Найти тему

«Здесь в 1942 году находился госпиталь 2-й Ударной армии»

Госпиталка

18 марта 2011 года. Вчера была четвертая годовщина смерти брата Валерки. Сегодня едем в Малое Замошье, надо отвезти в лес мраморную доску, на место бывшего госпиталя 2-й Ударной армии.
Договорился с охотоведами, в Малом Замошье пересядем на «Буран» и шесть километров на северо-восток. Надо успеть, пока лежит снег. Главное - отвезти плиту. А заодно показать могилу военврача Гаврилова. Охотники благоустроят ее летом. Они уже сделали могилу Всеволоду Багрицкому. Поставили оградку, навозили щебня и построили беседку для отдыха. Трудно сказать, нужно ли все это делать в глухих лесах. Ведь почти кроме нас никто не приходит туда. Но душа просит, значит так надо. Ведь и наши дети подрастут, кто его знает, что будет дальше.
УАЗик едет по знакомой дороге Подберезье – Осия - Малое Замошье. В конце деревни стоит дом охотоведов. Два года меня здесь не было. За это время дом приобрел красивый вид. Территория обнесена металлическим красного цвета забором. В углу участка двухэтажная баня из калиброванного бревна и рядом водоем. Внутри дома тепло. Пьем чай и в путь. Я еду с водителем на машине. Охотовед Александр Киселев на «Буране». Снегоход летит по искрящему на солнце снежному полю, как глиссер. В лесу дороги накатаны мощными лесовозами. Лес выпилен почти везде. Кое-где торчат островки, еще видевшие войну. Выехали на перекресток просек. Дорога «Северная». Вправо высота 45.1. и наша «Звездочка». Этот памятник мы поставили со студентами педагогического колледжа лет пять тому назад. Прямо на север, в километре от нас, шла узкоколейка окруженной армии, и там находился госпиталь. Пересаживаемся на «Буран». Объезжаем сломанный трелевочник и по разбитой тягачами просеке едем вперед.

-2

Еще один перекресток. Здесь становимся на лыжи и идем искать могилу военврача. Лес не узнать. Большая толща снега скрывает все ориентиры. Но все же мы находим ее. Из-под снега видна только звездочка обелиска и кончики ограды, сделанной нами из тонкомера. Очистили обелиск, сфотографировались на память. Пока еще снег не растаял, охотники привезут на «Буране» щебень, а летом мы приедем и облагородим могилу, сделаем ограду из железа.
На перекрестке просек прокопали яму и установили прикрученную на болты к железной конструкции мраморную плиту «Здесь в 1942 году находился госпиталь 2-й Ударной армии». Хотя высота постамента около двух метров, но из-под снега видно чуть меньше половины. Потом мы обложим ее камнями, получится пирамида. Перекусив и попив лесного чайку, едем обратно. Мне охота взглянуть на «Звездочку», но на высоту нам не проехать - глубокая колея ГТТ сбрасывают «Буран», и он валится на бок. Александр материт нас за разбитые дороги. Но нам, поисковикам, без мощной техники в этих заболоченных лесах делать нечего, ведь и поисковое имущество, и останки солдат, а их тут лежат тысячи, надо вывозить. С одной стороны я согласен с Александром, но с другой стороны, ничего нельзя придумать иного. Мы разворачиваемся и едем к могиле Багрицкого.

Проезжаем мимо занесенных по самую крышу «Эмок». Машины совсем сгнили. Но эти памятники войны еще держатся. Из-под нанесенной снежной шапки видны открытые двери, заднее окно. Фотографирую их, скоро их тоже не будет. Могила занесена снегом. Но кто-то здесь недавно был на лыжах. Утоптана площадка на снегу, костер двухнедельной давности. Лыжня уходит в лес в сторону Мясного Бора. Посидев в беседке, едем в Малое Замошье. Вот и кончился первый поход. Но так неохота уезжать. Весеннее солнце уже топит снег и на дорогах лужи. «Буран» на большой скорости проносится по ним и вылетает на поле, по которому мы едем к дому охотников.

Автор: А.Н.Орлов