Найти в Дзене
Загадки истории

Что написал Лев Николаевич Толстой в письме Николаю Второму?

Оглавление

16 января 1902 года Лев Николаевич Толстой действительно написал письмо императору Николаю Второму. О чем был этот документ? Давайте разбираться!

Это очень интересный и важный документ. Естественно, должного внимания от адресата он не получил. Николай Второй не хотел, да и не мог, слушать графа, отлученного от церкви. Как было указано выше, Лев Николаевич написал письмо царю в 1902 году, а отлучен он был в 1901.

Формулировка «от церкви» - правильная. Толстой был отлучен именно от православной церкви, а не от Бога. Кстати, что-то подобное случилось в конечном итоге и с Николаем Александровичем. Нет, его анафеме не придавали. Но, когда император перестал быть таковым, молиться в церквях за него перестали. Потому что молитвы положено было возносить к Господу за царя. А за гражданина Романова – нет.

Вообще, письмо Толстого очень интересное. И, как показало время, правильное. Кстати, в конце письма граф именно об этом говорит. Он указывает, что время рассудит. Так и произошло.

Если б Николай послушался…

Интересное обращение

Первое – то, с чего нужно начать – Толстой обращается к Николаю так: «Любезный брат!» Не «Ваше Императорское Величество», а просто: «Друг», да еще и «любезный». Впрочем, Льву Николаевичу нечего было терять. Его относительно недавно отлучили от церкви. И он, судя по всему, был готов «отлучиться» от государства. Хоть и понятно, что граф свою Родину сильно любил, переживал за неё.

Толстой поясняет использование необычного обращения тем, что, во-первых, он пишет Романову не как царю, а как человеку. Все люди – братья. Во-вторых, граф указывал, что готовится уйти в мир иной. Но тут его ожидания были напрасными. Толстой оставил этот мир только в 1910 году. Это уже после «Кровавого воскресенья» и многих других событий. То есть судьба дала возможность Льву Николаевичу убедиться, что письмо он написал хорошее, правильное. Только никто документ не принял в расчет. И, повторюсь, зря…

Православие, самодержавие, народность

Первые два «явления» подверглись критике Льва Николаевича. Он обратил внимание Николая на то, что православие, которое всегда считалось неотделимым от русских людей, приобрело ужасающие формы. Граф был против того, что преследуют людей другой веры, что церковь играет в государстве слишком большую роль.

Толстой написал о вполне логичной и разумной вещи: если православие свойственно русским людям, то зачем кого-то принуждать? Проще говоря: «Если это моё, то оно никуда от меня не уйдет».

Но больше претензий было к самодержавию. Нужно сразу отметить, что Толстой в письме, как можно понять из ряда фраз, дает понять Николаю, что с императором в целом всё хорошо. Толстой уверен, что царь в империи неплохой, только вот окружил себя не теми людьми, которые не заинтересованы в благосостоянии народа, а, наоборот, стараются всех держать в ежовых рукавицах.

Впрочем, Толстой дает понять, что не верит в возможности единоличного правителя. Граф пишет, что царь не знает свой народ. Николай якобы лично знаком с небольшим количеством людей. И это окружение, чтобы сохранить за собой теплые места, лжет, обманывает, не допускает к царю других. Толстой указывает, что должна иметь место власть народа.

Тут же граф критикует «затягивание гаек», обращая внимание на то, что счет политических заключенных в стране идет на сотни тысяч человек, что тюрьмы переполнены.

Не забывает Толстой и про крестьян, обращая внимание на то, что 100 млн. человек живут в бедности, страдают от голода и так далее.

-2

Критикуешь – предлагай

Лев Николаевич не просто критиковал методы правления Николая Второго, он указывал, что необходимы некоторые меры:

1. Отменить законы, угнетающие рабочих и крестьян.

2. Передать заводы и землю в общее пользование – народу.

3. Дать людям высказаться по поводу того, чего они хотят в жизни, какой власти, какой жизни.

Очень похоже это всё на большевистскую программу. Дело в том, что Толстой предлагал решить вопрос мирным путем – по воле императора. Николай, естественно, на это согласиться не мог. Он хотел быть самодержцем, гнул в этом вопросе свою линию. Император не хотел слушать графа-писателя, отлученного от церкви. И совершенно зря. Ведь, как показала история, советы Толстого могли спасти Николаю и многим еще в России жизни. Не было бы Революции с Гражданской. Страна бы развивалась и процветала. Но, видимо, не судьба.