Найти в Дзене
Босиком по обочине

Домашние вечера. Русская романтическая проза. Безумцы....

Не бывало великого ума без примеси безумия.
Сенека Луций Анней (Младший)

Тема безумия всегда была интересна. Безумие пугает и притягивает. Безумие вызывает стремление познать его разгадку. Сменяются эпохи, появляются новые взгляды на мир, явления жизни, природы, но безумие так до сих пор остаётся объектом внимания не только медицины, но и философии, культурологии, социологии, и, конечно же, литературы.

Вспомните хотя бы некоторые, ставшие уже классикой, произведения: «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Пиковая дама» и «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Безумный художник» И.А.Бунина, «Палата №6» А.П.Чехова, многие произведения Ф.М.Достоевского… Предлагаю пополнить этот список ещё одним произведением - повестью русского писателя Н.А.Полевого «Блаженство безумия».

"Три историка, нисколько не бывшие поэтами, имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу, в три различные эпохи её исторического существования. Это были - Ломоносов, Карамзин и Полевой..."В.Белинский. Николай Алексеевич Полевой, 1846 г.

Имя Н.А.Полевого (не путать с Б.Полевым) для многих, вероятно, не на слуху. А, между тем, он достоин того, чтобы о нём вспомнили: о его нелёгкой жизни, о его творчестве.

Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) - знаменитый беллетрист, критик, теоретик романтизма, прозаик, историк. Происходил из старинного рода курских купцов. Надежды отца Николай не оправдал: купцом не стал. С детства его больше тянуло к занятиям литературой и историей. Не получив от отца денег на образование, Н.А. Полевой занялся самообразованием. И всё, чего писателю удалось добиться в жизни, было достигнуто им за счёт его дарований, помноженных на изнурительный труд. Без посторонней помощи он освоил историю, литературу, языки – французский, греческий, немецкий, латынь. С детства писал стихи, драмы. Издавал домашнюю газету и журнал. Это было хорошей жизненной школой.

В 1817 году состоялся литературный дебют Н.А.Полевого. А затем наступил звездный период литературной карьеры Полевого, как напишут потом критики о периоде 1825-1834 годов. Именно в этот период он издает литературно-критический журнал "Московский телеграф" - "лучший журнал в России от начала журналистики" по мнению В. Г. Белинского. Журнал быстро стал самым популярным журналом как в столице, так и в провинции.

В "телеграфский период" Полевой вошёл в русскую литературу не только как критик и журналист, но и как прозаик-романист. Первые повести Полевого, посвященные исторической теме, очень тепло приняла читающая публика. Роман "Клятва при гробе Господнем" стал одним из самых популярных исторических романов того времени. В начале 1830-х гг. Полевой начал писать и на романтические сюжеты.

Однако не всё так гладко было в биографии Н.А.Полевого. Как историк, Н.А.Полевой имел свои, отличные от многих, взгляды на исторические события. О них он писал в своих исторических трудах. В результате, он оказался в опале, потерял прежние дружеские связи, стал героем эпиграмм П.А.Вяземского, Е.А.Баратынского. Вот, например, две эпиграммы Баратынского:

«Он вам знаком. Скажите, кстати,
Зачем он так не терпит знати?»
— Затем, что он не дворянин.
«Ага! нет действий без причин.
Но почему чужая слава
Его так бесит?» — Потому,
Что славы хочется ему,
А на неё Бог не дал права,
Что не хвалил его никто,
Что плоский автор он. — «Вот что!»

Писачка в Фебов двор явился.
«Довольно глуп он!» — бог шепнул. —
Но самоучкой он учился, —
Пускай присядет; дайте стул».
И сел он чванно. Нектар носят;
Его, как прочих, кушать просят;
И нахлебался тотчас он
И загорланил. Но раздался
Тут Фебов голос: «Как! зазнался?
Эй, Надоумко, вывесть вон!»

На обе эпиграммы Полевой написал ответную эпиграмму против Баратынского:

Пришел Поэт, и пущен на Парнас.
«А! Здравствуй! — Феб сказал: — да что за чудо:
Ты мне знаком, я помню, что подчас
Ты плакивал в стишонках, и не худо,
Что? Нет ли, брат, плаксивого опять?» —
— Нет, мудрый Феб. Я плакивал, бывало,
Позволь теперь смешное почитать. —
«Читай». — И вот, не думавши нимало,
Вдруг наш поэт с насмешливым лицом
Развеселить затеял эпиграммой.
Чуть выслушал Латоны сын упрямой,
И закричал: «Эй! Кто там?» — С медным лбом
Предстал школяр. «Вон вывести». — О милый,
О добрый Феб ! Осмелюсь ли спросить... —
«Ах, плакса! Что задумал ты? Острить?
Чуть усыпляешь ты в элегии унылой —
Пошёл же вон — тебе ль смеяться, хилой!..»

-2

Всё это не могло не отразиться на душевном состоянии писателя. Дневник Полевого за это время, по словам его сына, представляет собой «непрерывный вопль» мучимого безысходной нуждой человека и «переполнен молитвенными возгласами и обращениями к Богу». «Терзанье и тоска»... «молился и плакал»— подводил итоги дням Полевой в 1843 г. «Замолчать вовремя — дело великое; мне надлежало замолчать в 1834 году», — писал он брату год спустя... A бедствия все не стихали... Хронический недуг, истощавший здоровье Полевого, обострился, — и в1846 году 22-го февраля его не стало. Достигнув вначале огромных высот, а потом, оказавшись в полосе почти полного забвения, Н.А. Полевой окончил свой путь в 50 лет с ощущением душевной катастрофы и безнадежности существования.

Воздадим дань памяти русскому писателю. Уютным зимним вечером прочтите его первое и самое удачное произведение в романтическом жанре - повесть "Блаженство безумия». Это повесть о роковой любви, о верности идеалам любви, красоты и добра.

Навигация по каналу - >

#домашнее чтение #семейное чтение #романтическая история #классическая литература #безумие