Найти тему
Моряк Папай.

Первая в мире лодка с аноаэробной элктрохимической энергетической установкой. СС-273 "Катран"

Оглавление

Попытки создать воздухонезависимую установку для подводной лодки начались очень давно. Одной из таких попыток было переоборудование лодки С-273 пр.613 в экспериментальный корабль с электрохимической аноаэробной установкой.

Источник"2018.f.a0z.ru"
Источник"2018.f.a0z.ru"

Лодка вошла в состав флота в 1955 году, несла службу на Северном флоте в 1980-1986 была переоборудована по проекту 913Э "Катран".

Основные ТТХ:

  • Скорость надводная - 15 узлов.
  • Скорость подводная 13,1 узла.
  • Глубина погружения - предельная 100м.
  • Экипаж 54 человек.
  • Автономность - 30 сут.
  • Дальность хода в надводном положении 4000 миль при 9 узлах
  • Дальность хода в подводном положении под батареями 20 миль при 5 узлах и 170 миль при 2,5 узлах в подводном положении под ЭХГ.
  • Водоизмещение - надводное 1285т./подводное 2114т.
  • Длина - 76 м.
  • Ширина - 7,3 м.
  • Осадка - 5 м.

Конструкция корпуса.

1- цистерны – хранилища реагентов ЭХГ, 2- прочная рубка, 3- жилой отсек, 4- аккумуляторный отсек, 5- центральный пост, 6- отсек установки ЭХГ, 7- дизельный отсек, 8- электромоторный отсек, 9- кормовой отсек. Источник https://rusdarpa.ru/?p=103
1- цистерны – хранилища реагентов ЭХГ, 2- прочная рубка, 3- жилой отсек, 4- аккумуляторный отсек, 5- центральный пост, 6- отсек установки ЭХГ, 7- дизельный отсек, 8- электромоторный отсек, 9- кормовой отсек. Источник https://rusdarpa.ru/?p=103

Прочный корпус особо не изменился, а вот легкий переделали основательно. Было установленно 4 цистерны с криогенным кислородом для этого легкий корпус существенно расширили. На прочном корпусе установил и 4 цистерны, 2 шт. под криогенный кислород которого вмещалось 32т., 2 цистерны вмещали 8 тонн криогенного водорода.

Для того чтобы освободить место под электрохимическую установку с корабля был демонтирован один дизель и все торпедное вооружение.

Саму установку разместили в отдельном отсеке, за центральным постом.

Энергетическая установка.

1- блок топливных элементов 2- схема отвода и охлаждения продуктов реакции
3- цистерна сбора продуктов реакции
4- распределительный электрощит питания гребных электродвигателей
5- гребной электродвигатель экономического хода
6- главный гребной электродвигатель
7- ёмкости хранения криогенного кислорода
8- ёмкости хранения криогенного водорода
9- система обеспечения ЭХГ реагентами   Источник https://rusdarpa.ru/?p=103
1- блок топливных элементов 2- схема отвода и охлаждения продуктов реакции 3- цистерна сбора продуктов реакции 4- распределительный электрощит питания гребных электродвигателей 5- гребной электродвигатель экономического хода 6- главный гребной электродвигатель 7- ёмкости хранения криогенного кислорода 8- ёмкости хранения криогенного водорода 9- система обеспечения ЭХГ реагентами Источник https://rusdarpa.ru/?p=103

Дизельный двигатель 37Д мощностью 2000 л. с. остался один. Гребных электродвигателя ЭД ПГ-101 по 1350 л. с. и 2 экономических ЭД ПГ-103 по 50 л. с.

Самым главным отличием стало наличие ЭХГ. Принцип работы технологии ЭХГ основан на использовании так называемого «топливного (водородного) элемента». Оно представляет собой электро-химическое устройство, сходное с гальваническим элементом, где химические реагенты и катализаторы поступают принудительно емкостей извне. Установка могла обеспечить лодке движение со скоростью 2.5 узла на дальность 170 миль. Лодка могла оставаться в подводном положении примерно 4 недели. Классические лодки пр.613 едва могли протянуть неделю без всплытия а поверхность.

Заключение.

Лодка появилась на гране распада СССР, раньше чем у Немцев. В германии была создана ДЭПЛ U-1 проекта 205. которая прошла полный цикл испытаний в 1993г. Потом эта технология стала прародителем лодок тип. 212 в настоящее время эти лодки стоят на вооружении ВМС Германии. Судьба Советского прототипа оказалась куда печальнее. Пройдя испытания в 1989году, уже в 1990 году лодку порезали на металл. Сложно сказать почему, возможно технология себя не оправдала. Германия развивала этот вид ВНЭУ и особых успехов не добилась, лодка больше 3-х узлов не развивает. Нахождение на борту баков с кислородом и водородом является потенциально опасным. А самое главное этот вид топлива достаточно экзотический и во время войны можно поставить на прикол весь подводный флот одной бомбой, влупив по заводу по производству криогенного кислорода.

Возможно если бы не случился развал страны и технологию развивали то передовая наука СССР что-то разработала. Но на мой взгляд это тупик. Ранее в СССР была спроектирована и даже строилась серийно подводная лодка пр.615. Этот тип лодок был оборудован системой замкнутого цикла, которая позволяла работать дизелю под водой. Но проект был неудачен и получил прозвище "Зажигалка".

Если вам понравилось, то ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Пишите что думаете в комментарих. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи по теме о лодках с ВНЭУ:

Лодки Тип. Оясио.

Тип. Сорю.

Германская лодка Тип 212.

Лодки пр. 615

Лодки пр.677 "Лада"

Что с Российскими ВНЭУ