Найти тему

Советский фильм "Десять негритят": лучшая экранизация романа

Замечательный советский фильм 1987 года режиссера Станислава Говорухина, снятый по его же сценарию, по мотивам лучшего романа Агаты Кристи. Хотя «по мотивам» – это не точное выражение. Фильм является достаточно аккуратной  экранизацией романа.

Это может быть единственный (так сразу, навскидку не вспомню других) детективный триллер советского производства. Говорухин снял самый настоящий хичкоковский триллер, полный саспенса и интриги.

Обложка DVD фильма "Десять негритят" Станислава Говорухина. Источник изображения - rezka.ag
Обложка DVD фильма "Десять негритят" Станислава Говорухина. Источник изображения - rezka.ag

В фильме снялись замечательные актеры, одни только  Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Александр Абдулов чего стоят. Достоверно сыграна вся палитра эмоций героев, от недоумения и раздражения в начале событий, до параноидального страха и безысходности в конце фильма.

Это двухсерийный фильм, довольно длинный, что абсолютно не ощущается. Он не выглядит затянутым. События развиваются бодро и держат зрителя в напряжении. Нет лишних пауз, лишних эпизодов, не нужных отступлений.

Музыка в фильме помогает создавать атмосферу тревоги, страха и отчаяния. Мрачные звуки, берущие за душу, свинцовые волны моря, серое небо и серые же лица героев, искаженные страхом.

Совершенно не напрягает, что съемки английского острова проводились в Крыму, у всем известного Ласточкина Гнезда. Здание, очевидно, было закамуфлировано декорациями, а съемки велись с правильных ракурсов. Нет никаких сомнений, что перед тобой пустынный остров  в бурном море. Каких-либо анахронизмов и ляпов при просмотре мною не замечено, кроме вопросов к сюжету, но это вопросы не к Говорухину, а к Агате Кристи, у которой с логикой и здравым смыслом есть проблемы во всех произведениях.

Думаю, с сюжетом романа, а значит и фильма, знакомы все, поэтому углубляться в него не стоит. Агата Кристи создала универсальный рецепт, по которому строятся сюжеты многих и многих фильмов, от триллеров до ужастиков, за что ей отдельное спасибо. Здесь есть замкнутое пространство, которое нельзя оставить, группа незнакомых друг с другом людей, череда убийств, взаимные подозрения и страхи. В итоге убийцей оказывается совсем не тот, кого подозревают.

У советской экранизации, в отличии от иностранных, есть несомненное преимущество – точность. Роман перенесен на экран бережно и аккуратно, а значит, никаких слащавых хеппи-эндов, зло побеждает и торжествует, странным образом превращаясь в добро. Хичкоку бы понравилось.

Еще одно достоинство фильма, его вневременность. Он прекрасно смотрелся в 1987 году, прекрасно смотрится и сегодня. Никоим образом не ощущается, что это именно советский фильм. Он мог бы быть современным, мог бы быть английским, что еще раз говорит о качестве экранизации.

Вердикт
Отличный детективный триллер, добротно снятый по известному роману. Рекомендуется смотреть всем любителям жанра и качественной актерской игры.

P. S. Статья написана 5 июня 2014 года.