Найти в Дзене
Z-Машины

Китайские ЗРК Всевидящим Око Британии

Оглавление
Современная китайская армия насыщена новейшими установками ЗРК типа HQ-9
Современная китайская армия насыщена новейшими установками ЗРК типа HQ-9

Представленный ещё в 2020 году материал Королевского объединённого института исследований в области обороны и безопасности, демонстрирует моменты скрупулёзных познаний в области довольно специфичной для школьников. В частности, исследование касается комплексных систем ПВО Китая, где также затрагиваются отдельные установки ЗРК – буквально «разобранные» до винтика, но на британской бумаге.

Создаётся впечатление, что такую работу по силам выполнить только специальным службам, имеющим богатую агентурную базу на территории КНР. Или же политическим мастерам по организации семейных разводов. Правда, если исходить из того, что британская школа RUSI имеет наработанный опыт под 200 лет, этого времени достаточно, чтобы вникнуть в суть любого дела. Однако посмотрим ниже, что узнали о китайских системах ЗРК специалисты старой Королевской школы.

Стратегия развития комплексных систем ПВО Китая

Начиная с момента начала Корейской войны и до середины 2000-х годов, китайские военно-воздушные силы и наземные средства противовоздушной обороны в значительной степени зависели от поставок оборудования производства СССР и, соответственно, России. Причём вместе с оборудованием Советский Союз и Россия поставляли в Китай специалистов и средства обучения. Однако после 2000-х годов Китай начал разрабатывать и производить военную технику, которая немногим отличается от российских аналогов.

Китайские ЗРК ближнего радиуса действия наземного базирования LD-2000 в деле
Китайские ЗРК ближнего радиуса действия наземного базирования LD-2000 в деле

Скорее всего, связано это с тем, что Китай закупил российские ЗРК С-400 и продолжает до сего дня импортировать российские ракетные и авиационные технологии. Применив российские технологии, Китай разработал собственный аналог русского ЗРК С-300, получивший маркировку HQ-9. По сути, китайская разработка ЗРК HQ-9 представляет собой гибридную конструкцию, основанную на российской С-300 (SA-20 в классификации НАТО), но с увеличенным числом элементов:

  • РЛС (радиолокационная станция),
  • ГСН (головка самонаведения),
  • С2 (элементы усиления),

разработанных по израильским и американским технологиям. Точно неизвестно, какими путями были приобретены технологии израильтян. Скорее всего, путём краж через киберпространство, посредством обычного шпионажа и передач технологий двойного назначения.

Обладая более мощной отечественной промышленностью микроэлектроники по сравнению с Россией, военные Китая смогли быстро снизить зависимость от российских радаров и систем обработки данных. Китайская армия развернула собственные системы раннего предупреждения и наблюдения на больших площадях, начала использовать головки самонаведения ракет.

Китайские противорадиолокационные ЗРК самонаведения

Одним из примеров является FT-2000 – система, представляющая китайскую противорадиолокационную ЗРК самонаведения, созданную на основе ракет серии С-300 (SA-20). Правда, здесь используется новая головка самонаведения, откалиброванная специально под обнаружение электронных излучателей самолётов AWACS (Airborne Warning and Control System) и специализированных ракет ВМС США истребителя электронной атаки EA-18G Growler.

Другим примечательным примером является разработка Китаем и быстрое развёртывание ряда активных радиолокационных антенн с электронным сканированием (AESA - Active Electronically Scanned Array) и активных фазированных антенных решёток для наземных, военно-морских и бортовых платформ — чего российским специалистам пока что разработать не удалось.

Китайская система ЗРК разработки, обозначенной как HQ-16 на пакистанском полигоне
Китайская система ЗРК разработки, обозначенной как HQ-16 на пакистанском полигоне

Между тем, серия ЗРК китайского производства HQ-9 и морской вариант - серия ЗРК HHQ-9, до настоящего момента не достигли параметров дальности и гиперзвуковых характеристик, присущих российским ЗРК последнего поколения. Среди явных примеров русской техники С-400 и 9М82МД (С-300ВМ «Антей»). Китайские ЗРК HQ-9B (новинка) ограничены дальностью боя параметром не более 300 км по неманевренным высотным целям.

Китайские ЗРК выигрышные стороны против России

Однако китайские системы ЗРК начинают выигрывать от получаемых достижений в области китайских радиолокационных технологий, по сравнению с российскими аналогами. Радары типа AESA, например, тип 305A, используемые с начала 2010-х годов с установками HQ-9, предлагают китайцам:

  • значительно улучшенное разрешение,
  • скорость сканирования,
  • одновременное отслеживание нескольких целей,
  • устойчивость к помехам,

по сравнению с более старыми конструкциями установок ЗРК, наделённых фазированной решёткой.

Стремления Китая улучшить возможности противоракетной обороны сопровождаются активной работой над улучшением дальнего обнаружения и слежения за малоразмерными скоростными целями. Улучшения преследуют цель достижения более высоких разрешений для модернизированной системы HQ-19 - свойств, которые способствуют улучшению общей ситуационной осведомленности и летальности комплексной системы ПВО.

Вполне эффективная современная установка на гусеничном шасси под маркой HQ-17
Вполне эффективная современная установка на гусеничном шасси под маркой HQ-17

Китаем инвестируются значительные силы и ресурсы в ряд мультиспектральных сенсоров. От радаров метрового и дециметрового диапазонов, типов радаров PCL (Passive Coherent Location – Пассивная Когерентная Локация), до методов квантовых явлений. Здесь усилия Китая по раскрытию американских самолётов-невидимок уже превосходят возможности российских систем. За последние годы китайская технология PCL демонстрирует значительный прогресс отслеживания в реальных условиях, что было успешно протестировано против целей на малых и больших высотах в широком диапазоне на полигонах:

  • США,
  • Германии,
  • Италии,
  • Китая.

Частоты, применяемые для отслеживания в китайской системе PCL, охватывают значительно более широкую часть электромагнитного спектра, чем традиционные радиолокационные системы. Тем самым обеспечивается лучшая производительность против самолётов-невидимок. Несмотря на то, что многие исследуемые теперь китайские технологии вряд ли принесут успех, китайцы имеют ресурсы, позволяющие со временем получить плоды.

Китайская программа модернизации PLAN

Программу модернизации PLAN также следует считать ключевым компонентом комплексных систем ПВО Китая, в отличие от ВМФ России. Несмотря на серьёзные проблемы межведомственной связи, проблемы организации учений, китайская стратегия ПВО наземного и военно-морского базирования, тесно связана. Те же китайские установки ЗРК С-400, HQ-9 и другие, ранее обнаруженные на побережье вокруг Тайваньского пролива, теперь также регулярно обнаруживаются на искусственных рифовых аванпостах Китая.

Эта стратегия сочетается с развёртыванием быстро растущего числа эсминцев с управляемыми ракетами. Среди примеров Тип 052C/D и Тип 055, которые, фактически аналоги «Arleigh Burke» и «Ticonderoga» ВМС США, представляют мобильные ПВО с мощными современными радарами. Правда, Китай пока ещё не в состоянии напрямую связать наземные и военно-морские ЗРК в режиме реального времени, дабы использовать методику CEC (Centralized Electronic Control), подобно ВМС США. То есть на данный момент времени систему в целом вряд ли следует рассматривать столь же смертоносной и устойчивой, как российская комплексная ПВО.

Однако сочетание растущего присутствия программы модернизации PLAN, средств обороны на материке и развертывания передовых рифов, всё это способствует созданию динамичной и многоуровневой ПРО далеко за пределами берегов Китая. Но различные компоненты китайской системы ПРО объединены в сеть не столь удачно по сравнению с российскими аналогами. То есть успешная радиоэлектронная война или кибератаки Китая против одного узла способны нанести меньший ущерб функционированию сети в целом.

Продвинутая программа модернизации ВВС Китая

Китай также дополняет комплексную систему ПРО более агрессивной и технологически продвинутой программой модернизации ВВС по сравнению с российскими ВКС. Применяя три современных типа:

  1. ДРЛОУ (Дальнее Радиолокационное Обнаружение и Управление),
  2. Действующие истребители пятого поколения,
  3. Высотные БПЛА «Soar Dragon» и «Divine Eagle»,

а также эксперименты с квантовым радаром, китайские специалисты расширяют сеть технологических экспериментов, увеличивают шансы на перехват господства США в небе в пределах 1000 км от материка.

Китайский беспилотник "Soar Dragon" способен подниматься высоко в небо
Китайский беспилотник "Soar Dragon" способен подниматься высоко в небо

Масштабы и высокая скорость итерации, характерные для программ модернизации оборудования PLAAF и PLAN, не показывают никаких признаков ослабления. Соответственно, следует ждать роста угроз ЗРК ПВО Китая для свободы военных действий США и союзников в Тихом океане на ближайшее десятилетие. Уже сегодня китайцы упоминают о разработке комплексной системы ПРО на несколько уровней, способной нести угрозы современным боевым самолётам США.

В отличие от вооружённых сил России, Китай быстро наращивает военно-воздушные силы, предназначенные для агрессивного проецирования силы за пределы собственных границ. Если Китай сможет связать наземные, морские, воздушные средства на техническом и оперативном уровне, этот момент станет серьёзной проблемой для ВВС и ВМС США. Только американские структуры сегодня способны бороться за воздушное пространство на расстоянии более 1000 км от баз.

В долгосрочной перспективе цель Китая очевидна - установить господство как на море, так и в воздухе в пределах Первой цепи островов. Создать буферную зону проецирования мощи. Удерживать силы потенциального противника вдали от материка.

По материалам: RUSI