Найти тему

Русский арт-сезон в Париже. На Илью Репина все билеты проданы…

Те, кто читает мои статьи, знает, что время от времени я добавляю в свои вояжи «русскую тему» (здесь и здесь) — нечто «русское», вписывающееся в заграничный сюжет. Сегодняшняя статья будет также непосредственно связана с Россией.

Сразу два выдающихся события из «русской жизни» происходят сейчас во французской столице. И надо сказать, интерес к русскому искусству во Франции, как и во многих других европейских странах, огромен.

В парижском музее Фонд Луи Виттона (Fondation Louis Vuitton) проходит вторая выставка серии «Иконы современного искусства».

Fondation Louis Vuitton
Fondation Louis Vuitton

Выставка посвящена знаменитым русским коллекционерам — братьям Михаилу Морозову (1870–1903) и Ивану Морозову (1871–1921).

Валентин Серов. Портрет Михаила Абрамовича Морозова. 1902 год (Михаил Морозов, к сожалению, прожил недолгую жизнь, всего 33 года. Этот портрет Серов написал за год до его ухода...)
Валентин Серов. Портрет Михаила Абрамовича Морозова. 1902 год (Михаил Морозов, к сожалению, прожил недолгую жизнь, всего 33 года. Этот портрет Серов написал за год до его ухода...)
Константин Коровин. Портрет Ивана Абрамовича Морозова, 1903 год
Константин Коровин. Портрет Ивана Абрамовича Морозова, 1903 год

(Следует сказать, что это второй показ в Париже картин русских коллекционеров. В 2016 году в Фонде Луи Виттона была выставлена коллекция Сергея Щукина, собравшая рекордное число посетителей — миллион триста тысяч человек! И желающих посетить выставку было так много, что организаторы продлили ее на две недели — случай неслыханный для подобных выставок.)

Принадлежавшие когда-то братьям Морозовым работы в основном предоставили три российских музея: Государственный Эрмитаж, ГМИИ имени Пушкина и Государственная Третьяковская галерея.

Евдокия Сергеевна Морозова (урожденная Кладовщикова) — жена Ивана Морозова. До замужества Евдокия была певицей знаменитого московского ресторана «Яр», выступала под творческим псевдонимом Лозина. Портрет написан по заказу Ивана Морозова вскоре после свадьбы в 1907 году
Евдокия Сергеевна Морозова (урожденная Кладовщикова) — жена Ивана Морозова. До замужества Евдокия была певицей знаменитого московского ресторана «Яр», выступала под творческим псевдонимом Лозина. Портрет написан по заказу Ивана Морозова вскоре после свадьбы в 1907 году

На четырех этажах, в нескольких галереях выставлено около двухсот работ сорока семи художников. Среди них — семнадцать мастеров из царской России. И многие работы и сами русские художники — настоящее открытие для парижан. (Кстати, в отличие от своего друга и в некоторой степени конкурента Сергея Щукина, Морозовы покупали и произведения соотечественников.)

Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883 год. Именно П.М. Третьяков и создал всемирно известную галерею.
Илья Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883 год. Именно П.М. Третьяков и создал всемирно известную галерею.

Собственно, именно неизвестные ранее парижанам работы Репина, Серова, Коровина, Ларионова, Машкова, Кончаловского, Сарьяна составляют главную «изюминку» нынешней экспозиции.

Константин Маковский. Варвара Алексеевна Морозова, урожденная Хлудова, мать коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых.
Константин Маковский. Варвара Алексеевна Морозова, урожденная Хлудова, мать коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых.
Валентин Серов. Портрет Константина Коровина. (Мне очень нравится этот портрет и очень нравится творчество Коровина)
Валентин Серов. Портрет Константина Коровина. (Мне очень нравится этот портрет и очень нравится творчество Коровина)
Константин Коровин. Портрет Федора Ивановича Шаляпина
Константин Коровин. Портрет Федора Ивановича Шаляпина
Константин Коровин. Парижское кафе
Константин Коровин. Парижское кафе

Немного истории. Знаете ли вы, что:

— Во второй половине XIX — начале ХХ столетий частное собирательство в Рос­сии переживало расцвет. Буржуазия, прежде всего московская, была законодателем моды в этом процессе. Для нее собирательство постепенно становилось патриотической миссией, примером которой служил Павел Михайлович Третьяков, сформировавший музей националь­ного искус­ства.

— Однако зарубежному искусству XIX века в России не очень повезло: не так много наших соотечественников собирали его. Российская публика не понимала западноевропейскую живопись. Про Щукина, который начал собирать подобную живопись, говорили, что Щукин тронулся. И сам Щукин, по воспо­минаниям современников, не без гордости показы­вал новоприобретен­ного Гогена, говорил: «Сумасшедший писал — сумасшед­ший купил».

Поль Гоген. Metamoe. (Смерть). Пейзаж с павлинами. Это одно из ключевых полотен Гогена, исполненных в период его первой поездки на Таити. Надпись на картине «МАТАМОЕ» долгое время вызывала разночтения. Сам художник переводил это слово как «смерть». В своем дневнике «Ноа Ноа» Гоген писал, как однажды отправился вместе с таитянином рубить деревья и испытал при этом чувство, как будто  в нем гибнет цивилизованный европеец и рождается дикарь. В этом смысле и следует рассматривать надпись на картине, символически повествующую о гибели европейского сознания и рождении нового человека на затерянных в океане островах.
Поль Гоген. Metamoe. (Смерть). Пейзаж с павлинами. Это одно из ключевых полотен Гогена, исполненных в период его первой поездки на Таити. Надпись на картине «МАТАМОЕ» долгое время вызывала разночтения. Сам художник переводил это слово как «смерть». В своем дневнике «Ноа Ноа» Гоген писал, как однажды отправился вместе с таитянином рубить деревья и испытал при этом чувство, как будто в нем гибнет цивилизованный европеец и рождается дикарь. В этом смысле и следует рассматривать надпись на картине, символически повествующую о гибели европейского сознания и рождении нового человека на затерянных в океане островах.
Поль Гоген. Большой Будда. Во время посещения выставки моя подруга Ирина, гид, обратила мое внимание на левый верхний угол картины. Там происходит некое христианское таинство. Возможно, художник хотел показать свое "прощание" с христианством и начало новой жизни в буддизме.
Поль Гоген. Большой Будда. Во время посещения выставки моя подруга Ирина, гид, обратила мое внимание на левый верхний угол картины. Там происходит некое христианское таинство. Возможно, художник хотел показать свое "прощание" с христианством и начало новой жизни в буддизме.

— В сущности, в Москве в начале ХХ века было четыре человека, которые имели достаточно смелости, чтобы покупать непривычную западную живо­пись. Они принадлежали к двум пред­при­нимательским семьям — Моро­зовым и Щукиным. Однако Михаил Абрамо­вич Морозов скончался в тридцать три года, и его собрание по воле вдовы перешло в Третьяков­скую галерею, где москвичи уже видели произве­дения фран­цузских реалистов из коллекции Сергея Михайловича Третьякова. Брат Щукина также потерял интерес к коллекционированию.

— В результате, московское собира­тельство современного французского искусства — это прежде всего два человека: Сергей Иванович Щукин и Иван Абрамович Моро­зов. Они собрали уникальные по объему и качеству полотна, которые в то время для большинства посети­телей московских музеев были непривычны.
Их роль была тем более значима, что, в отличие от Германии или даже Франции, в России не было частных галерей, которые продвигали на рынок современное искусство, тем более искусство зарубежное.

Не буду углубляться в детали истории коллекционирования. Конечно, методы поиска работ и способы выбора у двух коллекционеров были разные. Известно от Матисса, что Морозов, приезжая к дилеру в Париже, гово­рил: «Покажите мне лучших Сезан­нов» — и делал выбор среди них. А Щукин забирался в ма­газин, в гале­рею и просматривал всех Сезаннов, которых мог найти.

Поль Сезанн. Сцена с двумя дамами и ребенком (не совсем типичная для Сезанна работа)
Поль Сезанн. Сцена с двумя дамами и ребенком (не совсем типичная для Сезанна работа)

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари
Пабло Писассо. Les deux Saltimbanque. («два акробата» — Арлекин и его компаньон.)
Пабло Писассо. Les deux Saltimbanque. («два акробата» — Арлекин и его компаньон.)

Морозов соста­вил коллекцию русской живописи, которая немногим усту­пает его француз­ской коллекции. Он собирал очень широкий спектр: поздний русский реализм — творчество союза русских художников, изобра­жавших нашу природу, Врубеля, Серова, символи­стов, Гонча­рову, Ларионова и Шагала. Он был первым русским, который купил работу Шага­ла.

Михаил Ларионов. Окно. Тирасполь. 1909 г.
Михаил Ларионов. Окно. Тирасполь. 1909 г.
Александр Головин. Пейзаж
Александр Головин. Пейзаж

Я читала много историй о знаменитых коллекционерах. Например:

Морозов был известен в Пари­же как русский, который не торгуется; в одной галерее он оставил за время собирательства четверть миллиона франков.

Игорь Грабарь не без иронии писал в своих воспомина­ниях, что Сергей Иванович Щукин любил, потирая руки, говорить: «Хорошие картины дешевы». Но на са­мом деле именно Сергей Щукин заплатил рекорд­ную сумму на рын­ке современной живописи: в 1910 году за «Танец» Матисса он отдал 15 ты­сяч франков. Правда, снабдил документ указанием «цена конфиден­циальна».

А на картине ниже Генри Матисс «пошутил»: Это так называемая «картина в картине» — натюрморт на фоне своего же «Танца».

Генри Матисс. Натюрморт на фоне «Танца»
Генри Матисс. Натюрморт на фоне «Танца»

Следует сказать, что морозовская коллекция оставалась загадкой для подавляю­щего боль­шинства зрителей и худож­ников, потому что Иван Абрамович практически никого не приглашал в свой дом, чтобы показать коллекцию. Он наслаждался ею один.

Дворец Морозова на Пре­чи­­стенке, где сейчас помещается Российская академия художеств, был закрыт для посе­тителей.

Для нас главное, что эти русские купцы оставили нам, потомкам, великолепное наследие!

Пьер Боннар. Средиземное море. Триптих.
Пьер Боннар. Средиземное море. Триптих.
Альфред Сислей. Опушка леса Фонтенбло
Альфред Сислей. Опушка леса Фонтенбло

Если вы спросите: почему же такие выставки организуют в Париже, а не в Москве или других городах России, спешу обрадовать. Надеюсь, я не ошибаюсь, но такая информация есть: история Морозовских и Щукинских коллекций не заканчивается в Париже: в 2022 году эта выставка будет показана в Пушкинском музее Москвы, а выставка коллекции Сергея Щукина — в Государственном Эрмитаже (держу скрещенными пальцы — на удачу!).

И еще две картины. Первая — портрет Ивана Морозова. Обратите внимание на задний фон! Перед нами снова «картина в картине».

Валентин Серов. Портрет Ивана Морозова. 1910 год
Валентин Серов. Портрет Ивана Морозова. 1910 год

А вторая... собственно, это и есть картина, которую купил в 1910-м году русский коллекционер Иван Морозов:

Генри Матисс. Фрукты и бронза
Генри Матисс. Фрукты и бронза

А что же Репин? Да, вторая выставка, на которую мне так и не удалось попасть (все билеты распроданы!), проходит в Пети-Пале (Малый дворец) Парижа. Это выставка работ художника Ильи Репина «Живописать русскую душу» («Peindre l’âme russe»). В экспозиции представлены около ста работ из Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, других отечественных и западных музеев и частных собраний.

Репин ( как и многие русские художники) несколько лет жил во Франции, в том числе в Париже, и создал там ряд произведений. На парижском периоде жизни Репина выставка делает особый акцент. Но главное — на выставку приехали почти все хрестоматийные картины живописца, в частности «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», два варианта полотна «Не ждали», «Дуэль». А из музея Принстонского университета в США в Париж прибыла одна из последних репинских работ — «Голгофа», которой не было даже на выставке Репина в Третьяковке в 2019 году.

Говорят, если прийти к девяти часам, то можно купить «лишний билетик» (в кассе «выбрасывают» два-три десятка билетов на текущий день). У меня есть время до 23 января… А в этот раз я довольствовалась лишь фото Пети Пале и побродила по залам музея, в котором, между прочим, много интересного.

-22

Вход в Пети-Пале
Вход в Пети-Пале

Вот такой у нас сегодня получился русский вояж во французской столице.

Благодарю всех, кто читает мой канал. Не забывайте "лайкать", если материал вам понравился. Пишите комментарии, задавайте вопросы.

Подписывайтесь на канал!

Всех вам благ! До следующего путешествия!