Старший сын, которому 12 лет, имеет инвалидность по психо-неврологическому диагнозу. Трижды статус продлевали на 1 год. Что будет позже, не знаю: либо так же на год продлевать будут, либо на несколько лет сразу справку выдадут. Как бы то ни было, от статуса состояние сына принципиально не зависит. От него зависит наличие или отсутствие небольших выплат, которые мы тратим на репетитора. Как раз на одного из них хватает)
Сын слишком эмоционально реагирует на многие моменты, потому что процесс созревания эмоционально-волевой сферы у него запаздывает. Он плачет чаще своих здоровых сверстников. Он рассеянный. Быстро устаёт эмоционально, и его бывает сложно настроить на рабочий лад. Потому он проявляет меньше самостоятельных инициатив. У него случаются резкие перепады настроения, предугадать которые у меня получается редко. Чтобы сын учился, занимался спортом, делал прочие полезные дела, я постоянно нахожусь рядом. Где-то мотивирую. Где-то жёстко настаиваю. Где-то объясняю, какие альтернативы есть. Окружающие, видя наше взаимодействие, в некоторых моментах - симбиоз, задают один и тот же вопрос: "Всю жизнь его опекать будете?"
Скорее всего, в той или иной форме да, всю жизнь. Мою. Во-первых, потому что болезнь - не прихоть. Ни я, ни сын её не выбирали. Исходить приходится из того, что имеем, а не из желаемого. В мечтах я, естественно, занимаюсь своей красотой, здоровьем и продуктивной работой, а сын всё и везде сам и на "отлично")
Во-вторых, сколько бы ни было лет ребёнку, нормальный родитель придёт на помощь. Особенно если у ребёнка реальные сложности.
В опеке не вижу ничего страшного, если она не препятствует развитию самостоятельности. Я прекрасно понимаю, что буду жить не вечно. Моя задача - не наловить рыбы сыну на всю жизнь, а научить его пользоваться удочкой. Фраза известная и избитая, но мне очень нравится, так как хорошо отражает задачи родительства.
Что семья делает для того, чтобы сын мог жить самостоятельно в дальнейшем?
- Мы с мужем купили для него квартиру. Не каждый здоровый человек может решить жилищный вопрос. А человек с проблемами - ещё реже. Я не знаю, как сложится жизнь сына. Но наличие крыши над головой, на мой взгляд, это треть от целого, если речь идёт о благополучии. Иногда я злюсь на выходки сына. Тогда мысль об отселении его в 18 лет греет душу. Но недолго)
2. Мы учим его учиться. Не даём мозгам слишком много отдыхать, но не вызывая к умственной деятельности отвращения. Учёба - работа школьника. Кто привык пахать в детстве, и дальше не испугается делать это. Знаю на своём примере и примере многих других людей.
3. Мы вырабатываем бытовую самостоятельность: убрать помещение, приготовить, постирать, сделать покупки, сходить на почту и прочее. Когда сын был младше, мне не хватало терпения ждать от него результатов. Это было в корне неправильно. К счастью, сейчас я поумнела. И больше не занимаюсь вторичной инвалидизацией. А ведь не научить ребёнка тому, что он в состоянии сделать, и есть насаждение роли инвалида. А мы, родители, часто принимаем и выдаём это за заботу...
4. Мы стремимся научить сына разбираться в людях. Иногда я болтаю, как попугай, чтобы доказать что-то. Но с подростком это ой как непросто... Пожалуй, это наиболее сложный момент из всех описанных.
Таким образом, цели опекать детей всю жизнь нет. Я очень хочу пожить, наконец, для себя. Послушать тишину. Полежать днём, сколько влезет. Ещё хочу собаку большую, и чтобы гулять с ней по 4 часа в день. И много чего другого хочу, что сейчас практически невозможно. А как оно будет, неизвестно. Мы своих не бросаем.