На разных машинах, пришлось поработать. Были машины с разными моторами. Двигатель с нижним расположением клапанов в 70 годы прошлого века стоял на многих машинах, начиная с "Победы" ГАЗ–20 и ЗИЛ–164. ЗИЛ–164 был у нас в автошколе, на нём мы курсанты учились вождению, автомобиля. Сдавать экзамен пришлось на ГАЗ–51. Затем в родном совхозе пришлось, работать на ГАЗ–51 и УралАЗ. В первые с клапанами этого двигателя столкнулся в армии, на ГАЗ–69А. Моторист был молодой парень, я знал как регулировать клапана на дизелях с верхним расположением. Моторист регулировал, что он там регулировал, было непонятно. Завели мотор, а он стучит. Пришлось снова, снимать и разбирать. Но ни чего не обнаружили. Собрали снова. Подозрение пало на клапана, но в таком расположении клапанов я в то время был помноженный на ноль. Моторист долго возился с регулировкой. Всё равно не большой стук остался. Так и поехал. В тот момент повезло. Генерал получил новую Волгу. И командиру выделили более свежий ГАЗ–69А. Сейчас когда прошло много времени, думаю что причиной стука была не правильная регулировка клапанов. Может и не так, но я так думаю.
Двигателя низкооборотные, очень простые ни чего лишнего. Простое обслуживание. Всё на виду. Снять головку блока удобно, главное правильная затяжка. Здесь спешка не нужна. Протяжку обычно делают в два этапа. Первая предварительная, начинается с середины, и постепенно сходит на нет. В этот момент прокладка плавно расстилается по блоку цилиндров. Затем делаем вторую контрольную протяжку. Тем же образом.
Вот сейчас пишу эти строки и думаю, какой двигатель лучше. Ответа у меня как у практика нет. Любой мотор если он хорошо отлажен, работает ровно, будет нравиться водителю. Во время движения под капот не заглядывают. Двигателя с нижним расположением клапанов, производят меньше шума. Как говорил механик совхозного гаража: – Жужжит как пчёлка!