На днях состоялся отчаянный эксперимент по вживлению в акварель спиртовых маркеров.
Не понимаю, как моим близким могло вступить в голову подарить мне на Новый год большой набор!..
Учитывая его стоимость и мою приверженность чистоте акварельной техники. Я даже белила гуашевые не использую.
В сторону маркеров не смотрю, они мне ни разу не интересны.
Куда деваться, поскребла затылок, потёрла пальцами виски, полистала фотографии, села изобретать.
Куда это добро применить?
Ну, прежде всего, стволы деревьев. Дружба с ними никак не ладится. Особенно, когда они в контрсвете и на переднем плане. Грубые, чёрные. Я такие сюжеты сразу в сторону откладываю - не знаю, что с ними делать.
И Colapen не помог, и кисти плоские. Всё какая-то невнятная ерунда получается.
Попробую стволы деревьев маркерами забацать, терять всё-равно нечего.
Тут хорошо бы некоторый опыт уже иметь. Ведь маркеры не сотрёшь, они из-под любой акварели на передний план вылезут.
Стволы должны быть разнообразны на всём своём протяжении. Проблемное место - соединение с землёй/снегом. Тут надо очень деликатно, без контраста, типа ствол дерева и земля - одно целое.
Вторая проблема - верхний край листа, куда дерево готово упереться как подпорка. Значит, и здесь тон максимально ослабить.
Потом, стволы не должны быть очень тёмными, не дай бог чёрными. Тон ветвей и хвои должен дотягивать до тона ствола. Иначе чёрные стволы превратятся в столбы электропередач средь чистого поля.
Итак, поехали. Сухая бумага. Рисунок- разметка акварельным карандашом. Теперь беру цветные алкогольные маркеры, чирикаю стволы.
Намачиваю бумагу как обычно, с обеих сторон.
Сверху акварель. Да, она на самом деле не перекрывает линии маркеров.
Но, пожалуй, маркеры не мешают, они даже придают уверенность.
Определённо, не все имеющиеся стволы надо было рисовать маркерами.
Тонкие палки ёлок и сосен слева превратились в частокол.
И главное, стволы получились очень грубые. Не нравится. Противоречит основному стилю акварели.
Однако, в этом что-то есть.
Решила повторить работу, потому что появилась идея.
Вторая попытка. Для следующего раза выбрала такую же дешёвую бумагу ( Paul Rubens 50% хлопка), но на этот раз шершавую, среднезернистую . И продолжила развлекаться с алкогольными маркерами.
В прошлый раз не понравились грубые стволы.
Извольте, родилась идея. Маркеры спиртовые, значит их линии повредит спирт. Благо, мне удалось раздобыть немножко..
Где я была со своей акварелью, когда в ближайшей аптеке можно было приобрести за 15 рублей симпатичного мерзавчика?
Прошли те благословенные времена.
Но берём имеющийся алкогольный продукт и капаем на маркерные линии.
Чудо.
Линии расползаются на глазах, маркерный рисунок превращается в акварельный!
Это уже кое-что. Спиртовые чернила становятся похожи на акварельные краски, но имеют зверскую насыщенность.
Мало того, на мокрой бумаге спирт продолжает работать, то есть растворять маркерные линии.
Даже в конце работы, поверх акварели, капли спирта растворяют чернила.
Растворить спиртом имеет смысл грубые стыки линий, особенно, где встречаются разные цвета. Ещё спирт способен убрать лишний контраст.
Заодно можно побрызгать на сырую акварель - тоже появятся разводы и пятна, но только там, где для этого достаточно тона. Хотя, кое-где даже на светлых участках остались пятнышки (в порядке исключения).
Состав красок тоже изменён ( зачем одинаковые работы плодить). В этой акварели за основной синий цвет взят лазурно-голубой кобальт 532 Невской Палитры вместо 307-го кобальта от Sennelier (он в прошлой работе).
Но мне показалось, что Сеннельеровский кобальт посимпатичнее, этот несколько глуховат.
И третья попытка. Использованные маркеры уже не бросаются в глаза, добавленный спирт сделал своё дело. Только яркие цвета стволов деревьев выдают присутствие алкогольных чернил.
Поскольку акварель всё равно зачастую обзывают графикой, значит мы можем считать себя в праве пихать в неё всевозможные посторонние художественные материалы (и малохудожественные тоже).
Конечно, я наслышана, и видела неоднократно, как другие художники совмещают акварель с маркерами. Как замечательно это получается у скетчистов. Но это уже придумано до меня. Нет смысла повторять уже изобретённое. Надо придумать что-нибудь ещё.