Найти тему
Шкиперские байки

Зачем затопили представительский катер, который принадлежал бывшему главе государства, и что осталось через 5 лет

В далеком 1961 году с завода №5 НКВД в Ленинграде (ныне «Судостроительная фирма «Алмаз») сошел один из четырех катеров, который назвали «Буревестник». Это был спецпроект №360 со строительным номером 1202.

Официально это был пограничный сторожевой корабль спецслужбы. В те года перестали выпускать пограничные суда из дерева. Но этот катер изначально по проекту построили из трехслойной древесины, как представительское судно для высшего руководства страны, чтобы проводить встречи на высшем уровне и приемы иностранных делегаций.

За основу были взяты проекты лучших боевых кораблей, но улучшены условия проживания и дополнены шикарным дизайном и внутренней современной отделкой. Установили два дизельных двигателя с 4000 лошадиными силами, и катер мог развить скорость до 37 узлов. К тому же для связи установили одну из лучших и надежных радиостанций «Рейд-1». Катер должен был использовать Н,Хрущев, но достался его преемнику - Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу. Леонид Ильич очень любил выходить в море, когда проводил отпуска в Крыму.

В 1982 году, когда не стало Л.И.Брежнева, катер перешел в собственность В Черноморское морское пароходство, а использовал его начальник Ильичевского порта для чествования передовиков-флотоводцев. Причем в этих церемониях участвовали даже городские власти.

-3

Развал Союза стал переломным для катера – он стал не нужен уже. Но одесский бизнесмен решил в 1995 году восстановить катер, поэтому и купил. Но ничего не получилось – потом его выкупил офицер СБУ, который разместил «Буревестник» у причала Практической гавани, где он не только гнил до 2016 года, но и вандалы разворовывали.

Вот так более 20 лет катер находился у причала, весь обшарпанный, да и мало кто знал, кому он принадлежит. Но даже если бы и знали, что могли сделать. На самом деле же были официальные документы и кто-то платил за аренду места у причала.

За несколько лет с катера сняли все судовые системы и оборудование; из внутренних раритетных помещений было украдено, уничтожено все, что можно.

Активисты и историки ничего не смогли сделать, хотя планировали организовать на «Буревестнике» музей. Капитан, он же директор благотворительного фонда «Золотой фонд истории и возрождения флота Черного моря» В.Ильенков не смог переубедить командование Одесской западной военно-морской базы – его и активистов не пустили даже на катер. как и прессу

-5

Чтобы скрыть все эти деяния, 8 января 2016 г. затопили все, что осталось от катера. А военные прикрылись тем, что якобы «Буревестник» не был в составе ВМС, поэтому не нашли ответственного за его сохранность. Не успели провести спасательные действия, так как он затонул практически мгновенно – всего 5 минут. Так печально закончилась история личного судна Л.И.Брежнева.

Много лет считали, что поднять катер непросто будет, тем более восстановить. Ведь металлические тросы могут раздавить деревянный корпус, а спецоборудования не было. Стоит ли поднимать, чтобы утилизировать?

А оказывает – стОит, и даже нашлись заинтересованные в этом!

-7

Военные водолазы Украины и США выполнили спецоперацию по программе международных военных учений "Sea Breeze-2021" в июле 2021 года – как спасательную.

Все, что осталось от представительского катера
Все, что осталось от представительского катера

Ведь только американским судам помешали остатки затонувшего «Буревестника» - ранее никому дела не было. А тут выяснилось, что все же мешает он судоходству в одесском порту!

Пресс-служба ВМС ВСУ с гордостью проинформировала об этой спасательной операции, даже сняли видео и выложили во всех СМИ. Нашли чем годиться! А то, что вытащили - ни на что не похоже, увы! За пять лет на морском дне от деревянного катера осталась только груда мусора.

Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного