отпустили», и они тут же пришли, якобы, в равновесие со спросом и предложением, хотя по факту для населения это выглядело как гиперинфляция.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что система с карточками хоть и выглядит неплохо на первый взгляд, но на самом деле проблему бедности не решает даже близко, а в глобальном плане только усугубляет уже имеющиеся проблемы. Плюсом ко всему этому добавляется негативное отношение население ко всей этой программе, которая вряд ли когда-то будет положительным.
А бедность..? Что бедность..? Бедность как была, при существующей власти, так и продолжит прогрессировать. И останется нам лишь с горькой самоиронией вспоминать старые русские пословицы. «Бедность плачет, а богатство скачет»…