Главный противник союзников в воздушной войне на Тихом океане, несомненно, был японский истребитель Mitsubishi A6M Zero (далее Зеро) - символ японской авиации во время Второй мировой войны. Истребитель впервые поднялся в воздух в апреле 1939 года. В период с 1940 по 1945 годы на заводах "Мицубиси" "Накадзима" "Хитачи" и ВМС Японии было произведено 10 815 самолетов Зеро разных модификаций.
Своё название Зеро (Морской палубный истребитель Тип 0) получил по последним цифрам года его выпуска (2600 год по японскому летоисчислению). В Японии его неофициально называли Рэй-сэн. Рэй - это ноль. Сэн - это сокращенное от сэнтоки, что переводится как истребитель. Союзниками дали ему кодовое имя "Зик" (Zeke) сокращение от Иезекииль. Но в ходу было простое Зеро. Для летчиков начала войны, летавших на истребителях Curtiss P-40 и Seversky P-35, новые японские Зеро оказались очень опасным противником.
"Зеро Коги".
Марк Чемберс в своей книге "Крылья восходящего солнца" ("Wings of the Rising Sun") писал:
"Считаю что самым значительным из захваченных "Зеро" был A6M2 Model 21, известный в США как “Зеро Коги”. Он внес наибольший вклад в победу союзников на Тихом океане."
Японская оперативная авианосная группа под командованием контр-адмирала Какудзи Какута дважды бомбила американскую базу в Датч-Харбор на Аляске. Во втором налете участвовал 19-летний Тадаёси Кога. 4 июня 1942 года он взлетел на Зеро A6M2 (заводской номер 4593) с легкого авианосца «Рюдзё» и направился в сторону Датч-Харбора. Кога летел в сопровождении двух ведомых - Макото Эндо и Цугуо Шикада.
Американцы считают, что японцы серьезно повредили стоящую на якоре летающую лодку PBY Catalina (далее Каталина) лейтенанта Бада Митчелла. После чего убили выбравшийся из неё экипаж. В этот момент самолет Коги получил попадание в двигатель, предположительно от наземных средств ПВО.
Цугуо Шикада в 1984 году опубликовал отчет, в котором утверждал, что повреждение самолета Коги произошло во время прохода над гаванью. Возможно, пулеметами двух стоящих на якоре летающих лодок или зенитного огня. В отчете не упоминается об уничтоженной Каталине лейтенанта Митчелла. Многие историки США считают, что Шикада умышленно не упомянул о Каталине лейтенанта Митчелла и последующем обстреле экипажа в воде.
Масляная магистраль двигателя была сильно повреждена. Кога снизил скорость, чтобы двигатель не заклинило как можно дольше. Его целью стал расположенный в 25 милях от Датч-Харбора острова Акутан. Рядом ждала японская подводная лодка, которой было поручено подбирать сбитых летчиков.
Три Зеро долетели до Акутана и стали кружить над покрытой травой равнине, выискивая место для посадки. Шикада посчитал, что земля под травой твердая, но во время второго прохода заметил блеск воды. Он внезапно понял, что Кога должен совершить приземление на живот, но к тому времени он почти приземлился. Шасси самолета увязло в болоте, в результате чего самолет перевернулся вверх ногами и проехал так до полной остановки. Хотя самолет пережил приземление почти целым, но Тадаёси Кога погиб.
Японским летчикам было приказано уничтожать истребители Зеро, совершившие аварийную посадку в удерживаемых союзниками районах. Ведомые Эндо и Шикада посчитали, что Кога жив, и не стали обстреливать его самолет. Подводная лодка еще какое-то время ждала Когу, но ее отогнал американский эсминец USS Williamson. Самолет простоял на месте крушения более месяца, но 10 июля он был обнаружен экипажем Каталины лейтенанта Уильяма “Билла” Тиса. Облетев несколько раз место крушения и зафиксировав его местоположение, самолет вернулся на базу. На следующий день в составе спасательной группы лейтенант Тис отправился на место крушения, чтобы оценить состояния самолета. Команда, прибывшая на остров, перевернула самолет, извлекла тело Тадаёси Кога и захоронила его рядом с местом крушения.
13 июля самолет извлекли из трясины и переместили на баржу, которая доставила его в Датч-Харбор. Там его частично разобрали и погрузили на борт транспортного судна USS St. Mihiel (AP-32). Зеро доставили в Сиэтл, а позже на Военно-морскую авиабазу "Северный остров". Он прибыл в США середине августа, всего через месяц после обнаружения.
У Зеро были отремонтированы вертикальный стабилизатор, руль управления, законцовки крыла, закрылки, фонарь, шасси и винт. Его перекрасили в сине-серый цвет (Blue-Gray) стандартный цвет ВМС того времени и нанесли американские знаки отличия. Самолет получил кодовое наименование "Акутан Зеро", но так же его называли "Алеутский ноль" и "Зеро Коги". По понятным причинам восстановленный самолет тщательно скрывали. Под охраной военной полиции он совершил свой первый полет 26 сентября 1942 года. За штурвалом сидел лейтенант-коммандер Эдди Р. Сандерс.
Данные, полученные в результате испытаний, передали в "Бюро Аэронавтики" и в "Northrop Grumman". Инженеры компании использовали полученные сведения для доработки своего нового истребителя F6F Hellcat. Им очень повезло, они успели внести изменения до запуска самолета в серийное производство. Считается. что эти изменения помогли ему стать самым эффективным палубным истребителем США времен Второй мировой войны.
В период с 26 сентября по 15 октября лейтенант-коммандер Эдди Р. Сандерс совершил 24 испытательных полета, в своём отчете он отмечал:
"Мы проводили с ним стандартные испытания ВМС. Первый полет выявил слабые места Зеро, которые наши пилоты могли бы использовать при правильной тактике ....
.... сразу бросался в глаза тот факт, что на скоростях выше 200 узлов элероны плохо управлялись, поэтому маневры на этих скоростях были медленными и требовали большого усилия на ручке управления.
Самолет поворачивает влево гораздо легче, чем вправо. Так же были проблемы с поплавковым карбюратором, при сильных перегрузках двигатель глох.
Теперь у нас был ответ для наших летчиков, которые не справлялись с маневром и не могли уйти от преследующего их Зеро."
В конце 1942 года руководитель по летным испытаниям коммандер Фредерик М. Трапнелл совершил несколько полетов на Зеро и на истребителях США. Он хотел сравнить их характеристики, для чего выполнял аналогичные воздушные маневры.
Позже летчик-испытатель ВМС лейтенант Мелвин С. “Буги” Хоффман обучал на нём молодых летчиков. Проводя имитационные бои с новыми F6F Hellcats, F4U Corsairs и FM-2 Wildcats. В 1943 году самолет прошел испытания в лаборатории LMAL NACA в Хэмптоне, где для оценки аэродинамических качеств самолета использовалась аэродинамическая труба. В этом же году его показали широкой публике во время выставки трофейной техники в Национальном аэропорту Вашингтона.
В сентябре 1944 года "Зеро Коги" вернулся на военно-морскую базу Северный остров. Его использовали в тренировочных полетах, обучая молодых летчиков, которые готовились отправиться на Тихоокеанский фронт. Немногим позже "Зеро Коги" был потерян в результате несчастного случая. Во время руления летчик пикирующего бомбардировщика Curtiss SB2C Helldiver (при рулежке у самолета плохая видимость из кабины) не заметил стоящий самолет, пока его винт не начал вырезать куски из фюзеляжа.
"Зеро Коги" был списан. Решили оставить только кончик крыла и несколько приборов из кабины, которые сейчас выставлены в Военно-морском музее на Военно-морской верфи Вашингтона. Японский историк и генерал-лейтенант в Силы воздушной самообороны Японии в отставке Масатаке Окумия заявил, потеря Зеро Коги "было не менее серьезным", чем поражение Японии при Битва за Мидуэй, и что это "очень ускорило окончательное поражение Японии в войне".
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!