Знаменитый режиссёр, совершенно точно входящий в тридцатку лучших режиссёров всех времён и народов, снял это кино.
Разбирать фильм просто боязно, учитывая громкость имени его создателя.
Всё начинается со сценария, ибо ещё Хичкок сказал - Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Невероятно, на картине сценаристкой выступила номинант Оскара и Золотого Глобуса Николь Холофсенер. Ещё более невероятно, что ей помогали два прославленных красавца, но мир в основном знает их не как сценаристов, актёры – Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, и ещё более невероятно, что эта история Позднего Средневековья рассказана удивительно крепко.
Бен Аффлек и Мэтт Дэймон уже писали вместе сценарий – Умница Уилл Хантинг (1997, моя оценка 8 из 10)– и снимались в нём вместе. И вот спустя почти четверть века – они снова вместе пишут и вместе снимаются.
Когда я сказал, что ещё более невероятно то, что эта история рассказана удивительно крепко – я пошутил. Потому что сценарий основан на книге американского учёного и профессора по средневековой литературе Эрика Ягера ‘Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции’. И это реальная история. Поэтому куда уж крепче от профессора получить крутую правдивую историю. Думаю, Холофсенер, Аффлеку и Дэймону писать сценарий по такому материалу было одно удовольствие.
Немного об этой истории, чтобы не продать её по глупости. По моей глупости.
Позднесредневековая Нормандия. 14-й век. Рыцарский поединок. Конечно за честь дамы. Но если бы всё было так истасканно.
И хотя Генрих II Плантагенет – английский король, живший на 2 века раньше событий фильма – уже предложил миру совершенно новую процедуру правосудия – суд присяжных, эту уникальную для тех времён систему разрешения споров, всё-таки пока она прижилась – много воды утекло.
В России, как мы знаем, вода по-хорошему и сейчас всё никак не дотечёт. А в сталинские годы вообще, некая 'тройка доверенных’ решала – жить человеку или не жить. И как-то так сходились, что, как правило, не жить!
Однако идея суда присяжных – это был неоценимый вклад в английскую систему правосудия. Генрих II эти дела замутил, чтобы заставить тяжущихся обращаться в королевские суды, а не в правосудие местных лордов того времени.
До него как гражданские, так и уголовные дела решались посредством клятвы, испытания огнём и водой или поединком. Всё это оставляло не много места для надёжного решения спора.
Суд в те времена мог приказать одной из сторон собрать группу людей, которые поклялись бы в её пользу и которых, в случае лжесвидетельствования, покарал бы Бог. Зашибись люди искали правду!
Суд мог приговорить тяжущегося к испытанию раскалённым железом, проглатыванию куска хлеба или погружению в воду под наблюдением священника. Если железо не жгло, хлеб не вызывал удушения, а вода отвергала, не позволяя утонуть, это означало бы, что Божественное провидение подаёт видимый знак в пользу невиновности данного человека. Не кислая такая штука добиться правды? Во времена были!
Поединок, или испытание боем, был нормандским нововведением, основанным на тогдашней теории, согласно которой Бог битв укрепит руку правого.
Вот как раз о таком нормандском поединке и эта история фильма. Английский суд присяжных ещё не прижился во Французской Нормандии. Поэтому споры решались по старинке – по-рыцарски, по куртуазному.
До Эрика Ягера подобную историю нам рассказал сэр Томас Мэлори в Книге о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола. Когда благородный Ланцелот Озёрный – при слове Озёрный мне на ум сразу приходит другой Яйцелуп из кооператива Озеро, но тот не благородный, и это другая история, поэтому – это когда Ланцелот Озёрный в рыцарском поединке сражался за честь королевы Гвиневеры.
А до сэра Томаса Мэлори сходную историю нам рассказывает Ветхий Завет о втором царе народа Израиля Давиде. Тот, который ещё знаменитый юноша с пращей у Микеланджело. Ну, вот так Микеланджело видел молодого царя Давида. Этот юноша уже будучи царём сильно набедокурил. Прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию – женщину редкой красоты. Вот только она была замужем за храбрым воином на службе Давида, который в тот момент находился вдали от дома. Давид соблазнился красотой Вирсавии и возлежал с ней. Тем самым нарушив одну из величайших заповедей. За это его ожидали Божьи кары, но о них лучше почитать Ветхий Завет.
Так вот Ридли Скотт рассказывает нам подобную по силе историю. Историю дружбы, любви и предательства. И как эпично рассказывает!
Сюжетные повороты выполнены в манере знаменитого фильма Акира Куросава Расёмон - Древняя Япония. В лесу изнасилована женщина, а её муж убит. Есть четыре точки зрения - у каждого из четырех свидетелей - своя. Каждая сторона проливает свет на случившееся, добавляя дополнительные детали. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?
Так же и Ридли Скотт.
Вначале мы видим Правду от дворянина без титула, упёртого и даже глуповатого рыцаря Мэтта Дэймона.
Потом идёт Правда образованного статного красавца с благородными повадками капитана гарнизона Адама Драйвера.
Далее следует Правда от жены рыцаря – актрисы Джоди Комер – это Правда Маргариты.
И замыкает все Правды Божественный суд – поединок. С такой яростью, что у зрителя от накала страсти даже глаза могут выскочить. Саспенс пробивает, как на хорошем ужастике.
Актёры играю так, что я готов поверить, что Аффлек, Дэймон и Адам Драйвер — вот только что из Средневековья и всегда были рыцарями. Как будто мы их никогда другими и не видели. Что вот так они в привычных им кольчугах и ходят. И вернуть к нормальной жизни их уже вряд ли возможно.
Конечно, это затратная историческая драма. Роскошные костюмы, доспехи, платья, лошади, камины. Чумазые лица жителей Средневековья. Шрамы, но всё же белоснежные зубы Аффлека, Дэймона и Адама Драйвера. Аутентичные дороги и тропы тех времён и даже земля на мостах, чтобы лошади не слишком стучали. Компьютерные замки и компьютерный Собор Нотр-Дам де Пари.
Режиссёр выдаёт нам информацию маленькими порциями и всё время повышает градус и уровень опасности. Сцена с чёрной и белой лошадью, как метафора – просто потрясающа!
Это вероятно ближайший в апреле 2022 года Оскар. По крайней мере номинации за режиссуру, лучший фильм, сценарий, актёры и адаптацию – точно.
Это гениальное кино. Шедевр уровня Гладиатора. Ну, может мне немножко не хватило величественной музыки Ханса Циммера. Но на всякий случай, если вдруг перенесусь в прошлое, буду держать её в голове.
10 из 10
#кино #последняядуэль #ридлискотт #рецензия #шедевр #культура