Фильм основан реальных событиях и рассказывает о судебном процессе 1386 года. Кульминацией фильма, как не трудно догадаться, стала битва между рыцарем и сквайром (оруженосцем), обвиняемым в ужасном преступлении.
"Два честолюбивых воина не один год бились бок о бок - фактически стали братьями, но все, что было дальше, описывать сложно и грустно", - пишет историк Эрик Джагер.
Однако спустя десять лет эти двое мужчин, Жан де Карруж и Жак Ле Гри, встретились на поле в Париже для участия в, получившей широкую огласку, дуэли насмерть. Джагер описал, как развивались отношения бывших друзей, а обвинение в изнасиловании оказалось в центре конфликта, на страницах своей документальной книги 2004 года "Последняя дуэль".
Теперь история судебного разбирательства 1386 года стала предметом одноименного блокбастера. В фильме Ридли Скотта снялись Мэтт Дэймон в роли Карружа, Адам Драйвер в роли Ле Гри и Джоди Комер в роли второй жены Карружа, Маргариты. Бен Аффлек, написавший сценарий в соавторстве с Дэймоном и Николь Холофсенер, предстает в образе феодального лорда и соотечественника обоих главных героев.
29 декабря 1386 года перед толпой зрителей под председательством французского короля Карла VI Карруж и Ле Гри сурово смотрели друг на друга. Маргарита, обвинившая Ле Гри в изнасиловании, наблюдала со стороны. Полностью одетая в черное, она прекрасно осознавала, что поражение её мужа будет рассматриваться как доказательство лжесвидетельства, после чего последует её казнь через сожжение на костре.
- Госпожа, согласно вашим показаниям, я готов рискнуть своей жизнью в бою с Жаком Ле Гри, - сказал Карруж Маргарите за несколько минут до дуэли. - Ты знаешь, справедливо ли и верно ли мое дело.
Она ответила:
- Мой Господь, это так, и ты можешь смело сражаться, потому что дело правое.
Так началось испытание Ле Гри боем.
Внимание! Дальше будут спойлеры.
Кто есть кто в "Последней дуэли" ?
Немного ускоренного курса средневековой Франции: на вершине общества стоял король, которому помогал его высший совет, Парижский парламент. Под ним находились три основных ранга знати: бароны, рыцари и оруженосцы . Бароны, подобные персонажу Аффлека, графу Пьеру д'Алансону, владели землей и часто действовали как феодалы, предоставляя собственность и защиту вассалам - людям поклявшимся им служить.
Рыцари были на ступеньку выше оруженосцев, но мужчины обоих рангов часто служили вассалами более высокопоставленных сюзеренов. Ле Гри и Карруж оба начинали как оруженосцы и вассалы графа Пьера, но Карруж был посвящен в рыцари за военную службу в 1385 году. Внизу социальной лестницы находились воины, священники и работники, имевшие ограниченные права и политическое влияние.
Основана ли "Последняя дуэль" на реальной истории?
В целом, да. Первые две главы трехактного фильма, написанного Дэймоном и Аффлеком, в значительной степени опираются на исследования Джагера, рассказывая об изнасиловании Маргариты и предшествующих событиях с точки зрения Карружа и Ле Гри соответственно.
Третий и последний раздел, написанный Холофсенер, рассказывается с точки зрения Маргариты. Как рассказал Дэймон в одном интервью, этот отрывок "своего рода оригинальный сценарий… потому что женский мир нужно было придумать и вообразить практически с нуля".
В экранизации описывается отношения трио от их братского начала до кровавого конца. После изнасилования Маргариты Карруж обращается во французский суд с ходатайством о судебном разбирательстве в отношении Ле Гри. Маргарита, как главный свидетель по делу, будет казнена, если ее муж проиграет дуэль, тем самым "доказав" их вину обоим.
Как и в книге Джагера, в фильме нет положительного изображения ни одного из главных героев. Карруж считает себя благородным рыцарем, защищающим честь своей жены, в то время как Ле Гри представляет себя Ланселотом для Гвиневры Маргариты, спасая ее от несчастливого брака.
Только в заключительной части фильма, когда Маргарите позволено говорить за себя, раскрывается правда о мужских личностях: Карруж - "ревнивый и сварливый человек" и в основном озабочен спасением собственной гордости. Ле Гри, "крупный и сильный мужчина" с репутацией бабника, слишком эгоистичен, чтобы признать неприемлемый характер своих ухаживаний, и слишком самоуверенный в отношении Маргариты.
- Наказание за лжесвидетельство - сожжение заживо, - говорит чиновник Маргарите в фильме.
- Я не буду молчать, - отвечает она со слезами на глазах.
Противоположные точки зрения в фильме подчеркивают непростую ситуацию вокруг дела Маргариты, которое разделило зрителей как в то время, так и в последующие столетия. Некоторые утверждали, что она ложно обвинила Ле Гри: либо приняв его за кого-то другого, либо действуя по приказу своего мстительного мужа. Мыслители эпохи Просвещения Дидро и Вольтер поддерживали Ле Гри, осуждая "варварский и несправедливый суд поединком" как пример "мнимого невежества и жестокости Средневековья", пишет Ягер. Более поздние записи энциклопедии повторили эту точку зрения, по-видимому, укрепив вопрос о невиновности Ле Гри.
Джагер, со своей стороны, утверждал, что "никогда бы не взялся за написание этой книги, если бы не поверил Маргарите". Адвокат Ле Гри, Жан Ле Кок, пожалуй, лучше всех резюмировал дело, отметив в своем дневнике, что "на самом деле никто не знал правды в этом вопросе".
Какие события делают "Последняя дуэль" ещё более драматичной?
Карруж родился в знатной норманнской семье примерно в 1330-х годах и познакомился с Ле Гри, человеком низкого происхождения, который поднялся по службе благодаря своему уму и смекалке, когда оба служили вассалами графа Пьера. Между ними была близкая дружба, которая испортилась, когда граф осыпал Ле Гри щедрыми дарами в виде земли и денег, разжигая ревность Карружа. Между бывшими друзьями возникло острое личное соперничество, усугубленное серией неудачных судебных дел, возбужденных Карружем.
В 1384 году Карруж и Маргарита встретили Ле Гри на вечеринке у общего друга. По-видимому, разрешив свои разногласия, мужчины поприветствовали друг друга и обнялись, а Карруж сказал Маргарите поцеловать Ле Гри "в знак возобновления мира и дружбы", по словам Джагера. Это событие ознаменовало собой первую встречу между женой Карружа, которую современный летописец описал как "красивую, добрую, разумную и скромную", и Ле Гри.
На тот момент обоим мужчинам было за пятьдесят, что делает Деймона почти подходящим для его роли, но Дайвер слишком молодо выглядит для 50-летнего.
Вопрос о том, действительно ли Карруж и Ле Гри закончили свою ссору на той вечеринке, остается спорным. Но Маргарита, безусловно, произвела впечатление на Ле Гри, который, вероятно, все еще таил обиду на своего бывшего друга. Известно, что в январе 1386 года Ле Гри отправил своего товарища, Адама Лувеля, присматривать за Маргаритой, которая оставалась со свекровью, пока Карруж уезжала в Париж. Как объясняет Джагер: "С мотивом отомстить рыцарю, соблазнив его жену".
На самом деле никто не знал правды о том, зачем он посылал Лувеля к Маргарите.
Случай у Ле Гри появилось 18 января, когда Маргарита осталась с одной служанкой (она была далеко и не видела ничего). Согласно показаниям, позже предоставленным Карружем и Маргаритой, она услышала стук в дверь и открыла ее, чтобы найти Лувеля. Узнав придворного, который утверждал, что пришел просить об одолжении и погреться у огня, она позволила ему войти в дом, после чего он перевел разговор на Ле Гри, сказав:
- Сквайр страстно любит вас, он готов сделать для вас всё и очень хочет поговорить.
Встревоженная внезапным изменением тона, Маргарита попыталась упрекнуть Лувеля, но обернулась и увидела Ле Гри, пробравшегося через незапертую дверь.
Ле Гри вел себя агрессивно, заставив ее подняться наверх. Дальше он просит Лувеля держать ее, так как она отчаянно сопротивлялась и овладевает ей. После сексуального насилия Ле Гри сказал Маргарите:
- Леди, если вы расскажете кому-нибудь о том, что здесь произошло, вы будете обесчещены. Если ваш муж услышит об этом, он может убить вас. Ничего не говорите, и я тоже буду молчать.
В ответ Маргарита сказала:
- Я буду молчать. Но не так долго, как ты того ожидаешь.
Бросив ей мешок с монетами, Ле Гри насмехался над ней, утверждая, что его друзья обеспечат ему алиби.
- Мне не нужны ваши деньги! - ответила Маргарита. - Я хочу справедливости! Я добьюсь справедливости!
Как жертвы сексуального насилия добивались справедливости в средневековом обществе?
Когда Карруж вернулся домой через три или четыре дня после изнасилования Маргариты, он нашел свою жену "грустной и плачущей - совсем не такой, как обычно". Она дождалась, пока они останутся наедине, прежде чем рассказать о случившемся и призвать мужа отомстить Ле Гри. Из-за невозможности женщины на возбуждение судебного дела против Ле Гри, Маргарите пришлось полностью полагаться на своего мужа.
У большинства средневековых жертв изнасилования не было средств, чтобы добиться справедливости. По словам историка Кэтрин Гравдал, в реестре преступлений, зарегистрированных в четырех французских городах между 1314 и 1399 годами, перечислено всего 12 случаев изнасилования или попытки изнасилования, поскольку "только девственницы или жертвы изнасилования с высоким статусом", такие как Маргарита, "на самом деле представали перед судом".
Те, кто сообщали о изнасилованиях практически всегда обнаруживали, что шансы на справедливый исход дела очень малы - об этом говорила статистика. Историк Ханна Шкода, автор книги "Средневековое насилие", вышедшей в 2012 году пишет: "Если есть какие-то различия между версиями произошедшего, это всегда вызывает огромные вопросы и сомнения".
Средневековый закон рассматривал изнасилование как ужасное преступление наравне с другими преступлениями, караемыми смертной казнью. Но представления об изнасиловании сильно различались: некоторые современники утверждали, что женщинам нравится, когда их забирают силой, а другие обвиняли жертв насилия в ложном обвинении мужчин, чтобы обманом заставить их выйти замуж.
Надо заметить, что иногда насильники избегали наказания, женившись на своих жертвах. Преобладающее убеждение в обществе, что женщины должны получать удовольствие от секса и только в таком случае могут зачать ребенка, ставило их в очень уязвимое положение. Ведь если жертва забеременела от насильника, перевес был не на её стороне. Маргарита, которая обнаружила, что забеременела вскоре после изнасилования, как могла избегала всех вопросов о своём положении, понимая, что частое упоминание этого факта ослабит её показания в глазах суда. Она родила сына Роберта незадолго до боя мужа и Ле Гри.
Поскольку изнасилование рассматривалось не столько как акт сексуального насилия, сколько как преступление против собственности мужа или опекуна жертвы, насильники часто избегали суровых наказаний, выплачивая мужчине штраф. Бремя доказательства почти полностью лежало на потерпевших, которые должны были подтвердить, что сопротивлялись ухаживаниям насильника, подробно излагая свои показания. Даже небольшая ошибка, например неверное указание дня нападения, приводило к тому, что дело было прекращено, а жертва наказывалась за дачу ложных показаний.
- Маргарит хорошо рассказывает свою историю, и она знает… что ей нужно быть предельно последовательной, даже несмотря на все пережитое, - говорит Шкода. - Ей приходится переживать это снова и снова, и она делает это очень достойно.
Первоначально Карруж передал дело Маргариты графу Пьеру. Учитывая хорошие отношения графа с Ле Гри и неровное с Карружом, он быстро отклонил дело, даже заявив, что Маргарите "должно быть, это приснилось". Не испугавшись, Карруж подал апелляцию королю.
Судьба, которая ожидала Маргариту, если попытки ее мужа потерпят неудачу - сожжение на костре за лжесвидетельство, - представляла собой крайний случай, с которыми сталкивались обвинители.
- Если дело не доказано, то женщина не может просто так уйти, - говорит Шкода. - Ей грозит какое-то наказание.
Однако вместо того, чтобы быть казненными, большинство женщин, проигравших в делах об изнасиловании, были "лишены свободы или финансов, что в средневековых терминах в любом случае представляло собой своего рода конец всего", по словам Шкоды.
Несмотря на угрозу публичного унижения и потенциальный смертельный исход, раскрывая информацию об изнасиловании, такие женщины, как Маргарита, высказывались, возможно, чтобы справиться со своей травмой или просто отказываясь "принять то, что с ними произошло", говорит Шкода.
Другие историки пишут, что это хороший способ перевернуть наши стереотипы о Средневековье, ведь это было "патриархальное и глубоко женоненавистническое время". Но это не значит, что женщин заставляли замолчать. Они высказывались и боролись вопреки всему.
Как дело Маргариты привело к испытанию боем?
Французский закон предусматривал, что дворяне, обращающиеся со своим делом к королю, могут вызвать обвиняемого на судебную дуэль или суд боем. Считалось, что эти испытания, известные как "суд Божий", имеют предопределенный Богом исход, когда проигравший доказывает свою вину самим актом поражения. Дела должны были соответствовать четырем требованиям, включая исчерпание всех других средств правовой решений и подтверждение факта совершения преступления.
Историк права Ариэлла Элема, чья докторская диссертация была как раз о судебном разбирательстве поединком во Франции и Англии, говорит, что судебные дуэли были наиболее распространены в "случаях, когда доказательства были действительно неясными и было трудно решить вопрос любым другим способом".
К концу 14 века такие способы решать конфликт становились все более редкими, и юристы в основном использовали перспективу дуэлей, чтобы побудить людей урегулировать дела во внесудебном порядке. Из реально имевших место судебных дуэлей лишь немногие заканчивались смертью. Вместо этого, объясняет Элема, власти, наблюдающие за судебными процессами, обычно навязывают мировое соглашение после того, как сражающиеся обменивались несколькими ударами.
Для Карружа и Ле Гри, чей спор вызвал широкий интерес во Франции, урегулирование дела рассматривалось бы как "либо признание вины, либо ложное обвинение", - говорит Элема. Урегулирования не могло быть без потери репутации одного из них.
Выслушав показания обеих сторон, парижский парламент согласился санкционировать дуэль - первый во Франции судебный процесс по делу об изнасиловании за более чем 30 лет. По словам Ягера, суд "возможно, опасался занять чью-либо сторону и вызвать еще большие споры, решив вместо этого удовлетворить просьбу рыцаря, санкционировать дуэль и оставить все запутанное дело в руках Бога".
Около пяти хроник тех лет предлагают отчеты о том, что произошло, когда Ле Гри и Карруж встретились 29 декабря 1386 года. Жан Фруассар, описывает Маргариту, постоянно молившейся и добавляет:
- Я никогда не говорил с ней, но судя по виду она сожалела, что зашла так далеко в этом деле, что ее мужу угрожала такая серьезная опасность.
Описание поединка Элемой отличается от сравнительно красочного изложения Ягера. Как она утверждает:
- Вместо долгой и затянутой дуэли, в которой участвовало несколько видов оружия, а соперниками был продемонстрирован целый ряд захватывающих приемов, на самом деле это был очень короткий бой, который шокировал публику.
Вероятный очевидец, автор "Хроник монаха Сен-Дени" Ле Кок, говорит, что Ле Гри одним из первых ударов мечом, пронзил бедро Карружа. Вот что он пишет: "он нападал на своего противника стремительно и яростно будучи пешком, хотя у него было бы преимущество, если бы он сделал это верхом". Видя, что Карруж проливает кровь Ле Гри помешал королю остановить поединок, поскольку, пишет Элема "как только чаша весов склонилась в пользу одного бойца, никто не мог остановить бой, не проявляя пристрастности".
Опытный воин с большим боевым опытом, чем у Ле Гри, Карруж быстро оправился от травмы, взял верх и повалил своего противника на землю. Не в силах подняться из-за веса своей брони, Ле Гри отказывался признаться в преступлении вопреки требованиям Карружа, заявляя:
- Во имя Бога, я невиновен в преступлении, иначе пусть будет проклята моя душа.
В ярости Карруж нанес Ле Гри смертельный удар, ударив кинжалом в шею. Последние минуты жизни Ле Гри, по-видимому, были ужасны даже по меркам того времени: монах Сен-Дени, который служил официальным историком Карла VI, сообщил, что Карруж "с большим трудом убил своего врага, потому что тот был закован в доспехи". По традиции власти затащили тело Ле Гриса на виселицу и повесили в качестве последнего оскорбления его запятнанной репутации.
Что было после дуэли?
Хотя фильм Ридли Скотта имеет весомое название последней дуэли, суд Ле Гри схваткой был далеко не последней из них, которая когда-либо имела место. Скорее, это была последняя судебная дуэль, санкционированная парижским парламентом - решение, возможно, мотивированное явно неоднозначным характером события. Дуэли чести, а также судебные дуэли, санкционированные другими органами управления, продолжали иметь место спустя столетия после триумфа Карружа.
Победа рыцаря спасла и его, и его жену, принеся ранее печально известной паре богатство и престиж. Карруж умер примерно через десять лет после дуэли, пав в бою с турками-османами. Судьба Маргариты неизвестна, хотя более поздние историки, убежденные в ложности ее утверждений, предполагают, что она удалилась в монастырь из-за стыда.
Далекая от того, чтобы повторять оценки эпохи Просвещения об обмане со стороны Маргариты, экранизация "Последней дуэли" представляет дворянку в качестве главного героя, "говорящего правду чей рассказ гораздо более резонансный, сильный и очевидный, чем мужчин", - сказал Аффлек в интервью.
Актер продолжает:
- В каком-то смысле это антирыцарский фильм, потому что великая иллюзия рыцарства заключается в том, что он защищает невинную женщину. А на самом деле это был кодекс, манера поведения, которая отрицала человеческую сущность женщины.
Шкода и Элема утверждают, что случай с Маргаритой иллюстрирует сложность средневекового общества, которое часто рисуется широкими мазками.
- Люди склонны думать, что Средневековье было менее развитым, чем оно есть на самом деле, но у него есть огромная, увлекательные правовые традиции, которые являются источником почти всей западной правовой системы, — говорит Элема.
Шкода добавляет, что слишком заманчиво говорить о Средневековье как об этом ужасном, женоненавистническом, патриархальном, репрессивном обществе, приговаривая: "Посмотрите, как далеко мы продвинулись. В то время как усложнение того, как все выглядело в 14 веке, усложняет то, что мы делаем сейчас".