Как вы уже знаете граф Сен-Жермен прибыл в Петербург по приглашению своего давнего знакомого и друга, известного итальянского художника графа Пьетро Ротари, работавшего тогда в русской столице в качестве придворного живописца. Пробыл в Петербурге граф недолго. Когда в начале июля 1762 года произошел переворот и Петр III был свергнут своей супругой Екатериной Алексеевной, графа Сен-Жермена в столице уже не было.
Тем не менее, ходили упорные слухи, что он принимал участие в подготовке переворота и был чуть ли не одним из активных заговорщиков, хотя его имя нигде среди прочих не цитируется.
События, предшествовавшие дворцовому перевороту
Как хорошо известно из истории, после вступления на российский престол Петра III внешняя политика Российской империи круто изменилась.
Вместо войны с Пруссией, в которой до этого Россия неоднократно одерживала победы, и совместных действий с Австрией произошел резкий разрыв с прежними союзниками.
Кроме того, Петр III вернул Пруссии безо всяких контрибуций отвоеванные у нее территории, заключил с Пруссией договор о союзничестве. Тем самым способствовал вступлению России в войну теперь уже на прусской стороне против Австрии.
Перемена политики России сразу же отразилась на расстановке сил европейских государств. Агрессивность Пруссии Фридриха II получала слишком сильную опору в лице России. От анти прусской коалиции отвернулись прежние союзники, а Швеция вышла из войны.
Представьте себе, что было бы, если б царствование Екатерины II не состоялось вовсе или существенно отодвинулось по времени.
Россия оказалась бы придатком реакционной и политически отсталой Пруссии, рьяным поклонником которой был Петр III.
А у России того времени были иные задачи и иная миссия. Она должна была играть возрастающую роль в европейской и мировой истории как материк грядущей цивилизации.
Устранение Петра III было исторически необходимо также и в интересах внутриполитических, сословно-дворянских.
Как показала история появление на российском троне Екатерины II стало явлением прогрессивным и для России, и для Европы.
Со сменой власти Россия не возобновила своего участия в Семилетней войне, которая через полгода с небольшим, закончилась.
Значение этой войны историки усматривают в том, что она наметила будущих новых «лидеров» в европейской истории - Англию и Россию.
Таким образом, как и всегда, Сен-Жермен косвенно добился выполнения «общестратегических» целей эволюции и дальнейшего развития нашего континента и всего мира.
Поведение Екатерины перед дворцовым переворотом
Начиная с 1756 года молодая Екатерина в письмах английскому послу Уильямсу упоминала о своих планах относительно свержения супруга с престола, после кончины свекрови, императрицы Елизаветы.
В том числе – просила денежной ссуды на организацию переворота и подкуп сторонников. В обмен предлагалось последующее сближение с Англией, как экономическое, так и политическое.
В глазах подданных Петр III выглядел совершенно недальновидным политиком, мальчишкой, играющим в войну.
В отличие от супруга, Екатерина была интеллигентна, обладала гибким и проницательным умом и пользовалась возрастающей популярностью.
Кроме того, сама Екатерина была настроена против супруга ввиду полного невнимания с его стороны, начавшегося практически сразу после их венчания.
Последние годы их совместной жизни проходили при наличии любовников с обеих сторон. Таким образом, перед будущей императрицей стоял нехитрый выбор: переворот, бегство за границу или же весьма вероятное скоропостижное заключение.
Сторонники переворота и хронология событий
Понимая слабые стороны своего супруга Екатерина объединила вокруг себя предводителей военных частей.
Три брата Орловых, измайловские офицеры Ласунский и Рославлевы, представители преображенского полка Чертков, Пассек и Бредихин.
В высших чинах она так же заручилась поддержкой канцлера Бестужева, Волконского, ставшего впоследствии губернатором московским, а также гетмана Запорожского Войска – Разумовского.
9 июля 1762 года по Петербургу разнесся всполошивший всех слух – Екатерина арестована.
Гвардейские войска объяла смута, один из заговорщиков, капитан Пассек, был арестован по рапорту Измайлова, императору Петру III отправили срочное донесение.
Опасаясь раскрытия и попыток предотвращения заговора, ранним утром Орловы вывозят Екатерину из Петергофа в Петербург.
Петр III решивший отпраздновать собственные именины, прибывает со свитой из Ораниенбаума в Петергоф и вместо должной ожидать его супруги обнаруживает пустой дворец и получает известие о том, что жена сбежала.
А в это время прибывшая в Петербург Екатерина встречена уже готовым к присяге измайловским полком. Её речь о посягательстве на жизнь сына и собственную воодушевленно встречена впоследствии и семеновским и преображенским полком, а также конной гвардией.
После недолгих колебаний генерала Вильбуа на сторону заговорщиков так же переходит подчиненная ему артиллерия.
К шествию в сторону Казанского собора присоединяются вельможи, в числе которых были Панин, Разумовский и Волконский.
По прибытии в собор, архиепископ новгородский провозглашает Павла I наследником престола, а его мать Екатерину – всероссийской императрицей. Далее процессия направляется в Зимний дворец, для принятия присяги у Синода и Сената.
Не теряя инициативы, в Кронштадт отправляются войска для захвата крепости, подступы к Зимнему прикрывает артиллерия. Войскам в Пруссии, дипломатическим отделам и провинциальным администрациям отправляются сообщения о смене царствующей особы.
В это время Петр III лишний раз подтверждает свою инфантильность и не способность принимать быстрые и эффективные решения.
Вместо быстрого перемещения в еще не занятый Кронштадт и последующего сопротивления силами армии, размещенной в Пруссии, он решает защищаться в Петергофе с помощью находящихся там солдат.
В результате, когда уже бывший император, узнав о приближении Екатерины с гвардейскими частями, решает переместиться в Кронштадт – тот уже занят адмиралом Талызиным, примкнувшим к перевороту.
Вернувшись в Ораниенбаум, Петр III под уговорами Измайлова подписывает отречение от престола в пользу Екатерины и под арестом отправляется в Ропшу.
Несмотря на последующее письмо Петра к Екатерине с просьбой «отпустить его в чужие края», при невыясненных обстоятельствах экс-император Петр скоропостижно скончался 17 июля 1762 года. По разным версиям Петра вначале отравили, а затем задушили.
После отречения супруга и восшествия на престол императрица Екатерина II издала официальный манифест, в котором экс-император Петр обвинялся в попирании церковных традиций и заключении преступного мира с Пруссией.
Причиной же самоличного занятия престола, в то время как по наследованию он принадлежал её сыну Павлу, называлось «желание всех наших верноподданных явное и нелицемерное».
3 октября 1762 года Романова Екатерина II Великая была официально коронована в Москве.
Был ли Сен-Жермен замешан в событиях, разыгравшихся при царском дворе?
В подтверждение того, что Сен-Жермен все же был причастен к ним, приводят свидетельство собирателя прошлого века Пыляева. Ему удалось приобрести в Петербурге на аукционе нотный листок с мелодией для арфы, помеченный 1760 годом, — сочинение графа Сен-Жермена в красивом переплете из красного сафьяна. Ноты были посвящены графине Остерман и подписаны Сен-Жерменом.
Если это так, то выходит, что граф пробыл в русской столице около полутора лет и покинул ее накануне переворота. Впрочем, абсолютно достоверных данных о его пребывании здесь нет.
Ничего не дало и расследование П. Шакорнака, установившего лишь, что у Сен-Жермена «не было никаких сношений с Екатериной II» и что в официальных документах того времени, согласно справке, полученной Шакорнаком в 1932 году в ленинградском архиве, «имя Сен-Жермена нигде среди прочих не упоминается».
Примерно сто двадцать лет спустя после дворцового переворота стали появляться книги о Сен-Жермене. В частности, знаменитые «Случаи из жизни графа Сен-Жермена» госпожи Купер-Оукли. Она писала:
«Граф Сен-Жермен был посланцем высших существ, управляющих человечеством, для того, чтобы попытаться изменить состояние общества в XVIII веке, и чтобы дать то, чего не хватало энциклопедистам и их школе: основу, на которой можно было бы обновить идеи и законы.
Сен-Жермен тщетно пытался оказать влияние на представителей привилегированных классов и монархической власти, чтобы добиться от них уступок и реформ, которые не дали бы народным страстям взорваться.
Ему не удалось выполнить свою миссию, и он исчез бесследно… Попытка эта не удалась, но граф Сен-Жермен тем не менее продолжает свое дело, и он выступит открыто, как только сочтет нужным, а именно — в нашу эпоху.»
Это было написано сто двадцать лет назад, в самом конце XIX века. Интерес к таинственному графу пробудился вновь. Возникшее в те годы Теософическое общество и его основательница Е. П. Блаватская провозгласили Сен-Жермена своим предшественником.
И все чаще вспоминали слова Вольтера о Сен-Жермене, что «этот человек бессмертен». Его невиданное долголетие уже в нашем веке объясняли тем, что «его могучие способности позволяли ему экономить максимально естественную прану».
Сен-Жермен появлялся в различных воплощениях, его видели то здесь, то там. Так, теософ Ч. У. Ледбитер утверждал, что виделся с этим восточным адептом в 1926 году:
«Я встретился с ним при самых обычных обстоятельствах, без предварительной договоренности, как будто случайно, спускаясь по бульвару Корсо в Риме.
Он был одет, как любой первый попавшийся итальянский джентльмен. Он повел меня в сад на холме Пинчио. Мы сели и проговорили больше часа об обществе и о его будущем. Вернее сказать, он говорил, а я его слушал и отвечал лишь тогда, когда он задавал вопросы».
В 1935 году в Чикаго в издательстве «Сен-Жермен Пресс» вышла книга С. У. Балларда «Разоблаченные тайны». В предисловии автор утверждает, что книга издана под руководством графа Сен-Жермена, находящегося в Америке с 1930 года.
Как пишет историк Е. Б. Черняк, современники, бывшие свидетелями многих казавшихся необъяснимыми действий и поступков Сен-Жермена, заложили первые основания той волшебной сказки, в которую обратились рассказы о его жизни.
Кстати, еще в середине XIX века император Наполеон III приказал собрать все, что сохранилось в государственных архивах о Сен-Жермене.
Но тут грянула франко прусская война, началась осада Парижа, и здание, где хранились документы, в том числе архивы о Сен-Жермене сгорело. Тайна жизни Сен-Жермена стала еще более непроницаемой, а личность графа еще более загадочной.
Подписывайтесь на мою ленту и ставьте лайки. Вы еще можете неоднократно встретится с Сен-Жерменом на моей ленте.