Казалось бы — чего я уже только не видела. И каждый раз думаешь, что уже хуже быть не может, ну, не со мной, ну, не сейчас! А нет, может. Я попала в зазеркалье зазеркалья.
Интересно, что депортационка («депорт» по местному) находится тут же в Тер Апле, за забором. А с противоположной стороны — другой забор криминальной зоны. Ты как бы между тюрьмами легкого и нелегкого режимов. Есть другие депорты, которые, как говорят, еще ужасней. Я, кстати, недавно посетила один такой в Буделе. И, правда, самое депрессивное место в мире.
В чем же заключается заключение:) Самое неприятное и психологически давящее правило — это ежедневная отметка. Я не помню писала я или нет о том, что пока вы находитесь в этой системе вас обязуют каждую неделю, в определенное время, отмечаться. Здесь это называется «стэмпинг» (stamping). Приезжает полиция, выстраивается очередь из жильцов лагеря и КОА отмечает в компьютере, что вы есть. Это довольно сильно отравляет жизнь, потому что вы, по сути привязаны к лагерю. Я, например, работала в другом городе и мне приходилось каждую неделю ездить “штамповаться”. Хорошо, что мне оплачивали дорогу. Но не всем так везет.
А вот в депортационке нужно отмечаться каждое утро. Понятно, что я бы и так не могла оттуда уезжать по причине отсутствия денег, но все же психологически это очень тяжело принять. Если ты забудешь или просто не придешь на отметку три раза, то тебя вышвыривают из лагеря на улицу и лишают вообще всех прав. Хотя меня их и так лишили. Они пугают тем, что при неявке вашу процедуру полностью аннулируют и придется все начинать заново. Я, кстати, не вижу тут логики. Потому что я уже и так нахожусь там, откуда насильно отправляют домой. Какой же им смысл закрывать эту процедуру и принимать меня заново? Думаю это просто пугалки для большинства, но так как я не до конца понимала эту систему, то решила не экспериментировать с удачей. Она и так вела себя весьма легкомысленно.
Чуть позже я заметила еще один забор, за которым находится, так сказать, гауптвахта. Вроде лагеря в лагере. Туда отправляют всех «провинившихся» — непослушных, агрессивных, потенциальных «бегунов» (тех, кто сбегает из лагеря перед депортацией), борцов за права и прочих не раскусивших систему. И даже там, есть строгая «губа». Типа карцера. Я полагаю, туда отправляют совсем уж буйных. Если, находясь в депорте ты волен выходить из лагеря, то из этой части выход только по разрешению.
Были ребята, которые объявили голодовку. Арабы! Сели посреди лужайки с плакатами. Через пару часов они просто тихо исчезли. Говорят, их отправили на губу, а потом депортировали.
Как только я пересекла ворота депорта, отношение КОА ко мне кардинально изменилось. Вернее, состав коашников сменился. Я, сильно подозреваю, что вся обслуга там состоит из «ментов». Бывших или действующих. Они уже не так широко улыбаются, почти не реагируют на просьбы, и всеми фибрами дают тебе понять, что ты патогенная бактерия на туше голландского гостеприимства.
В первый день в депорте я почувствовала себя на исторической родине. А что вы думаете! Сплошные армяне, грузины, чеченцы, белорусы, украинцы и русские жидко разбавленные парой-тройкой арабов и африканцев. Такое ощущение, что здесь окопались остаточные мощи советского союза. Столики-лавочки на улице, посиделки бабушек у обжитых «подъездов», внезапные темные личности, обсасывающие взгляды, сплетни, бесконечные соседские склоки и мрачные лица. Хотя, после тошнотворных улыбок коашников, я, какое-то время, ностальгически наслаждалась чистосердечной недружелюбностью «наших».
Процветает подпольная торговля всем, что можно украсть. Оказывается, есть люди, которые специально приезжают, сдаются, как беженцы, только для того, чтобы воровать и перепродавать. Около полугода, пока они в процедуре, у них есть. Потом бегут и сдаются по новой или едут в другую страну. Так и живут. Этим промышляют, в основном, грузины и белорусы, почему-то. Если понадобилось, что-то купить по дешевке — от еды и сигарет до велосипеда, то все знают, что нужно идти в депорт. Удивляет лицемерие голландских властей. Вроде бы все должно быть по закону, по правилам и все должны им следовать. Об этом постоянно напоминают, пугают и т.п. И в то же время, все знают, что происходит, но, пока ты не попался на горячем никто тебя не замечает. Хоть атомную бомбу продавай. Черные торгуют травой почти в открытую. Некоторых ловят и отправляют в тюрьму. Причем, говорят, что в тюрьме условия быта лучше, чем лагере. После освобождения они снова сдаются, как беженцы и продолжают с того места, на котором остановились. Хотя, некоторых клеймят статусом "нежелательный иностранец" и запрещают въезд в Европу на несколько лет.
Наверное, кому-то будут интересны цены. Всю еду продают в два раза дешевле, чем в магазине. Все, что помещается в большие карманы воришек — масло, мясные, сырные нарезки, мясо в вакуумной упаковке и т.п. Одежду дороже 10 евро я не видела. Трава стоит чуть дешевле, чем в кофи-шопе. Я долго не могла понять откуда они ее берут. Оказалось, что они покупают два вида в магазине — один получше, а другой совсем дешевый и смешивают. Спрос есть за счет того, что ближайший кофи-шоп находится в другом городке и доехать до него и обратно стоит 7 евро. Поэтому торговля процветает. Сигареты производят тут же. Просто закупают табак в Германии, набивают и продают поштучно. Одна сигаретка 10 центов. Конечно, пиво. Как ни странно, крепкое спиртное спросом не пользуется. Большинство покупателей мусульмане. Видно тому богу укуренные адепты, чем-то милее пьяных. Вообще, интересно наблюдать, как фатально сливаются две лицемерные системы. Нерелигиозные прямодушные голландцы, с их усердной толерантностью, и абсолютная противоположность.
Через день после моего прибытия меня пригласили на встречу с DT&V (Служба репатриации и отправки). Это очень неприятная организация задача, которой выслать вас из страны с наименьшим конфликтом. Как правило, они не церемонятся. Могут пугать тюрьмой при активном нежелании сотрудничать, могут ужесточить условия пребывания в лагере, хотя, в основном, это всё пустая болтовня. Пока ваша процедура не закрыта они ничего, кроме, давления сделать не могут. Расчет на то, что вы психологически сломаетесь и сами согласитесь уехать. Многие ломаются. На такой встрече важно помнить, что пока вы ждете суда или других процедурных действий, у вас все еще есть разрешение находиться в стране. И что бы они вам не говорили, как бы ни пугали, нельзя ничего подписывать, а нужно вежливо соглашаться и говорить, что, конечно, я начну с вами сотрудничать сразу, как только мой адвокат скажет, что другого выхода нет. А пока мой адвокат борется — я следую его рекомендациям. Как ни странно, со мной говорили мягко и быстро. Видимо сразу поняли, что я знаю процедуру и пока жду суда толку им от меня никакого не будет. Знаю другие случаи, когда оскорбляли, давили, угрожали, доводили до слез, внушали, что суд выиграть невозможно, что если вы в депортационке, то выхода отсюда нет и т.п., и люди сдавались или бежали до суда. Это очень недальновидно. Если суд вам откажет, то будет время сбежать и после суда. С ними нужно говорить хладнокровно, вежливо и всем видом показывать желание сотрудничать, как только, так сразу. Они видят, что вы не агрессивны, законопослушны и на время оставляют вас в покое.
Очень настойчиво "советуют" проконсультироваться в IOM (независимая организация миграции). Я почти уверена, что несмотря на то, что официально это две разные организации, на деле это два ответвления одного и того же. Просто ДТВ — это плохой полицейский, а ИОМ — хороший. Если ДТВ угрозами не добился от вас согласия на отправку, то ИОМ очень мягко стелет. Даже предлагают денег, если вы добровольно согласитесь уехать. Правда, сумма зависит от страны. "Безопасным" странам предлагают, что-то около 100 евро. Смешно, конечно, но логика их проста — подавляющее большинство и так проиграет, их и так депортируют. Так что нет смысла нас окучивать. А вот тот парень из Таджикистана согласился добровольно депортироваться и получил 2000 евро в подарок. Слышала, что несколько лет назад можно было вымутить у них гораздо больше, чем и занимались некоторые сообразительные "беженцы". Но, лавочку прикрыли.
А я же, тихо радуясь тому, что от меня отстали на время, пошла отсиживать положенное в окружении "своих".
Продолжение
Ставьте лайки! Комментируйте! Подписывайтесь!
О лагере беженцев в Голландии
Про голландский дом престарелых
Как я ухаживала за бабушкой в Голландии
Веселушки