Легенды о "Красном бароне", самом выдающемся немецком асе-истребителе Первой мировой войны, широко распространены в мировой культуре. Но совсем недавно я был обескуражен – один из студентов, который пришёл к нам на практику на производство, в разговоре оборонил, что этот человек и его заслуги были не более чем легендой. Для него Красный барон один из NPC в игре "Ведьмак" (соглашусь, игра культовая, как и книга). То ли это результат современного образования, то ли… а ладно. Правда в том, что Красный Барон был вполне реален, а его история, возможно, еще более безумна, чем легенды, связанные с этим именем.
2 мая 1892 года у майора Альбрехта Филиппа Карла Юлиуса Фрайхерра фон Рихтгофена (это все имя одного человека) и его жены Кунигунды фон Шикфусс унд Нойдорф (тоже...) родился второй ребенок - сын по имени Манфред Альбрехт Фрайхерр фон Рихтгофен (да-да, Вы правильно подумали). Рожденный в богатстве и роскоши, младший Рихтгофен с ранних лет занимался верховой ездой и гимнастикой и проводил много времени на охоте, так как заняться больше и нечем было в том захолустье, где проходило его детство.
Однако к 11 годам юного Рихтгофена отправили в кадетский корпус в Швейднице (на территории современной Польши). В течение следующих восьми лет он фактически занимался подготовкой к дальнейшей военной службе... но как занимался... частенько пропускал занятия и дерзил учителям. Зато по физподготовке, конному спорту он мог дать фору всем своим однокашникам. Он закончил обучение в 1911 году, всего за три года до убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, которое ввергло Европу в первую в мире резню Мирового масштаба.
Рихтгофен был назначен офицером в 1-й Западнопрусский батальон Уланского полка имени императора Александра III прусской армии. Уланские кавалерийские части были легче и быстрее тяжелой кавалерии давно минувших войн, но во многих отношениях они все еще очень напоминали кавалерийские части предыдущих эпох: зачастую они несли в бой копья и сабли наряду с пистолетами.
Рихтгофен служил в кавалерийской разведке, принимая участие в боях как на Восточном, так и на Западном фронтах. Возможно, благодаря тому, что в юности Рихтгофен занимался верховой ездой, он получил Железный крест за храбрость.
Но времена менялись, а вместе с ними и способы ведения войны. Грязные окопы, ставшие символом жестоких боев Первой мировой войны, делали конницу все более невостребованной. Кавалеристов снимали с лошадей и назначали на должности диспетчеров и телефонистов. Вскоре Рихтгофен получил новый приказ - перейти на службу в подразделения снабжения армии.
Однако Рихтгофен не собирался бросать войну ради того, чтобы отсидеться в тылу. Разочарованный, он написал письмо своему командиру с просьбой о переводе в другое подразделение - Имперскую немецкую авиационную службу.
В июне 1915 года Рихтгофен сделал первый шаг к славе Красного Барона, когда его просьба о переводе была удовлетворена. Однако Вы не подумайте, что Манфред сразу же начал сбивать направо и налево самолёты союзников… нет, его посадили на заднее сиденье разведывательного самолета в роли наблюдателя.
Однако к концу лета его снова отправили на Западный фронт, где он проходил летную подготовку. И он привлёк внимание Освальда Бёльке, знаменитого летчика-аса, на счету которого были десятки побед. Бёльке был не просто опытным пилотом, в первую очередь он был тактиком. Недаром, его сегодня можно назвать "отцом тактики воздушного боя".
Бёльке рассмотрел потенциал Рихтгофена и взял его в свою истребительную эскадрилью: Jasta 2. Под руководством опытного пилота Рихтгофен быстро стал грозным летчиком, а 17 сентября 1916 года он сбил свой первый британский самолет над Францией.
"Я сделал короткую серию выстрелов из своего пулемета", - писал он позже об этом бою.
"Я подошел так близко, что боялся, как бы не врезаться в англичанина. Вдруг я чуть не закричал от радости, потому что винт вражеской машины перестал вращаться".
Для того чтобы считаться летчиком-асом, пилот должен сбить пять самолетов противника. К весне следующего года Рихтгофен сбил уже 16. Четыре из них были сбиты всего за один день.
К несчастью для Рихтгофена (но, возможно, к счастью для союзников), его наставник, летчик-ас Бёльке, погиб после столкновения в воздухе с самолетом однополчанина в 1916 году. До своей смерти Бельке одержал 40 побед в воздухе, но его влияние, возможно, было больше в его обучении пилотов и его тактическом мастерстве. Из 15 пилотов, которых Бельке набрал в свое подразделение, восемь стали летчиками-асами, а трое впоследствии были командирами Jasta 2. К концу конфликта подразделение выпустило 25 таких асов, четверо из которых стали генералами нацистского режима во Второй мировой войне. На момент гибели, Освальду Бёльке было всего 25 лет.
Рождение Красного Барона
После гибели Освальда, 16 побед Рихтгофена сделали его самым результативным из живых пилотов Германии, принесли ему самую престижную военную медаль "Pour le Mérite" (орден «За заслуги», бывший высшей военной наградой Пруссии до конца Первой мировой войны. Неофициально назывался «Голубой Макс») и командование собственной эскадрильей Jasta 11. Удивительно, но один из младших братьев Рихтгофена, который обычно с ним охотился в лесу на лосей, Лотар фон Рихтгофен, был одним из пилотов под его командованием (в ходе Первой Мировой войны одержал 40 воздушных побед).
Вскоре после этого он решил покрасить свой истребитель Albatros D.III в кроваво-красный цвет. Почти сразу же пилот получил несколько прозвищ, подчеркивающих его мастерство и склонность к драматизму. Некоторые называли его "Le Petit Rouge" или "Красный малыш". Другие называли его "Красным рыцарем".
Но весь остальной мир знал его как Красного Барона.
Возглавив эскадрилью истребителей, Красный Барон и летая на своем кроваво-красном Albatros D.III, Рихтгофен оправдал шумиху вокруг себя, сбив две дюжины вражеских самолетов только в апреле 1917 года. Имея за плечами 52 победы, Красный Барон быстро стал знаменит.
Несмотря на видимую эпатажность подход к бою был подходом опытного тактика и, что не менее важно, командного игрока. В одиночку осторожный Манфред не совершал фигуры высшего пилотажа и не пикировал в бою. Вместо этого он летал и сражался в строю и вместе со своими ведомыми расставлял ловушки для самолетов противника.
За каждый сбитый вражеский самолет Рихтгофен заказывал у местного ювелира маленький серебряный кубок, на котором указывалась дата боя и тип самолета, который он сбил, но... когда коллекция кубков перевалила за 60, ювелиру пришлось отказываться от заказов из-за нехватки серебра.
Вскоре его дом был украшен трофеями, символизирующими его победы в бою и на охоте. Головы животных висели на стенах рядом с сувенирами, которые он брал из обломков сбитых им самолетов союзников. Серийные номера машин, приборы из кабины пилота и даже пулеметы - все это попало в его растущую коллекцию. Он даже сделал люстру для своего дома из двигателя сбитого им французского самолета.
Командуя собственным истребительным крылом, состоявшим из четырех эскадрилий, Красный Барон получил еще одно прозвище. Его истребительное крыло, с ярко раскрашенными самолетами, стало известно, как "летающий цирк", а Рихтгофен - как его " церемониймейстер".
Даже пуля в голову не смогла остановить Красного Барона.
Несмотря на растущую легенду, Красный Барон был всего лишь Манфредом Альбрехтом Фрайхерром фон Рихтгофеном. Он мог быть богатым аристократом и героем войны, но за трофеями, бравадой и штурвалом своего самолета скрывался человек из плоти и крови. 6 июля 1917 года Рихтгофен получил вежливое напоминание об этом от британского биплана F.E.2.
Одна пуля пробила истребитель Рихтгофена, задев его в голову и проломив череп. От удара пули он внезапно ослеп и был парализован, но прежде чем самолет врезался в землю, опытный пилот пришел в себя и смог совершить жесткую посадку за немецкими позициями. После ранения Рихтгофен страдал от ужасных головных болей, тошноты и серьезных приступов подавленности, но этого было недостаточно, чтобы удержать его от войны и… неба. Несмотря на предписание врачей не возвращаться к военной службе, в следующем месяце Красный Барон снова наводил ужас на противников в небе.
Вскоре после возвращения в строй Рихтгофен пересел на более манёвренный триплан Fokker Dr.1 - самолет, ставший синонимом легенды о Красном Бароне. Несмотря на ранения, он с новыми силами вернулся в строй, быстро набирая количество побед на своем новом истребителе. К апрелю 1918 года на счету "Красного барона" их было уже 80.
Везение Красного Барона закончилось
21 апреля 1918 года, через день после того, как он сбил свой 80-й самолет, Рихтгофен повел свой "Летающий цирк" в бой над Сен-Валери-сюр-Сом на севере Франции. Их встретила волна британских истребителей, и Рихтгофен почти сразу же бросился в погоню за Sopwith Camel, пилотируемым молодым и неопытным британцем по имени Уилфрид Мэй. Это была такая же азартная погоня, как и десятки других, но, когда кроваво-красный триплан "Фоккер" низко пронесся над пехотой союзников, группа австралийских солдат заметила печально известного немецкого пилота.
Они открыли огонь, когда Красный Барон пролетел над их головами. В это же время канадский капитан Артур Рой Браун, командир эскадрильи Мэя, занял позицию позади истребителя с красной окраской и нажал на спусковой крючок, выпустив град выстрелов в хвост триплана Фоккера.
Одна пуля пробила его торс. В отличие от предыдущего случая, когда он был подбит, Рихтгофен не смог посадить самолет. Он упал на близлежащее свекольное поле. Когда его нашли, он все еще был пристегнут к сиденью и только остекленевший взгляд был устремлён в небо.
Похороны Манфреда фон Рихтгофена состоялись на следующий же день, 22 апреля, на кладбище французской деревушки Бертанле. Они были очень пышные, и это при условии, что хоронишь одного из самых заклятых своих врагов. Гроб несли шесть летчиков-союзников. Из соседних гарнизонов поступали венки, перетянутые лентой с надписью «Нашему великому врагу». Красный Барон не дожил десять дней до своего 26-летия.
Семь месяцев спустя Германия подписала Версальский мирный договор, признав своё поражение.
Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию. Одновременно предлагаю Вам задержаться и прочитать другие публикации канала - это действительно интересно! Например,
Пилоты США и Виски с Содой во французской армии. Эскадрилья Лафайет. "Они рыцари этой войны. Без страха и без упрека"