Те, кто читает мои статьи, знает, что время от времени я добавляю в свои вояжи «русскую тему» (здесь и здесь) — нечто «русское», вписывающееся в заграничный сюжет. Сегодняшняя статья будет также непосредственно связана с Россией.
Сразу два выдающихся события из «русской жизни» происходят сейчас во французской столице. И надо сказать, интерес к русскому искусству во Франции, как и во многих других европейских странах, огромен.
В парижском музее Фонд Луи Виттона (Fondation Louis Vuitton) проходит вторая выставка серии «Иконы современного искусства».
Выставка посвящена знаменитым русским коллекционерам — братьям Михаилу Морозову (1870–1903) и Ивану Морозову (1871–1921).
(Следует сказать, что это второй показ в Париже картин русских коллекционеров. В 2016 году в Фонде Луи Виттона была выставлена коллекция Сергея Щукина, собравшая рекордное число посетителей — миллион триста тысяч человек! И желающих посетить выставку было так много, что организаторы продлили ее на две недели — случай неслыханный для подобных выставок.)
Принадлежавшие когда-то братьям Морозовым работы в основном предоставили три российских музея: Государственный Эрмитаж, ГМИИ имени Пушкина и Государственная Третьяковская галерея.
На четырех этажах, в нескольких галереях выставлено около двухсот работ сорока семи художников. Среди них — семнадцать мастеров из царской России. И многие работы и сами русские художники — настоящее открытие для парижан. (Кстати, в отличие от своего друга и в некоторой степени конкурента Сергея Щукина, Морозовы покупали и произведения соотечественников.)
Собственно, именно неизвестные ранее парижанам работы Репина, Серова, Коровина, Ларионова, Машкова, Кончаловского, Сарьяна составляют главную «изюминку» нынешней экспозиции.
Немного истории. Знаете ли вы, что:
— Во второй половине XIX — начале ХХ столетий частное собирательство в России переживало расцвет. Буржуазия, прежде всего московская, была законодателем моды в этом процессе. Для нее собирательство постепенно становилось патриотической миссией, примером которой служил Павел Михайлович Третьяков, сформировавший музей национального искусства.
— Однако зарубежному искусству XIX века в России не очень повезло: не так много наших соотечественников собирали его. Российская публика не понимала западноевропейскую живопись. Про Щукина, который начал собирать подобную живопись, говорили, что Щукин тронулся. И сам Щукин, по воспоминаниям современников, не без гордости показывал новоприобретенного Гогена, говорил: «Сумасшедший писал — сумасшедший купил».
— В сущности, в Москве в начале ХХ века было четыре человека, которые имели достаточно смелости, чтобы покупать непривычную западную живопись. Они принадлежали к двум предпринимательским семьям — Морозовым и Щукиным. Однако Михаил Абрамович Морозов скончался в тридцать три года, и его собрание по воле вдовы перешло в Третьяковскую галерею, где москвичи уже видели произведения французских реалистов из коллекции Сергея Михайловича Третьякова. Брат Щукина также потерял интерес к коллекционированию.
— В результате, московское собирательство современного французского искусства — это прежде всего два человека: Сергей Иванович Щукин и Иван Абрамович Морозов. Они собрали уникальные по объему и качеству полотна, которые в то время для большинства посетителей московских музеев были непривычны.
Их роль была тем более значима, что, в отличие от Германии или даже Франции, в России не было частных галерей, которые продвигали на рынок современное искусство, тем более искусство зарубежное.
Не буду углубляться в детали истории коллекционирования. Конечно, методы поиска работ и способы выбора у двух коллекционеров были разные. Известно от Матисса, что Морозов, приезжая к дилеру в Париже, говорил: «Покажите мне лучших Сезаннов» — и делал выбор среди них. А Щукин забирался в магазин, в галерею и просматривал всех Сезаннов, которых мог найти.
Морозов составил коллекцию русской живописи, которая немногим уступает его французской коллекции. Он собирал очень широкий спектр: поздний русский реализм — творчество союза русских художников, изображавших нашу природу, Врубеля, Серова, символистов, Гончарову, Ларионова и Шагала. Он был первым русским, который купил работу Шагала.
Я читала много историй о знаменитых коллекционерах. Например:
Морозов был известен в Париже как русский, который не торгуется; в одной галерее он оставил за время собирательства четверть миллиона франков.
Игорь Грабарь не без иронии писал в своих воспоминаниях, что Сергей Иванович Щукин любил, потирая руки, говорить: «Хорошие картины дешевы». Но на самом деле именно Сергей Щукин заплатил рекордную сумму на рынке современной живописи: в 1910 году за «Танец» Матисса он отдал 15 тысяч франков. Правда, снабдил документ указанием «цена конфиденциальна».
А на картине ниже Генри Матисс «пошутил»: Это так называемая «картина в картине» — натюрморт на фоне своего же «Танца».
Следует сказать, что морозовская коллекция оставалась загадкой для подавляющего большинства зрителей и художников, потому что Иван Абрамович практически никого не приглашал в свой дом, чтобы показать коллекцию. Он наслаждался ею один.
Дворец Морозова на Пречистенке, где сейчас помещается Российская академия художеств, был закрыт для посетителей.
Для нас главное, что эти русские купцы оставили нам, потомкам, великолепное наследие!
Если вы спросите: почему же такие выставки организуют в Париже, а не в Москве или других городах России, спешу обрадовать. Надеюсь, я не ошибаюсь, но такая информация есть: история Морозовских и Щукинских коллекций не заканчивается в Париже: в 2022 году эта выставка будет показана в Пушкинском музее Москвы, а выставка коллекции Сергея Щукина — в Государственном Эрмитаже (держу скрещенными пальцы — на удачу!).
И еще две картины. Первая — портрет Ивана Морозова. Обратите внимание на задний фон! Перед нами снова «картина в картине».
А вторая... собственно, это и есть картина, которую купил в 1910-м году русский коллекционер Иван Морозов:
А что же Репин? Да, вторая выставка, на которую мне так и не удалось попасть (все билеты распроданы!), проходит в Пети-Пале (Малый дворец) Парижа. Это выставка работ художника Ильи Репина «Живописать русскую душу» («Peindre l’âme russe»). В экспозиции представлены около ста работ из Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, других отечественных и западных музеев и частных собраний.
Репин ( как и многие русские художники) несколько лет жил во Франции, в том числе в Париже, и создал там ряд произведений. На парижском периоде жизни Репина выставка делает особый акцент. Но главное — на выставку приехали почти все хрестоматийные картины живописца, в частности «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», два варианта полотна «Не ждали», «Дуэль». А из музея Принстонского университета в США в Париж прибыла одна из последних репинских работ — «Голгофа», которой не было даже на выставке Репина в Третьяковке в 2019 году.
Говорят, если прийти к девяти часам, то можно купить «лишний билетик» (в кассе «выбрасывают» два-три десятка билетов на текущий день). У меня есть время до 23 января… А в этот раз я довольствовалась лишь фото Пети Пале и побродила по залам музея, в котором, между прочим, много интересного.
Вот такой у нас сегодня получился русский вояж во французской столице.
Благодарю всех, кто читает мой канал. Не забывайте "лайкать", если материал вам понравился. Пишите комментарии, задавайте вопросы.
Подписывайтесь на канал!
Всех вам благ! До следующего путешествия!