Найденное золото скифов наделало немало шума. Тончайшие произведения искусства сделанные из золота в виде фигурок животных и изображений на различных изделиях не оставило равнодушным никого.
Все это говорило о высочайшем уровне ушедшей цивилизации о которой практически ничего неизвестно.
Отправленная экспедиция и исследования по приказу генерал- губернатора князя Михаила Воронцова на курган Куль - Оба в 1830 году обнаружила практически нетронутое захоронение скифского царя, а также горы сокровищ которые потрясли общественность. Затем последовали открытия одни за другим новых гробниц.
Поползли слухи как один или другой счастливчик нашел очередное захоронение и золото в нем. В Европу и Россию хлынуло потоком скифское золото.. Началась золотая лихорадка которая приняла невиданные масштабы. Особенно они в окрестностях древней Ольвии неподалеку от Очакова.
Вот тут и начинается самое интересное. Дело в том что половина из скифского золота к курганам не имеют никакого отношения. Как так?
История началась с1895 года когда из Одессы в Очакова перебралась гильдия купцов 3 гильдии Лейба и Шепсель Тохманы.
Они специализировались на подделках мраморных плит с эпиграфиями и позже переключились на золотые изделия.организовав подпольный цех. Изделия были предназначенны для туристов и заезжих коллекционеров. Им подсовывали несколько настоящих безделиц и поддельный раритет, которые те покупали не глядя. Но Гохманам это было мало , они мечтали о настоящем качественном прорыве. И вскоре счастливый случай им предоставился.
В двери к ним постучался неизвестный-ювелир и гравер Израиль Рухомовский.
Родился великий ювелир в полесском городе Мозыре в 1860 году. Отвергнув карьеру раввина мальчик решил стать ювелиром. Но родители жалели денег на его обучение и до всего ему приходилось доходить самому. Когда он поехал в Киев показать свои работы. То оказалось , что нет ни одного ювелира(!) который мог потягаться с его мастерством.А на егоработы стали ставить свои клейма более известные мастера. Тот же Иосиф Маршал из дома Фаберже- его конкурент.
Едва сводя концы с концами он с женой и шестью детьми переехал в Одессу . Там открыл он лавку без вывески. Но талант есть талант и в рекламе не нуждалась. Вскоре о нем стало известно всему городу В том числе братьям Гохман рыскавшие по городу в поисках талантливых ювелиров для осуществления своих амбициозных планов. И идея уже созрела в планах.
Все дело в том , что на раскопках античной Ольвии в 1822 годубыла обнаруженна стела с посвящением одному из.жителей полиса Протогену, трижды пожертвовавшему немалые средства, что б откупиться от скифского царя Сайтаферна. Текст сохранился неполностью и эта отбитая часть навела мысль Гохману на фальцикацию века! Если не найти , то сделать нечто похожее, и продать подороже. Найти бы такого мастера!!
Поэтому Гохман заключил сделку с Израилем Рухомовским и заказал ему "царскую тиару" якобы в подарок харьковскому профессору. Он снабдил ювелира подробной справочной литературой и подробным описанием. Над созданием этого шедевра Рухомовский трудился восемь месяцев. Выкованная из чистого золота, украшенная тремя опоясывающими ее чеканными горельефами со сценами из античной мифологии и жизни скифов представляло величественное зрелище. Нижний и центральный орнаменты разделяла надпись что и на стеле Протогена. За свою работу ювелир получил 1800 р , но и заказчики тоже не оставались в накладе.
К делу они подошли очень основательно и продумали многие мелочи. На основании ольвийских декретов была придумана легенда: якобы эта тиара была изготовлена греческими ювелирами, и её преподнесли вместе с другими дарами воинственному соседу. А найдена она якобы была при раскопках кургана царя и его жены. Для достоверности на тиару нанесли вмятину, будто от удара мечом.
весьма неплохо)) это просто гениально!!! Мало создать шедевр, но и предподнести фальцикацию.как оригинал нужно еще уметь. Благодаря информации оказывается можно много чего сделать плюс хорошая реклама.
Для этого В 1896 году братья Гохманы тайком вывезли тиару в Вену. Там они показали ее в числе нескольких подлинных находок директорам венского Императорского музея Бруно Бухеру и Гуго Лейшнингу. Приглашенные директорами эксперты заявили , что это настоящий раритет, но запрошенная братьями сумма оказалась неподьемной для австро- венгерского бюджета и Гохманам пришлось вернуться в Россию, поручув судьбу" находки" местным перекупам Антону Фойгелю и Йозефу Шимановскому. А те направились прямиком в Лувр
Там тиара произвела настоящий фурор. Там тоже были привлечены эксперты и специалисты, в том числе и знаменитых братьев Соломона и Теодора Райнахов. Все признали" находку" подлинником и воодушевленные перекупы запросили 200 000 франков, астрономическую сумму по тем временам! Таких денег не было, но Кемперен получил их у меценатов под государственные гарантии и после одобрения парламента сделка состоялась.
1 апреля 1896 году тиара Рухомовского украсила Лувр на самом видном и почетном месте. Но как оказалось все еще было впереди.
Обман раскрыт
Российские ученые изучив эту тиару начали сомневаться в ее подлинности и уже в августе 1896 года стали делится своим мнением. Александр Веселовский- знаменитый историк и литературовед написал , что тиару сделали в Очакове. Одесский ученыйАлександр Бертье Делагард высоко оценил работу ювелира, но писал" возможно ли , что б ольвийцы осмелились написать грозному царю на лбу такую штуку". Впрочем это были только догадки и версии, оспорить подлинность же не представлялось возможным. Обман вскрылся только 7 лет спустя! Некий фальсикатор старины и предметов искуства, работавший под псевдонимом Рудольф Элина заявил парижским журналистам , что тиара сделанна его рукой. В распоряжении газет оказалась письмо бывшего одессита Карла Лифшица который прямо указывал на Израиля Рухомовского как автора тиары.
Шум поднялся нешуточный. Лувр пытался игноировать , мало ли что пишут. Но появлялись другие свидетели и подтверждения. Под давлением обстоятельств была созданна коммисия под руководством востоковеда Шарля Клермона- Ганно решила вызвать во Францию самого Рухомовского, чтоб разобраться во всем на месте.
В Париж ювелир прибыл тайно. С собой он взял с собой эскизы и формы и несколько образцов других своих работ. Началось расследование. Рухомовский восемь часов давал показания. Он по памяти назвал сплавы им сделанные при работе тиары, а также намеренные изьяны остпвленные им специально. А когда по просьбе недоверчивых ученых он создал для них фрагмет тиары, сомнения отпали. Хотя и продолжали настаивать , что невозможно создать такую вещь в наше время. Руководство Лувра узнав об этом подало в отставку. А к Рухомовскому пришла неожиданная слава. Он стал популярен, а американский бизнесмен предложил выкупить тиару. Но гордость французов не позволила оскандалиться еще раз.
Эпилог
Получив признание публики Оухомовский решил остаться в Париже и 1909 году вместе со своей семьей перебрался туда и стал работать в ремонтных мастерских Лувра. Его сын тоже стал знаменитым ювелиром.
Произведения же Рухомовского осели в разных частях коллекций и что они принадлежат его руке сейчас не представляется возможным. Только предположения. Например большая часть его работ осела у мецената Ульияма Райтлинга, а это 80 работ, которые он выкупил их под видом подлинных древностей. После признания Рухомовским мировой славы коллекционер решил с ними не расставаться
Гохман же продолжил свое дело фальсикатора и решил торговать серебром, которое до него почти никто не подделывал. Его жертвами пали многие коллекционеры,Одесский музей и дажеИсторический музей Москвы. Более того в 1908 году Гохман отправил в Германию вагон драгоценных подделок которые он сбывал потом после революции.
А в 1962 году он снова обманул Лувр! Сбыв серебрянный сосуд в форме кабаньей головыс рельефными фигурками сфинкса. Как позже было установленно советским экспертом Анной Передольской он тоже был воиспроизведен в мастерской Гохмана и предположительно самим ... Рухомовским!!!