В давние времена в Японском царстве знатные люди, а особенно живущие в столице, могли иметь очень далекое представление о жизни простого народа. Простолюдины и знать почти нигде не пересекались, разве что в фамильном поместье, да и там делами «подлых людишек» приказчик занимался, а господа в процессе не участвовали.
Знать и простолюдины жили сами по себе, в своих собственных, почти не пересекающихся мирах с разными культурой, языком или религией. Конечно, в провинциях нравы были попроще и там была возможность время от времени заглянуть в параллельный мир.
Однажды в стародавние времена некий знатный вельможа из столицы приехал по делам в провинцию Тикудзэн [на острове Кюсю, ныне часть префектуры Фукуока]. Приехал он с большой свитой и разместился в гостях в поместье местного господина.
И вот где-то в поместье начался беспорядочный шум, который никак не прекращался. Так что столичные гости отправились к хозяевам осведомиться о причинах.
— Прошу извинений! Один из моих людей по имени Масаюки будет освящать пять статуй будд и по этому поводу собрал пир. Сейчас за застольем собралось около ста человек, поэтому немного шумно.
— Как интересно! А что, простолюдины всегда накрывают столы, когда освящают статуи?
— Да, каждый раз, когда ставится статуя, закатывается пирушка на несколько дней. Позавчера и вчера приглашались соседи, друзья и родственники. А вы можете поучаствовать в празднике завтра.
— Это было бы любопытно!
— Надеюсь, что вам понравится!
Оказалось, у празднующего Масаюки были на столичных гостей особые планы. Он узнал, что в свите вельможи есть буддийский священник: «Вот он-то и освятит мне статуи!» — решил Масаюки.
Гостей усадили на почетные места и поставили перед ними еду — самую простую, без изысков, но порции были просто огромные и равно угощали всех, даже слуг и служанок. А больше всего еды поднесли священнику.
Священник серьезно подошел к делу и уже на пиру начал расспрашивать, статуи каких будд ему придется освящать на следующий день. Но никто этого не знал. Священник настаивал и к нему подошел организатор застолья, сам Масаюки. Это был высокий мужчина лет пятидесяти с большой рыжей бородой.
— Мне хотелось бы узнать, статуи каких будд мне придется освятить.
— Да откуда мне знать?!
— Может быть это не вы заказывали статуи, а только организовывали всё?
— Нет, это мое решение, мои статуи и я заказываю освящение.
— Но отчего же вы не знаете, кого статуи изображают?
— Да какое мне дело? Это скульптор должен знать!
— А где сейчас скульптор?
— В монастыре Эймэдзи, это тамошний монах.
Послали за скульптором. Им и вправду оказался полный монах за 60 лет, лицо которого явно не отмечено печатью интеллекта.
— Это вы сделали будд для Масаюки?
— Ну я.
— Сколько вы их сделали?
— Пять.
— Назовите их по именам.
— Не могу. Я их не знаю.
— Как же так, ведь и Масаюки не знает, каких будд заказал.
— А мне тем более знать неоткуда.
— А кому тогда знать?
— Как кому? Кто освящать будет, тот и знает!
Все присутствующие рассмеялись, а монах обиделся, развернулся и пошагал в свой монастырь. Но чуть отошел, развернулся и крикнул: «Вы ничего не понимаете!» — чем вызвал еще один взрыв хохота.
Священник предложил осмотреть статуи, чтобы по характерным позам и атрибутам постараться опознать конкретных будд. Все направились к статуям, но оказалось, что они были, практически, одинаковыми, лысыми и круглоголовыми, как те фигурки бодхисаттвы Дзидзо, что крестьяне ставят вдоль дорог.
Посовещавшись, решили, что имена буддам священник просто придумает на свой вкус.
И вот так у простолюдинов всё! Кто за что ответственен не добьешься и концов не найдешь. Какую статую ставят — и то не знают. Хотя, безусловно, и такие дела угодны Будде.