Древние двурогие шлемы были обнаружены в Дании, в 1942 году. Недавно было установлено, что их возраст составляет примерно 3 000 лет. Это опровергает миф о том, что викинги носили рогатые шлемы.
На протяжение довольно долгого времени образ викингов в рогатых шлемах доминировал в культуре. Новые исследования показывают, что этот устрашающий головной убор существовал за 2 000 лет до скандинавских воинов — и что викинги, скорее всего, вообще никогда не носили рогатых шлемов.
Связь между рогатыми шлемами и викингами была уже настолько прочной, что, когда в 1942 году рабочий на торфяном производстве нашел пару древних шлемов в болоте, было выдвинуто предположение, что они относятся к эпохе викингов, которая началась около 800 года нашей эры.
Но это предположение было распространено только в массовом сознании, поскольку ученые относили их примерно к 1 750 - 500 годами до н.э. Однако только недавно исследователи установили более точный возраст шлемов. Датский археолог Хелле Вандкильде, теперь официально, датировала их периодом между 907 и 857 годами до н.э.
«В течение многих лет в популярной культуре люди ассоциировали шлемы Вексё с викингами», — сказал Вандкильде. «Но наше исследование подтверждает, что шлемы были захоронены в болоте примерно в 900 году до н.э., почти 3000 лет назад и за много веков до того, как викинги или скандинавы появились в этом регионе»
Тем не менее, датировка шлемов Вексё дала экспертам много поводов для размышлений. Историки и археологи уже начали пересматривать, насколько тесно были связаны цивилизации бронзового века на самом деле — и как изображения рогатых шлемов распространились по всей Европе.
История открытия
Два рогатых шлема были обнаружены в болоте в районе Бренс-Мос в городе Вексё (Дания) в разгар Второй мировой войны. Рабочий, копавший торф, наткнулся на металлические обломки около 0,5 метров под поверхностью болота, это привело к более тщательному осмотру местности бригадиром. Именно тогда двое рабочих обнаружили фрагменты украшенного бронзового предмета.
Исследователи из Национального музея Дании вскоре идентифицировали фрагменты как части двух шлемов. Они также выкопали из болота остатки деревянной плиты, которая, как считалось, использовалась в качестве подставки для шлемов, которые ритуально помещались в болото.
На тот момент определить возраст шлемов оказалось невозможно, так как металл шлемов не мог быть датирован с помощью радиоуглеродных методов, и эксперты начали подозревать, что древняя деревянная плита, должно быть, была помещена в болото намного раньше, чем шлемы. И только в 2019 году один из коллег Вандкильде заметил новые улики.
«Она заметила, что в рогах был первичный органический материал, и поговорила с коллегой из Национального музея, ответственным за коллекцию, и они согласились прислать образец для точного датирования», — сказала Вандкильде.
Исследование показало, что этим органическим материалом оказалась березовая смола, прилипшая к одному из рогов. Возраст смолы можно было установить при помощи радиоуглеродного анализа.
Перед изучением смолы исследователи попытались установить возраст шлемов, проанализировав их стиль и символику.
«Типология довольно часто является хорошим стартом в исследовании, с точки зрения хронологии, но в итоге очень важно, установить точные даты при помощи радиоуглеродного анализа», —сказала Вандкильде. «Теперь мы знаем, что шлемы были оставлены в болоте, возможно, кем-то, стоявшим на деревянной платформе, около 900 года до нашей эры».
По словам Вандкильде, эти шлемы поразительно напоминали аналогичные изображения на наскальных рисунках и статуэтках той же эпохи в Испании, Сардинии и Скандинавии.
Исследование показало, что эти шлемы имели приспособления, используемые для крепления перьев и конского волоса. Их носили для символической демонстрации силы, а не во время битв. В то время скандинавские культуры переходили от поклонения Солнцу к божествам, связанным с животными. Элементы дизайна шлемов демонстрируют этот переход.
На передней части шлемов изображены два больших глаза и клюв, символизирующие хищную птицу. На верхней части шлема когда-то был конский волос, подстриженный наподобие гривы. А два массивных рога символизируют быка.
«Наше исследование показывает, что скандинавские изображения рогатых воинов встречаются в то же время, что и очень похожие изображения на Сардинии и юго-западе Испании», — сказала она. — «Это свидетельствует о тесных связях между цивилизациями Европы бронзового века; первая глобализация, основанная на торговле металлами, идеями и предметами роскоши».
Современная теория гласит, что финикийские путешественники добрались до Европы из Леванта по воде через Средиземное море. В исследовании говорится, что Ближний Восток и Средиземноморье «могут похвастаться глубокой историей фигур в рогатых шлемах, связанных с божественным правлением и войной».
Поскольку в Скандинавии было мало запасов металла, их цивилизация была довольно открыта к покупке меди и олова у народов Южной Европы. Более того, отсутствие свидетельств пребывания рогатых шлемов на наземных торговых путях через Альпы позволяет утверждать, что товары перевозили по морю.
«Это [шлемы] еще одно подтверждение того, что торговля металлами затрагивала более обширные территории, чем мы думали», — сказала Вандкильде — «Идеи распространялись тем же путем»
Понравилась статья?
Подпишись на канал и поставь лайк👍 — это поможет продвижению канала.
Обязательно прочитайте другие статьи на моем канале:
- Душегуб с Аляски. Он охотился на своих жертв, как на животных
- Печальная история инкской девочки. Самая хорошо сохранивщаяся мумия в мире!
- Самые красивые мужчины в мировой истории
- Была ли у Древних греков депрессия?
- История в фото. Август Ландмессер, человек отказавшийся поприветствовать Гитлера
- Три НЕ самые опасные женщины-преступницы XX века
До следующих встреч. Я снова вас найду и постучу в вашу дверь.
Ваша опасность,
Mr. Breaking Bad