Моряки - спасатели. Морской юмор. И не только. Часть 5.
Бразилия и Амазонка .
Отдав платформу в Италии , мы с предельно высокой скоростью взяли курс на Бразилию . В примерно 150 милях от устья реки Амазонка расположен город Белем . Там потерпел крушение океанский лайнер « Ocean Princes ».Лайнер с портом приписки Нассау , что помогало компании уходить от высоких налогов , возил богатую публику в круизы по всему Миру . При выходе из порта Белем , судно было посажено на мель и получив пробоины в машинном отделении и в кинотеатре стало погружаться и легло на грунт правым бортом до спасательных шлюпок . Главные двигатели судна сорвало с фундаментов и помещения , находящиеся ниже уровня воды , затопило водой вперемешку с илом . Основной экипаж состоял из филиппинцев ,кроме французов капитана и стар пома . Говорили ,что причиной аварии стало их не трезвое состояние .
После подачи сигнала SOS , в течении часа всех пассажиров и экипаж , береговые вспомогательные суда и военные катера завершили эвакуацию . Пока мы шли через Атлантику лайнер перекупила греческая компания и туда вылетел сокращенный греческий экипаж состоявший из старпома , стар меха , боцмана и матроса — поляка . До нашего прибытия лайнер подняли , поставили цементные ящики на место пробоин и отбуксировали к причалам военно- морской базы НАТО .
На второй неделе нашего перехода через Атлантику мы , ранним утром , вошли в Амазонку . Чтобы понять как широко устье ее , приведу пример . Выйдя утром на палубу , я увидел ,что идем мы по коричневой воде . Поднялся на мостик и поинтересовался ,почему так . Оказывается мы уже три часа идем по Амазонке , а берегов и не видно еще .
Войдя в порт мы пришвартовались к борту лайнера и стали готовить его к буксировке через Атлантику в греческие Афины .Было начало мая , в Южном полушарии это осень , но температура была в пределах 45 — 50 градусов днем и 25-28 градусов ночью . Буксируемый лайнер нужно было подготовить , предвидя возможные шторма при переходе и вновь открывшиеся течи в цементных ящиках . В помещения с пробоинами были опущены погружные насосы производительностью 100 тонн в час . А на верхней палубе установлен дизель - генератор . В клюза выпущена якорь- цепь , обведенная вокруг брашпиля и соединенная за форштевнем собой с капроновым буксирным канатом ,и далее с буксирным тросом нашей буксирной лебедки . Вся эта подготовка заняла у нас порядка двух недель .
Все это время у экипажа была возможность в свободное от вахт время увольняться на берег . Бразилия очень хорошо показана в фильме « Генералы песчаных карьеров» . Окраины -это трущобы со своим бытом и особенностями . Центральная часть города — презентабельные отели ,офисы , банки и красивые зеленые улицы . На главной площади города обязательно стоит памятник изображающий индейца в набедренной повязке , с перьями на голове и копьем , томагавком или луком в руке. Это вероятно дань памяти предкам племени , проживающим в этих местах . Первое , что нас всех удивило - женщины и девушки там все сплошь были в татуировках .
А женщины там смешанной расы и весьма привлекательны . Индианки смешиваясь по крови с европейцами получали детей не таких темных и симпатичных . Но об этом я расскажу позже . На мужчин мы , как-то не обращали внимания ,почему, вы я думаю понимаете … а вот у женского пола , идущих по улицам в шортах , коротких лосинах и топиках , татуировки находились в различных местах тела , открытых для обзора .
И вот , спустя несколько лет и к нам в Европу пришла эта мода . Теперь и наши женщины нанося себе рисунки и надписи на различных частях тела .
Военно — морская база НАТО , где мы стояли у причала имело один КПП , который охранял солдат военной полиции МР . Он стоял строго по стойке смирно , с винтовкой М-16 с примкнутым штыком , прикладом приставленным к ноге и держа цевье на вытянутой в сторону руке . Был еще и дежурный офицер , который предупредил нас сразу , в первый день , что выходить в город в шортах нельзя . Какова причина он не стал объяснять . Все мы получали пропуска на вход . И вот в один из выходов в город , уволенные водолаз и нач. радио возвращались на судно . Возвращались , конечно навеселе , и даже очень . У нач. радио не оказалось пропуска . Вероятно он его утерял. На КПП солдат спрашивает пропуск. А нашим ребятам , море по колено , отодвигают солдата и идут дальше . Водолаз Николай был крупного телосложения , и обняв невысокого друга , с песней двинулись дальше . Со слов Николая , он на секунду потерялся . Очнувшись от крика , увидел , что лежит на земле , а в горло ему упирается штык и солдат кричит что -то . Это он вызывал подмогу . Капитан потом ходил забирать их из под ареста . Между лопаток потом долго болело от приклада говорил Николай .
Теперь по поводу смешения рас . Был у нас симпатичный паренек , с тонкими чертами , голубоглазый , настоящий европейский тип лица . Так вот , в один из выходов в город , прогуливаясь по улицам , к нему подошла темненькая , с индейским типом лица девушка . Судя по фотографии , которую она ему подарила , вполне симпатичная . Звали паренька Санек . Кроме родного Русского языка , он никаким другим больше не владел . А девушка стала на своем португальском языке тараторить ему что-то и , взяв за руку , вести за собой . Так , держа Сашу за руку , привела она его к себе домой . В квартире их встретила ,как потом стало известно , мама девушки . После недолгого диалога женщин , молодых людей подвели к иконе , видимо попросили благословения у Господа , а далее мама ушла ,оставив их вдвоем . Саша , хоть и был чуть выпивший и не знал португальского , сообразил , что от него хотят . В общем остались они ночевать . После полуночи сходили в ресторан , потом вернулись в квартиру . Утром ,часов в 10 , подарив ему свое фотографию , девушка проводила его на судно . Не возвращение человека на судне после увольнения заставило поволноваться капитана . На все запугивания капитана об орг . выводах и наказаниях , грозящих ему , Санек напрямую сказал , что за такое удовольствие , которое он испытал за эти сутки , готов на все . - А Вам так никогда в жизни не повезет ! - сказал он . Кэп только махнул рукой и оставил Сашу в покое . А дальше , с большим интересом , экипаж слушал Сашин рассказ и рассматривал фотографию бразильянки .
Переход через Атлантику готовили до 12 мая . Развесили ходовые огни на буксируемом лайнере , правый и левый ходовой , буксирный , гако бортный и топовый . Соединили их проводами с подключенными параллельно аккумуляторными батареями . На случай обрыва буксира , завели дополнительный капроновый буксир , вывели его вдоль борта на шкертах к корме и там на проводнике , метров 70 длиной , прикрепили поплавок — кухтыль . Это бы позволило нам в случае обрыва основного буксира , зайти с кормы и подцепив проводник , снова взять его на буксир . Таким тонкостям нас научил горький опыт предыдущих неудач . На траверзе норвежского города Берген мы , при обрыве буксира в жестокий шторм , буксируемую баржу водоизмещением около 16 тысяч тонн , так и не смогли снова взять ее . В результате ее разломило пополам на береговых скалах . Нам оставалось только заснять ее на камеру и подарить норвежцам . Фирма заказчик получило свою страховку .
В последний вечер мы с другом Петей отправились в недра лайнера , дабы узнать , откуда стар пом -грек и стар мех берут виски ,кампари и тоники . Взяв фонарики , мы спустились в чрево судна . Широкие трапы и лабиринты коридоров привели нас на самые нижние палубы , где располагались помещения складов и хранилищ .
А судно , напомню было покинуто отдыхающими и экипажем в кратчайшее время . Все оставалось в том виде , как в ночь аварии . Даже зайдя в не затопленные каюты верхней палубы я видел всю картину спешного оставления , когда люди хватали все самое ценное , деньги и документы , разбрасывая все и спасая свою жизнь . В рундуках оставалась дорогая одежда ,разбросана мелочь , нижнее белье , прокладки . Никто ведь не предполагал ,как глубоко уйдет судно под воду . Потом , естественно их ,выплатив страховку и компенсацию отправили домой другими каналами .
Запах ила Амазонки , кромешная темнота и , выхваченные лучами наших фонарей , темные переборки напоминали подводные снимки Титаника . Но мы продолжали поиски . Привлекло нас помещение на котором висел маленький латунный замочек . Долго мы не думали... В помещении , куда мы вошли , был вещевой склад . От значков с символикой лайнера , авторучек и прочей мелочи до теплых курток , свитеров шапочек и прочего . Вся одежда , для тропиков , арктических широт , все французское и качественное . Везде лейбл - «Ocean Princes». Все новое и с этикетками . Правда все мокрое . Мы взяли , что нам понравилось — все равно это уже не будет использоваться в последующих круизах . Греки , купив судно , сразу переименовали его в «Princе Seа» . Перейдя у себе на борт , мы пошли будить команду машинного отделения . Все собранное командой , мы снесли в трюм аварийно-спасательного имущества (АСИ) , и поровну поделено между нами . Потом , при переходе через Атлантику стиральная машинка-автомат , производительностью 10 кг. Сухого белья , работала без остановки неделю . Все выстирывали запах ила Амазонки .
Перед выходом из порта Белем мы , с Петей , старпомом -греком и матросом греческой компании , поляком Зиславом , перешли на борт лайнера , контролировать его до выхода в океан . Часов в 7 утра мы отошли от стенки и с лоцманом пошли по реке . Погода была отличная , светило солнце , в джунглях пели птицы , кричали попугаи и обезьяны . Мы с Петей решили теперь уже вольно походить по верхним , не затопленным , палубам , посмотреть,как-же отдыхали миллионеры . В каютах, что были открыты , набрали мелких монет разных стран , а зайдя в бары , которые так и оставались в том виде , что и в вечер аварии , выбрали себе понравившиеся напитки . Бутылки , правда , были уже только ранее открытые , не распечатанные уже были убраны , но некоторые были почти полные . Вынесли на верхнюю палубу и улеглись в шезлонги рядом со старпомом - греком . Увидев наши напитки , он стал нам советовать пить в такую жару только сухие вина и принес нам из запертой каюты по бутылке белого сухого вина . Мы попробовали для приличия и снова перешли на виски и кампари с тоником . Ближе к вечеру мы сходили в бар и набрали в мешок под завязку бутылок , которые были пополнее , для нашего экипажа .
Только около полуночи , лоцманский катер забрал нас с борта лайнера на наш спасатель и , высадив лоцмана , мы двинулись в путь взяв курс на Афины . Нас уже с нетерпением ждали , как родных . Буфетчица принесла горячий ужин и , выпив бокал вина , ушла довольная угощению . Не забыли заглянуть в нашу каюту и боцман с плотником . Я , долго не раздумывая , выделил им литровую бутылку , почти полную светлой жидкости . В прекрасном настроении мы пошли спать , нас обещали не будить на работу ,пока не выспимся . На следующее утро , проснувшись часов в десять , я вышел на буксирную палубу . Пассажирский лайнер шел за нами ровно и красиво . Палубная команда занималась привычной работой под руководством боцмана Михаила . Поздоровавшись с ними я спросил -не болит ли голова у него после вчерашнего . В ответ он только зло взглянул на меня и отвернулся . Эта невежливость меня возмутила .-То ,что ты нам дал , пей сам , если сможешь . Мы приготовили закуску , налили по рюмке , выпили и смотрим друг на друга -говорит боцман . - Пить такое невозможно — был его вердикт . Вместе пошли к нему в каюту . Взяв в руки бутылку я читаю , что это сироп . В спешке , вчера , я и не прочел надписи на этикетке . Пришлось заглаживать свою вину несколькими бутылками .
Переход через Атлантику длился у нас почти месяц . Просыпаемся — кругом вода , вечером прогулка по палубе перед сном — снова кругом вода . Погода , на протяжении всего времени , была хорошая . Солнце и голубой океан . Ходовые , огни подключенные к аккумуляторам через датчик света , перестали светить , как раз перед входом в пролив Гибралтар . Сбавили ход и спустив нашу надувную лодку ,, Орион ,, , отправились с осмотром на буксируемое судно . Оказалось , что разрядились аккумуляторы . Заряжать их времени уже не было и мы начали вход в пролив . А в Гибралтаре движение , как на Садовом кольце в Москве . Вечером , в полумраке , лайнер на малом ходу , на выбранном по максимуме буксире , все равно норовил уйти вправо или влево . Идущие встречным курсом суда , не видя ходовых огней лайнера и наблюдая его рыскания на курсе , по радио на английском твердили примерно следующее : - Пассажирское судно ! Держитесь своего курса ! Вы пересекаете наш , куда вы идете!
Пак мы и пришли в порт Афины . Греки произносят его название ,, Атены ,, . Подойдя к причалу , забрали назад свои погружные насосы , буксировочное оборудование , и ушли от причала на рейд . Дальше была стоянка и выезды на берег для отдыха экипажа . А несколькими днями ранее стал на рейде наш мурманский спасатель Пурга . Мы расположились недалеко от него и в бинокль видно было наших знакомых ребят , выходящих на палубу своего судна . По радио переговаривались с друзьями и знакомыми , узнавали цены на товары и магазины , где можно было отовариваться качественной продукцией . Пурга после выхода из порта должна была идти в Новороссийск , а мы в Мурманск . А я очень хотел поскорее попасть домой . Мысль пересесть на Пургу мне не давала покоя . От Новороссийска до моего дома было триста километров , а от Мурманска 3750 км. Да и причина была веская .
Когда мы еще входили в порт Белем я отправил домой Р Д О . Потом еще и еще , но ответа не было . Поднимаясь в радиорубку с текстом очередной Р Д О я встретился с 4-м механиком Сашей . Он поинтересовался у меня , получил ли я ответ из дома ? В экипаже все друг о друге все знали , жили открыто и дружно . Жена у него была казашка . Он познакомился с ней в очередной поездке по молодежной путевке турфирмы ,,Спутник,, . Я отрицательно замотал головой и ор мне посоветовал : - А я своей написал и она сразу мне ответила. А текст был такой : - Почему молчишь ? Весна пришел ? !!! Мы посмеялись и я отправил еще одну Р Д О с уведомлением . Жена ответила . Сообщила , что не хотела расстраивать меня . 5 мая дочечке сделали операцию по удалению аппендикса . Сейчас все нормально . Это меня немного успокоило . Но здоровье пятилетней дочери меня все равно беспокоило . Поэтому я уговорив капитана и деда (стар меха) списать меня на Пургу . Капитан долго не соглашался лишаться специалиста по спасательному оборудованию на период перехода до Мурманска . Работа на резиновом ,,Орионе,, с 40-сильным подвесным мотором тоже входило в мои обязанности . Но дед взял ответственность на себя и кэп сдался . Со мной еще списывались матрос и плотник . Пурга уже вышла из акватории порта и стала между близлежащими островами в ожидании нас . Затарившись на валюту ,выданную нам за работу по конвертованию пассажирского лайнера и суточные мы вышли из порта для встречи с Пургой и передачи нас на их борт . Всю ночь мы прощались с экипажем нашего спасателя . Рано утром , полу чумовых и не выспавшихся нас пересаживали на Пургу . Перенесли вещи , обменялись кто чем хотел , и по тихой и голубой глади воды , суда стали , отдав швартовы концы , стали медленно расходиться . Оба тифона на спасателях загудели почти одновременно ! Звук этих трех прощальных гудков , громких и протяжных , я не забуду до конца своих дней . Ком в горле , слезы на глазах … , как будто прощаешься с чем-то родным , с частичкой своей жизни . Еще одно ощущение подобно этому было , когда через день мы проходили Мраморное море и потом пролив Босфор . Глядя на бирюзовую воду Мраморного моря и потом осматривая берега пролива и город Стамбул ,я с тоской ощутил , что никогда больше этого не увижу . Те места , что проходил больше десятка раз я так и не увидел больше , хоть и рвался в моря уже через несколько лет . Но , как говорят , не войти в одну воду дважды .
Через два дня Пурга бросила якорь в Цемесской бухте .
Из Новороссийска мы уходили в январе и сюда же в июле пришли . Еще в море , я попросил выслать мне на глав почтамт до востребования деньги на дорогу . Российских денег у меня не было . Борт судна я покинул часов в 11 утра , на катере вместе с пограничниками и таможней , налегке . Взял с собой только ценные вещи и упаковку скоропортящегося йогурт и подарки для дочери . Она заказывала куклу Барби . В Бразилии я купил ей и куклу и мебель в комнату Барби . Зашел на глав почтамт ,где мне выдали деньги , которые вызвали у меня сомнение . Синие сотенные , красненькие двух сотенные и пятисотенные . Я таких еще не видел . Их в стране ввели в мое отсутствие . Работник почты меня успокоила , сказав об этом . Буквально через час ,я уже сидел в автобусе и с нетерпением ждал встречи с родными . Это тоже , такое чувство , что не возможно забыть . А после девяти вечера , приехав на вокзал , где меня встречали , я уже обнимал жену и маленькое чудо -мою дочь . Этот рейс оказался последним в моей морской эпопее .Но море мне снится и по сей день, в своих цветах и красках. Не хочет отпускать наверное?...
Жду Ваши комментарии и оценки .