Не бывало великого ума без примеси безумия.
Сенека Луций Анней (Младший)
Тема безумия всегда была интересна. Безумие пугает и притягивает. Безумие вызывает стремление познать его разгадку. Сменяются эпохи, появляются новые взгляды на мир, явления жизни, природы, но безумие так до сих пор остаётся объектом внимания не только медицины, но и философии, культурологии, социологии, и, конечно же, литературы.
Вспомните хотя бы некоторые, ставшие уже классикой, произведения: «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя, «Пиковая дама» и «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Безумный художник» И.А.Бунина, «Палата №6» А.П.Чехова, многие произведения Ф.М.Достоевского… Предлагаю пополнить этот список ещё одним произведением - повестью русского писателя Н.А.Полевого «Блаженство безумия».
"Три историка, нисколько не бывшие поэтами, имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу, в три различные эпохи её исторического существования. Это были - Ломоносов, Карамзин и Полевой..."В.Белинский. Николай Алексеевич Полевой, 1846 г.
Имя Н.А.Полевого (не путать с Б.Полевым) для многих, вероятно, не на слуху. А, между тем, он достоин того, чтобы о нём вспомнили: о его нелёгкой жизни, о его творчестве.
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) - знаменитый беллетрист, критик, теоретик романтизма, прозаик, историк. Происходил из старинного рода курских купцов. Надежды отца Николай не оправдал: купцом не стал. С детства его больше тянуло к занятиям литературой и историей. Не получив от отца денег на образование, Н.А. Полевой занялся самообразованием. И всё, чего писателю удалось добиться в жизни, было достигнуто им за счёт его дарований, помноженных на изнурительный труд. Без посторонней помощи он освоил историю, литературу, языки – французский, греческий, немецкий, латынь. С детства писал стихи, драмы. Издавал домашнюю газету и журнал. Это было хорошей жизненной школой.
В 1817 году состоялся литературный дебют Н.А.Полевого. А затем наступил звездный период литературной карьеры Полевого, как напишут потом критики о периоде 1825-1834 годов. Именно в этот период он издает литературно-критический журнал "Московский телеграф" - "лучший журнал в России от начала журналистики" по мнению В. Г. Белинского. Журнал быстро стал самым популярным журналом как в столице, так и в провинции.
В "телеграфский период" Полевой вошёл в русскую литературу не только как критик и журналист, но и как прозаик-романист. Первые повести Полевого, посвященные исторической теме, очень тепло приняла читающая публика. Роман "Клятва при гробе Господнем" стал одним из самых популярных исторических романов того времени. В начале 1830-х гг. Полевой начал писать и на романтические сюжеты.
Однако не всё так гладко было в биографии Н.А.Полевого. Как историк, Н.А.Полевой имел свои, отличные от многих, взгляды на исторические события. О них он писал в своих исторических трудах. В результате, он оказался в опале, потерял прежние дружеские связи, стал героем эпиграмм П.А.Вяземского, Е.А.Баратынского. Вот, например, две эпиграммы Баратынского:
«Он вам знаком. Скажите, кстати,
Зачем он так не терпит знати?»
— Затем, что он не дворянин.
«Ага! нет действий без причин.
Но почему чужая слава
Его так бесит?» — Потому,
Что славы хочется ему,
А на неё Бог не дал права,
Что не хвалил его никто,
Что плоский автор он. — «Вот что!»
Писачка в Фебов двор явился.
«Довольно глуп он!» — бог шепнул. —
Но самоучкой он учился, —
Пускай присядет; дайте стул».
И сел он чванно. Нектар носят;
Его, как прочих, кушать просят;
И нахлебался тотчас он
И загорланил. Но раздался
Тут Фебов голос: «Как! зазнался?
Эй, Надоумко, вывесть вон!»
На обе эпиграммы Полевой написал ответную эпиграмму против Баратынского:
Пришел Поэт, и пущен на Парнас.
«А! Здравствуй! — Феб сказал: — да что за чудо:
Ты мне знаком, я помню, что подчас
Ты плакивал в стишонках, и не худо,
Что? Нет ли, брат, плаксивого опять?» —
— Нет, мудрый Феб. Я плакивал, бывало,
Позволь теперь смешное почитать. —
«Читай». — И вот, не думавши нимало,
Вдруг наш поэт с насмешливым лицом
Развеселить затеял эпиграммой.
Чуть выслушал Латоны сын упрямой,
И закричал: «Эй! Кто там?» — С медным лбом
Предстал школяр. «Вон вывести». — О милый,
О добрый Феб ! Осмелюсь ли спросить... —
«Ах, плакса! Что задумал ты? Острить?
Чуть усыпляешь ты в элегии унылой —
Пошёл же вон — тебе ль смеяться, хилой!..»
Всё это не могло не отразиться на душевном состоянии писателя. Дневник Полевого за это время, по словам его сына, представляет собой «непрерывный вопль» мучимого безысходной нуждой человека и «переполнен молитвенными возгласами и обращениями к Богу». «Терзанье и тоска»... «молился и плакал»— подводил итоги дням Полевой в 1843 г. «Замолчать вовремя — дело великое; мне надлежало замолчать в 1834 году», — писал он брату год спустя... A бедствия все не стихали... Хронический недуг, истощавший здоровье Полевого, обострился, — и в1846 году 22-го февраля его не стало. Достигнув вначале огромных высот, а потом, оказавшись в полосе почти полного забвения, Н.А. Полевой окончил свой путь в 50 лет с ощущением душевной катастрофы и безнадежности существования.
Воздадим дань памяти русскому писателю. Уютным зимним вечером прочтите его первое и самое удачное произведение в романтическом жанре - повесть "Блаженство безумия». Это повесть о роковой любви, о верности идеалам любви, красоты и добра.
#домашнее чтение #семейное чтение #романтическая история #классическая литература #безумие