Интересная ситуация складывается на нашем канале. С одной стороны, любезно предоставляемая авторам дзеновская статистика неумолимо свидетельствует, что аудитория "Б и С" на 75-80 % состоит из людей старше 45 лет с соответствующими музыкальными предпочтениями. С другой, к двум основным авторам БиС и МЮ уже добавился третий Doc.K, совершенно не вписывающийся в "45-летний стандарт", с серией статей про героев нео-психоделии австралийцах Tame Impala.
Но ниша публикаций о музыке, интересной прежде всего молодым людям, остается изрядно незаполненной, и сегодня я рад представить ещё одного автора не из категории "45+". Canned Fish, как и Doc.K, - действующий музыкант. Он - гитарист одной из московских симфо-металлических команд. Надеюсь, что его заметки о современном состоянии пока российской, а потом, чем черт не шутит, может и зарубежной рок-сцены будут вам интересны. БиС.
Я увлекаюсь музыкой: прослушиваю её, пропускаю через себя, анализирую, разбираю на составные части, создаю свою, записываю и исполняю. В этом процессе интересно то, как приходит к слушателям новая музыка. Она может быть новой только для тебя лично, может для большинства, а может быть новой для всех или почти всех. Ведь у любой музыки есть создатель, и для него она далеко не нова, ибо состоит из пота и усилий (как минимум).
Я буду стараться делиться с читателями песнями коллективов, которые можно отнести скорее к новым для большинства, а может быть и для всех. Это команды с одним или несколькими релизами, появившиеся после 2015 года. Впрочем, если кто-то их уже слышал, то не страшно. Молодые коллективы жаждут быть услышанными, в этом ведь смысл музыки, не так ли?
Сегодня для знакомства выбран коллектив «Конус Маха»
Для начала - можно процитировать Википедию, ибо название группы - физический эффект. «Конус Маха — коническая поверхность, ограничивающая в сверхзвуковом потоке газа область, в которой сосредоточены возмущения (звуковые волны), порожденные точечным источником возмущений — телом, обтекаемым потоком или, что эквивалентно, движущимся в среде со сверхзвуковой скоростью...».
Таким образом, через упоминание звуковых волн нам делают интересный намёк - что участники коллектива сравнивают себя с неким возмущением, оставляющим после себя музыкальный эффект. А дальше на помощь потенциальному слушателю приходит самопредставление группы на странице ВК
Сделаю небольшое отступление. Часть молодых музыкантов пренебрегает созданием таких описаний, или же делает их клишированными и плоскими. Хорошо что у других описания выходят под стать волшебным сказкам, приключенческим романам с их тайнами или повестям с прекрасными описаниями природы. Fish in the Can
«Привет, меня зовут Конус Маха.
Я сделан из
деревянных инструментов,
чистого голоса
и русской души.
Играю тяжёлую акустику с элементами арт-рока, прога и фолка.
В моих текстах нет примет времени.
А песни — это погоня за неуловимым, что летит быстрее звука музыки.»
Музыка Конуса - это современные в первую очередь акустически фолковые мотивы, смешанные с колдовской атмосферой и различными элементами прог/арт рока вполне в духе конца 60-х и ранних 70-х, но звучащие по современному мощно и интересно. Отмечу,что музыканты умеют играть и с динамикой композиции, и с настроением слушателя.
Вот песня "Пёс" с дебютного и пока единственного альбома «Состояние», с 0:45 до 2:25 содержит такую динамическую «игру теней», что кажется невозможным понять как всё умещается в такой короткий промежуток времени.
Вообще создается ощущение, что на эту музыку повлиял не только фолк, арт и прог, но также и электронная музыка, и трип-хоп.
Песня "Башня" - к ней прямо просится «электронная» аранжировка. Хотя бы в качестве эксперимента. Но важна же музыка, а не инструменты?
Живые акустические барабаны, контрабас в качестве баса и дроун-инструмента (бесконечные ноты - это оттуда), гитары, которые меняет для нужд песни и производимого эффекта, лидер группы. Плюс колдунья около микрофона, подыгрывающая себе на некоем подобии гусель.
Просто посмотрите на них:
Ютуб-канал Цех
Сами музыканты про альбом говорят следующее: «В альбоме собраны песни о несколько потусторонних состояниях, проступающих в минуты особой внезапной ясности, которую ни с чем не спутаешь. В такие моменты ты как будто подобрался к сути и думаешь: «Ах вот оно как!». А через миг все рассыпается, словно ничего и не было» (Миша Черезов, гитара, автор музыки). И это действительно музыка, напоминающая романтические повести Брэдбери, где реальность в каждый из моментов ускользает из вида, но не не оставляет тебя - нет, наоборот обвивает и поддерживает, давая хрупкое ощущение полёта.
Если вернуться к альбому, то на нем есть интересное композиционное решение. Трек, озаглавленный «Интро», оказывается 8-ым из 10-ти номеров записи.
При прослушивании возникает некая недосказанность как раз к этому треку, но она не связана со слабостью материала - скорее наоборот, водоворот образов настолько плотно ухватывает нас, слушателей, что не остаётся сил и места для новых впечатлений от песен. Но что мешает вернуться после небольшого отдыха?
Хотелось бы, конечно, привести черты сходства творчества Конуса Маха с другими, более известными группами. Но ребята занимают достаточно самобытную нишу, и нельзя сказать «Это Jethro Thull без флейты», или «инструментами характерными для ранних записей Мельницы коллектив плетёт абсолютно новую звуковую палитру»... Как будто читаешь колонку в каком-то серьезном музыкальном издании середины нулевых, да? Но при этом из интервью таким «мастодонтам» можно почерпнуть слова музыкантов о творчестве.
Из интервью изданию TimeOut:
Миша Черезов, гитара, автор музыки: «Эти десять композиций прошли наш собственный строгий отбор: несмотря на то, что у нас много наработок и зарисовок, обретают плотность и становятся полноценными песнями очень немногие.
Однако отбор, оценка и вообще подобные процессы — это, конечно, вторично. У нас обычно нет никакой четкой идеи или послания «Я хочу спеть вот об этом». Все начинается спонтанно и бессознательно — я отвечаю за музыкальную тему, а Лиза, вокалистка и автор текстов, «вслушивается» в гласные и слоги, которые, кажется, уже есть в самой мелодии, добивается того, чтобы слова выплыли из музыки. Партии ударных и контрабаса придумываются на репетиции, в отдельных песнях появляется иранский сантур. Так родились почти все треки «Состояния».
Основа первых трех композиций писалась по старинке — на японский пленочный рекордер. Поэтому внутри альбома можно проследить эволюцию в звуковом решении: по мере продвижения от первых песен к концу звучание инструментов и голоса раскрывается все полнее благодаря плавному переходу на цифровую запись. Финальные четыре композиции — монолитный блок, который рекомендуется прослушивать непрерывно.»
Лиза Жирадкова, вокал, гусли, автор текстов: «Открывает релиз трек «Люди» — о том, как человек превращается в застывший образ на фотографии и вся жизнь в итоге схлопывается до нескольких «давно забытых снимков». Следом идет «Пес» — одна из ключевых песен альбома. Она придумалась в один из приездов в мой родной Петербург. Я тогда зашла в квартиру, где прошло так много лет, и внезапно ощутила себя посторонней. А еще в тот день я ехала на автобусе и почему-то не вышла на своей остановке, а осталась сидеть и наблюдать за тем, как автобус проходит мимо моего дома. Представилось, будто это не мой родной дом, а просто элемент городского пейзажа.
Самая длинная песня в истории нашей группы — «Каменные тени». Это для меня своего рода гимн Питеру, такому парадоксальному городу: от него хочется сбежать, но при этом он действует как-то гипнотически и не отпускает. В нем мы пропеваем строчки, написанные на памятнике Петру Первому — Petro primo Catharina secunda.
А самая таинственная — «Башня». Она навеяна книгой Майринка «Голем», моим любимым рассказом Набокова «Облако, озеро, башня» и видом из окна. Таинственная башня, в которую можно попасть только секретным способом — это образ потайных уголков, чертогов памяти.»
Ютуб-канал Конус Маха
Песни, которых у коллектива чуть больше, чем десять вошедших в альбом, кроме Яндекс.Музыки можно услышать на странице группы ВКонтакте https://vk.com/konusmakha. Там же можно узнать об актуальных работах группы - например, на момент января-февраля 2022 года коллектив участвует в музыкально-поэтическом шоу по произведениям Эдгара По. Похоже, ребята крепко связаны своими увлечениями не только с музыкой, но и с литературой.
Это действительно новая музыка, которая создаётся на наших глазах. Я предлагаю вам как минимум ознакомиться, а как максимум поддержать эту группу.
Автор заметки - Canned Fish.
#музыка #рок #прог-фолк #группа конус маха #русский рок