Найти тему
Антиквариат и хобби

Скифское золото и тиара Сайтоферна

Оглавление
Одно из величайших произведений ювелира Израиля Рухомовского. Его иногда называют вторым Челлини.
Одно из величайших произведений ювелира Израиля Рухомовского. Его иногда называют вторым Челлини.

Найденное золото скифов наделало немало шума. Тончайшие произведения искусства сделанные из золота в виде фигурок животных и изображений на различных изделиях не оставило равнодушным никого.

Все это говорило о высочайшем уровне ушедшей цивилизации о которой практически ничего неизвестно.

Отправленная экспедиция и исследования по приказу генерал- губернатора князя Михаила Воронцова на курган Куль - Оба в 1830 году обнаружила практически нетронутое захоронение скифского царя, а также горы сокровищ которые потрясли общественность. Затем последовали открытия одни за другим новых гробниц.

Поползли слухи как один или другой счастливчик нашел очередное захоронение и золото в нем. В Европу и Россию хлынуло потоком скифское золото.. Началась золотая лихорадка которая приняла невиданные масштабы. Особенно они в окрестностях древней Ольвии неподалеку от Очакова.

Вот тут и начинается самое интересное. Дело в том что половина из скифского золота к курганам не имеют никакого отношения. Как так?

История началась с1895 года когда из Одессы в Очакова перебралась гильдия купцов 3 гильдии Лейба и Шепсель Тохманы.

Они специализировались на подделках мраморных плит с эпиграфиями и позже переключились на золотые изделия.организовав подпольный цех. Изделия были предназначенны для туристов и заезжих коллекционеров. Им подсовывали несколько настоящих безделиц и поддельный раритет, которые те покупали не глядя. Но Гохманам это было мало , они мечтали о настоящем качественном прорыве. И вскоре счастливый случай им предоставился.

В двери к ним постучался неизвестный-ювелир и гравер Израиль Рухомовский.

Ювелир и гравер Израиль Рухомовский
Ювелир и гравер Израиль Рухомовский

Родился великий ювелир в полесском городе Мозыре в 1860 году. Отвергнув карьеру раввина мальчик решил стать ювелиром. Но родители жалели денег на его обучение и до всего ему приходилось доходить самому. Когда он поехал в Киев показать свои работы. То оказалось , что нет ни одного ювелира(!) который мог потягаться с его мастерством.А на егоработы стали ставить свои клейма более известные мастера. Тот же Иосиф Маршал из дома Фаберже- его конкурент.

Едва сводя концы с концами он с женой и шестью детьми переехал в Одессу . Там открыл он лавку без вывески. Но талант есть талант и в рекламе не нуждалась. Вскоре о нем стало известно всему городу В том числе братьям Гохман рыскавшие по городу в поисках талантливых ювелиров для осуществления своих амбициозных планов. И идея уже созрела в планах.

Все дело в том , что на раскопках античной Ольвии в 1822 годубыла обнаруженна стела с посвящением одному из.жителей полиса Протогену, трижды пожертвовавшему немалые средства, что б откупиться от скифского царя Сайтаферна. Текст сохранился неполностью и эта отбитая часть навела мысль Гохману на фальцикацию века! Если не найти , то сделать нечто похожее, и продать подороже. Найти бы такого мастера!!

Поэтому Гохман заключил сделку с Израилем Рухомовским и заказал ему "царскую тиару" якобы в подарок харьковскому профессору. Он снабдил ювелира подробной справочной литературой и подробным описанием. Над созданием этого шедевра Рухомовский трудился восемь месяцев. Выкованная из чистого золота, украшенная тремя опоясывающими ее чеканными горельефами со сценами из античной мифологии и жизни скифов представляло величественное зрелище. Нижний и центральный орнаменты разделяла надпись что и на стеле Протогена. За свою работу ювелир получил 1800 р , но и заказчики тоже не оставались в накладе.

К делу они подошли очень основательно и продумали многие мелочи. На основании ольвийских декретов была придумана легенда: якобы эта тиара была изготовлена греческими ювелирами, и её преподнесли вместе с другими дарами воинственному соседу. А найдена она якобы была при раскопках кургана царя и его жены. Для достоверности на тиару нанесли вмятину, будто от удара мечом.

весьма неплохо)) это просто гениально!!! Мало создать шедевр, но и предподнести фальцикацию.как оригинал нужно еще уметь. Благодаря информации оказывается можно много чего сделать плюс хорошая реклама.

Для этого В 1896 году братья Гохманы тайком вывезли тиару в Вену. Там они показали ее в числе нескольких подлинных находок директорам венского Императорского музея Бруно Бухеру и Гуго Лейшнингу. Приглашенные директорами эксперты заявили , что это настоящий раритет, но запрошенная братьями сумма оказалась неподьемной для австро- венгерского бюджета и Гохманам пришлось вернуться в Россию, поручув судьбу" находки" местным перекупам Антону Фойгелю и Йозефу Шимановскому. А те направились прямиком в Лувр

Там тиара произвела настоящий фурор. Там тоже были привлечены эксперты и специалисты, в том числе и знаменитых братьев Соломона и Теодора Райнахов. Все признали" находку" подлинником и воодушевленные перекупы запросили 200 000 франков, астрономическую сумму по тем временам! Таких денег не было, но Кемперен получил их у меценатов под государственные гарантии и после одобрения парламента сделка состоялась.

1 апреля 1896 году тиара Рухомовского украсила Лувр на самом видном и почетном месте. Но как оказалось все еще было впереди.

Обман раскрыт

Российские ученые изучив эту тиару начали сомневаться в ее подлинности и уже в августе 1896 года стали делится своим мнением. Александр Веселовский- знаменитый историк и литературовед написал , что тиару сделали в Очакове. Одесский ученыйАлександр Бертье Делагард высоко оценил работу ювелира, но писал" возможно ли , что б ольвийцы осмелились написать грозному царю на лбу такую штуку". Впрочем это были только догадки и версии, оспорить подлинность же не представлялось возможным. Обман вскрылся только 7 лет спустя! Некий фальсикатор старины и предметов искуства, работавший под псевдонимом Рудольф Элина заявил парижским журналистам , что тиара сделанна его рукой. В распоряжении газет оказалась письмо бывшего одессита Карла Лифшица который прямо указывал на Израиля Рухомовского как автора тиары.

Шум поднялся нешуточный. Лувр пытался игноировать , мало ли что пишут. Но появлялись другие свидетели и подтверждения. Под давлением обстоятельств была созданна коммисия под руководством востоковеда Шарля Клермона- Ганно решила вызвать во Францию самого Рухомовского, чтоб разобраться во всем на месте.

В Париж ювелир прибыл тайно. С собой он взял с собой эскизы и формы и несколько образцов других своих работ. Началось расследование. Рухомовский восемь часов давал показания. Он по памяти назвал сплавы им сделанные при работе тиары, а также намеренные изьяны остпвленные им специально. А когда по просьбе недоверчивых ученых он создал для них фрагмет тиары, сомнения отпали. Хотя и продолжали настаивать , что невозможно создать такую вещь в наше время. Руководство Лувра узнав об этом подало в отставку. А к Рухомовскому пришла неожиданная слава. Он стал популярен, а американский бизнесмен предложил выкупить тиару. Но гордость французов не позволила оскандалиться еще раз.

Эпилог

Получив признание публики Оухомовский решил остаться в Париже и 1909 году вместе со своей семьей перебрался туда и стал работать в ремонтных мастерских Лувра. Его сын тоже стал знаменитым ювелиром.

Произведения же Рухомовского осели в разных частях коллекций и что они принадлежат его руке сейчас не представляется возможным. Только предположения. Например большая часть его работ осела у мецената Ульияма Райтлинга, а это 80 работ, которые он выкупил их под видом подлинных древностей. После признания Рухомовским мировой славы коллекционер решил с ними не расставаться

Гохман же продолжил свое дело фальсикатора и решил торговать серебром, которое до него почти никто не подделывал. Его жертвами пали многие коллекционеры,Одесский музей и дажеИсторический музей Москвы. Более того в 1908 году Гохман отправил в Германию вагон драгоценных подделок которые он сбывал потом после революции.

А в 1962 году он снова обманул Лувр! Сбыв серебрянный сосуд в форме кабаньей головыс рельефными фигурками сфинкса. Как позже было установленно советским экспертом Анной Передольской он тоже был воиспроизведен в мастерской Гохмана и предположительно самим ... Рухомовским!!!