Епископ Арсений (Жадановский) был современником Льва Толстого и столкнулся с «толстовским влиянием» в обществе своего времени.
Было и другое в те времена, когда жил епископ Арсений. То, что характерно и веку нынешнему. Разное отношение к труду.
В те времена были люди, брезгавшие простого труда. Считавшие, что это ниже их достоинства заниматься грубым или неинтересным трудом.
Было и отношение такое, как у Толстого, который, будучи графом, именитым человеком, стал опрощаться в мужика и воспевать крестьянский труд, как самый добродетельный.
Епископ Арсений так заметил по этому вопросу:
«Христианин не должен гнушаться никаким трудом, самым даже низким и грубым. Это нужно сказать и про богатого и бедного, знатного и простого. Однако, это не значит, что я непременно должен заниматься низким трудом, как это хотел провести в жизни Толстой, когда наряжался мужиком» (Епископ Арсений (Жадановский) «Духовный дневник», М.Отчий дом. 2006)
Ошибка Толстого заключалась в том, что он увидел в простом мужицком труде способ к евангельской жизни и спасению. При этом, в глубинах своей души он хотел разрешить ее великое томление. Искал, старался, но не понимал, как лучше и правильней это сделать.
Толстой, в таком состоянии души, стал отрицать свой литературный труд , труд интеллигенции и творческих людей (хотя талант, совершающий этот труд - дар от Бога и дан не просто так, но во благо людей и жизни). То есть перевернул все с ног на голову.
К Богу ведет не грубый или творческий труд земной, как замечал преп. Исаак Сирин в "Словах подвижнических", а смиренное сердце, уповающее на Бога, сонастроенное с Богом состояние души.
До обретения смирения человек ищет Бога, по обретении - Бог приходит к человеку и открывается ему все необходимое и важное для жизни, направляет его жизнь.
Вот, что сказал о труде епископ Арсений:
«Ты прежде всего применяй к делу свои таланты, свои способности, осуществляй свое призвание, и в то же время в своем сердце воспитывай такое расположение, что если тебе поручат грубую работу, то выполнять ее без брезгливости, ропота и неудовольствия». (там же).
У святых было немало искушений на этот счет.
Преп. Иоанн Дамаскин (об этом была статья на канале) вынужден был в лавре Саввы Освященного отказаться от работы по талантам, которой он раньше занимался. Он сделал это со смирением и занимался трудом, который ему поручали. В частности - продажей корзин. Позже, святому Иоанну была открыта та работа, которая соответствовала его сердцу и талантам от Бога. По смирению его.
Святитель Феофан Затворник, до своего затвора, выполнял любую работу, которую ему поручали. Он делал ее без сердечного энтузиазма, но как положено по правилам. При этом считал, что выполняет эту работу для Самого Бога. Позже, ему были открыты Богом возможности заниматься любимой работой, от сердца. Для людей, по Богу. В затворе он создал лучшие свои труды, помог очень многим людям.
Не стоит роптать, предупреждает и епископ Арсений. Раз дано сейчас так Богом – пусть будет так. Прими со смирением, не ропчи внутренне или внешне, сделай ради Бога. Бог не оставит.
Крестьянский труд Толстого не сделал его ближе к Богу. Ибо совершал он его не Бога ради, а по самопроизволению, по ошибочной идее: воспевая сам труд. При этом, он лишил почитателей своего литературного таланта, прославившего его, тех произведений, которые мог еще создать на ниве литературы.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.