Современная российская экономика, современная российская культура и современное российское образование, к сожалению, дают не так много поводов для гордости:
- реальные доходы населения практически не растут уже 8 лет подряд,
- хорошие фильмы выходят только по праздникам, а от российских музыкальных чартов уши сворачиваются в трубочку,
- в рейтинг стран мира по индексу уровня образования, регулярно составляемом ООН, Россия находится в районе 40-го места - неплохо, но и не супер...
Тем приятнее удивляют результаты недавнего исследования известного агентства W3Techs, посвященного популярности языков в Интернете, а именно процент сайтов, использующих те или иные языки - русский язык оказался аж на втором месте во Всемирной паутине!
Это просто фантастика!
Вот как выглядит топ-10 (точнее, топ-11):
- английский - 63,6%,
- русский - 6,9%,
- турецкий - 3,9%,
- испанский - 3,6%,
- персидский - 3,5%,
- французский - 2,5%,
- немецкий - 2,0%,
- японский - 1,9%,
- вьетнамский - 1,9%,
- китайский - 1,3%,; столько же (1,3%) набрал арабский.
Все остальные языки (индонезийский, португальский, итальянский, корейский и пр.) набрали менее 1% каждый.
Любопытно, кстати, что украинский с результатом 0,6% вошел в топ-20, так что можно порадоваться и за соседей.
Что можно сказать по этому поводу?
Во-первых, неизменно актуальными и уместными остаются слова великого русского писателя Ивана Тургенева (1818-1883):
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Во-вторых, обилие сайтов на русском с одной стороны показывает, как много пользуется интернетом россияне и русскоговорящие граждане (мигранты или жители бывших советских республик), с другой - прямо указывает на то, что сайты создаются не только крупные компании и провайдеры, но и простые пользователи (это-то и позволило заметно опередить тот же Китай). И это очень симптоматично: людям не хватает свободы и возможностей для самореализации в реальной жизни, поэтому многие идут в Интернет.
Тут российским властям следовало бы призадуматься, что они делают не так, но вместо этого российские власти предпочитают закручивать гайки в сети, устраивая показательную охоту на блогеров и открывая уголовные дела за лайки и репосты...
В-третьих, хотя понятно, что англоговорящий мир догнать невероятно трудно (скорее всего, невозможно), нельзя не отметить, что русскоязычные сервисы и русскоязычное информационное пространство может стать неплохой альтернативой.
Заметьте: Франция со всеми ее бывшими колониями и Испания со всей Латинской Америкой заметно отстают. Отстает и арабский мир, что, кстати, не должно удивлять: интеллектуальная прослойка в арабских странах не так велика, как в России, при этом как технари, так и гуманитарии открыто ориентируются на запад.
Иногда доходит до смешного: вы можете зайти на сайт египетского дизайнерского бюро или инвестиционного фонда из ОАЭ - и не увидеть арабского языка на их сайте вовсе - только английский (а бывает, что есть английский, китайский и русский).
В-четвертых, видно, как сильно препятствует притязаниям Китая на мировое господство сложность китайского языка. Трудно быть глобальным гегемоном, если ты явно и неявно контролируешь всего чуть более 1 процента Интернета. Даже на сайте Эрмитажа, весьма популярного у туристов из Азии, интерфейс онлайн-покупки билетов на китайский не переведен.
В-пятых, текущее положение дел отнюдь не повод почивать на лаврах.
Надо поддерживать программы изучения русского языка иностранцами (особенно молодежью). Нужно проводить дни русской культуры. Нужно поощрять любые культурные/образовательные интернет-инициативы. Нужно уделять внимание развитию русскоязычных разделов в крупных сетевых энциклопедиях и т.д. и т.п. Интернет - это деньги и влияние. Язык в Интернете - это один из инструментов заработка денег и организации влияния. И пока же следует признать, что наш Минкульт и наши Минобр делают явно недостаточно.