Депутатский оскал оказался, правда, беззубым. Так что попытка навести порядок на дорогах удивила своей тщетностью. К такому выводу пришли все эксперты в области дорожного движения, которые, в отличие от народных избранников, знают толк в том, чем занимаются.
Всю вторую половину минувшего года из Госдумы только и раздавались голоса, вовсю кричащие о срочной необходимости прекратить на дорогах произвол тех, кто позволяет себе слишком много. Под этими позволянтами подразумевались прежде всего разношерстные блогеры, которые в погоне за лайками устраивали на дорогах такое, что порой оканчивалось трагически. Депутаты совершенно справедливо увидели в этом опасную для общества проблему, которую надо срочно решать. И решили. Срочно. Получилось — как всегда. То есть, бестолково.
В общем, в #Уголовном кодексе появилась еще одна статья, которая наказывает за нарушение Правил дорожного движения не административно, а, так сказать, с занесением в личное дело, другими словами — уголовно. А это значит, что даже если не приговорят к реальному сроку и не отправят топтать зону, то судимость ляжет большим жирным клеймом на биографию такого нарушителя. Статья эта получила номер 264.2 и звучит так:
Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами
1. Нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных частью 7 статьи 12.9 и частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей, —
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Статья дополняется примечанием следующего содержания:
Действие настоящей статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Из смысла новой статьи следует, что уголовно наказываться будут лишь нарушители-рецидивисты (что логично), которые уже однажды преступили #закон в том же направлении. Однако если вдуматься, то получится, что фигурантов по новой статье будет очень и очень мало, если они будут вообще. И дело не в том, что у нас никто не превышает #скорость более чем на 60 км/ч или не выезжает на встречку. Дело в примечании к этой статье, которое говорит, что карать уголовно можно только тех, кто нарушил на глазах инспектора #ГИБДД. А этот вид inspectoris sapiens во всей стране уже практически вымер, как мамонт, уступив место другому виду контролирующих — camera nesapiens. Неразумная камера не разбирается, кто за рулем, она просто тупо выписывает #штраф собственнику #автомобиля. И если за «встречкой» инспектора еще как-то гоняются, то о ручном #измерении скорости они уже и вовсе забыли.
Вот и получается, что нарушения есть, а нарушителей нет. Статья вышла мертворожденной. Привлекать по ней можно лишь тех, кто уже был лишен за такое же #нарушение. Это по первой части статьи. И по второй судить можно лишь тех, кто уже был судим по ее первой части.
Кодекс об административных #правонарушениях считает водителя подвергшимся наказанию в течение одного года с момента исполнения этого #наказания. О том, как сократить этот риск, подробнее можно прочитать здесь. Но, думаю, те, кто нарушил в прошлом году, не будут наказаны за те нарушения — в этом: закон, как известно, обратной силы не имеет.
Потому и выходит, что гора опять родила мышь, так никого даже толком и не напугав. Так обычно и бывает, когда законы принимают "под елочкой".