Уважаемые коллеги. Друзья! Всё чаще и чаще я убеждаюсь в том, что Война бесконечна. Это постоянное явление в истории и природе человечества, как стихия. Или как неотъемлемая часть физиологии и культуры. Если рассматривать историю, то мы видим нескончаемую череду войн. Причины и поводы для начала и окончания войн всегда драпируются в угоду конъюнктуре. Но всегда война оставляет неизгладимый след в памяти народа и в его искусстве.
Ярким примером могут служить фильм Карена Шахназарова «Белый Тигр» по повести Ильи Бояшова «Танкист или Белый Тигр». Это тот редкий случай, когда и фильм и книга по своему хороши, а так же дополняют друг друга. Книга даёт более ёмкое информационное содержание, насыщена историческими справками и тактико-техническими характеристиками боевых машин. Намного чётче прорисованы характеры главных героев. Фильм даёт яркую картину и фактуру предметов. Замечу, что книга и фильм представлены как баллада, как философский взгляд на существующую проблему, а не как глянцевая патриотическая агитка. Многие критики как раз на этом и споткнулись, рассматривая фильм буквально, как военно-историческое произведение, причём в отрыве от книги. Фильм и книга, дают целостность восприятия идеи Бесконечной Войны.
Итак. 1943 год, спустя неделю после Прохоровского сражения в одном из разбитых танков Т-34 находят обгоревшего танкиста. Ожёг 90% поверхности тела, даже сейчас не даёт шансов на жизнь. А в условиях войны, такого оттащили в сторонку умирать. Но он жил и его отвезли в госпиталь, где в начале, тоже определили как безнадёжного, хотя благодаря неким особенностям организма и неизвестным причинам, он продолжал жить и регенерировать сгоревшие мышцы и кожный покров. Кстати в фильме, сцены в госпитале прорисованы очень фактурно, реквизиты представлены с учётом исторической эпохи. Все эти медицинские халаты с завязочками на спинах, резиновые перчатки и трубки, осветители и кюветы взяты как будто из военно-медицинского музея.
Очень хорошо представлен второй и задний план, тоже с учётом фактурности картины и исторической составляющей. Выгоревшая и пропитанная потом и гарью форма, обмотки с ботинками и раздолбанные кирзачи у солдат.
И сам госпиталь в «Белом Тигре» с его грязищей, воплями на операционном столе, с плохо отстиранным бельём, намного правдоподобней выглядит, чем в том же фильме «Лётчик», где картинка просто благостная, полупустые палаты, снежной белизны бинты и халаты персонала. Тут же всё просто сочится болью, страданиями и вонью. Даже кровать панцирную с завитушками на спинке, умудрились подыскать из того времени.
Ну а дальше идёт становление Ивана Ивановича Найдёнова, человека без памяти, прошлого и с жуткими следами ожогов по всему телу. В фильме у него следы ожогов есть, но не сильно выражены. Лишён памяти. Разговаривает связанно. А в книге это полусумасшедший маньяк-технофил. Как в книге, так и в фильме он слышит разговоры живых и мёртвых танков, чует, как действует любой механизм. Восстанавливает любую развалину на удивление окружающим. Виртуоз в управлении танком. Облик его жуток. Вместо губ, ушей, носа и век только рубцы. Может произнести лишь два-три слова. Вечно чумазый, в рванине и шинели не по росту, толком ничего не ест. Когда его отправили вновь в войска и на Челябинский завод для получения техники, от него шарахались все, кто первый раз его видел. Но он одержим преследованием Белого Тигра, вечно рвётся с ним на поединок. Чтоб разнести и сжечь его, отомстить за уничтоженные Тигром танки. Так велит Великий Танковый Бог, который разъезжает по небу на тридцать четвёрке и на голове носит золочёный танкошлем. Такая картина мира у Найдёнова, прозванного Ванька Смерть.
А Белый Тигр представлен в книге и фильме, как нечто инфернальное. Появляется в разных местах практически из ниоткуда, несёт всем разрушение и смерть. Настоящий прообраз катастрофы.
Захваченные в плен разнообразные фашистские морды, даже сами опасаются Белого Тигра. А что вы хотите, заявил один из них,- это Порождение Тьмы.
Ванька Смерть постоянно на острие атаки, рвётся в бой и ищет Белого Тигра. Сменил не один десяток подбитых и сгоревших с экипажами танков. Почти все, кто был с ним в экипаже, гибнут, поскольку люди случайные и хотят жить. Это происходит до тех пор, пока командованию фронтом не приходит приказ от Самого, чтоб окончательно разобрались с появлением пресловутого Белого Тигра, который наводит панику и наносит ощутимые потери в танковых соединениях.
Принято решение собрать экспериментальный танк с улучшенной броневой защитой, новыми двигателями и пушкой. Единичная модификация Т 34-85. И нужен особый экипаж, лучший механик-водитель, стрелок-наводчик и заряжающий. И вот они лучшие.
Капитан Найдёнов,- полусумасшедшие чудище. Танковый ас.
Сержант Крюк,- мародёр, насильник и откровенная скотина. Лучший наводчик Белорусского фронта.
Старшина Бердыев,- алкоголик, забулдыга и северный олень. Лучший заряжающий, ветеран Финской кампании. Любимое развлечение, это пить смесь разнообразных алкогольных напитков из трофейного термоса и жонглировать танковыми катками.
Это лучшие из лучших, подобранные для выполнения конкретной боевой задачи. Эти люди порождение самой Войны. Они созданы для войны, для мирной жизни они совершенно не приспособлены, для них места в Мире нет.
Экипаж сформирован и совершает такие поступки, от которых хватаются за головы и сердца, как командиры, так и политработники. Во время погони за Белым Тигром и боёв с ним, они разносят в труху все передовые позиции немцев, нарушают чёткие планы командования, но сокрушают противника, вселяя в него благоговейный страх и неся разрушение и смерть. Ванька Смерть не зря получил такое прозвище.
- Белый Тигр!!! Рычал Найдёнов во время атаки и в открытом водительском люке из темноты танка горели яростью его глаза.
- Тотенкопф!!! Вопили панцер-гренадеры, в ужасе разбегаясь перед лязгающей мордой тридцать четвёрки.
В книге и фильме противостояние Ваньки Смерти и Белого Тигра описаны эпично. Друг друга они вызывают на бой, за состязанием в полнейшей тишине наблюдают как наши, так и немцы. Это война и бой двух противников всегда достоин уважения. Казалось бы, вот ещё немного, нужна самая малость для окончательной победы, но Белый Тигр избегает неминуемой расправы и уползает в своё логово. Найдёнов в полном отчаянии.
Ванька потерял покой и сон, рыская в поисках Белого Тигра и не находя его. Бердыев и Крюк, когда не участвуют в боях, пускаются во все тяжкие.
В книге есть эпизод, когда в политотдел является молоденький и восторженный военный корреспондент, прознавший о подвигах героического экипажа и мечтающего написать про него огромную статью на передовице газеты. В политотделе над ним тихонько потешаются, отправляют на передовую и советуют фотоаппарат не брать, ибо он явно не понадобится. Корреспондент недоумевает. По прибытию он и замполит Сукин видят обычную для экипажа картину. Валяется пьяный в хлам Бердыев, в кустах поскуливает оприходованная Крюком панночка, из люка на призыв Сукина выскакивает Ванька Смерть, в лохмотьях гимнастёрки, провисшей от многочисленных орденов. Пока корреспондент ошарашенно пытается выдавить из Найдёнова хоть пару слов, Сукин лупит Крюка за его матерные частушки и натыренный хабар. Блокнот корреспондента остался девственно чист, и фотоаппарат действительно не пригодился. Корреспондент обескуражен.
Началась Висло-Одерская операция и беспокойный экипаж стал никому не интересен. Красные стрелки на картах упёрлись в Берлин, да и Белый Тигр больше не появлялся и его призыв на поединок Ванька Смерть больше не слышал.
Берлин пал, подписана капитуляция. В фильме хорошо обыграна сцена подписания капитуляции, где фельдмаршала Кейтеля в очередной раз ткнули мордой в дерьмо, поставив на место. И демонстративный праздничный обед для членов делегации вермахта, когда им кусок в горло не лез.
По улицам разрушенной вражеской столицы ведут колонны разбитой вражеской армии. Так и должна заканчиваться любая война.
Но тут включается метафизическая составляющая Белого Тигра. Белый Тигр является воплощением Вечной Войны. Пока он жив, война будет длиться бесконечно. Именно это пытается донести до окружающих Найдёнов, он вновь слышит призыв на бой.
Как будто специально возникает восстание в Праге. Наши идут на помощь чехам и впереди танковой армады, несётся обредший собственную значимость геройский экипаж. Но изношенная техника подводит Найдёнова и танк чуть ли не по частям разваливается на улице чешского городка. За миг до этого в танковых наушниках разносится крик,- Победа!!! Всё для танкистов кончилось. Начинаются праздничные гуляния и Мир. Люди Войны резко стали никому не нужны.
За воинские преступления расстреливают лучшего наводчика сержанта Крюка. Сгорает от пьянки лучший башнёр и по совместительству северный олень, старшина Бердыев. Эти люди были необходимы для Войны и стали очень неудобны для Мира. Остался неприкаянным танковый ас капитан Найдёнов. Пока все гуляют и отмечают Победу, он от тоски и безнадёги восстанавливает старый чешский танк Прагу. Его убеждают, что это напрасно.
- Война кончилась. Всё! Победа.
- Нет. Белый Тигр ждет, и будет ждать хоть 20 лет, хоть 100. Его надо сжечь.
Танк восстановлен, вновь слышен голос Белого Тигра, вызывающего противника на бой. Ванька Смерть угоняет из расположения отремонтированный чешский танк и несётся на битву, слыша призыв Танкового Бога,- Вперёд Ванька, жми!!! И он жал. А за перевалом, к которому Найдёнов стремился изо всех сил, уже развернулась поднятая по тревоге наша противотанковая батарея и трофейные зенитки, выведенные на прямую наводку.
В фильме Найдёнов растворился в сизом выхлопе своего танка, отправившись на Вечную Битву.
Фильм заканчивается шикарным сюжетом, где в псевдоготических интерьерах и великой музыки Рихарда Вагнера происходит встреча двух личностей. Один из них живёхонький Алоизыч, а второй то ли финансовый магнат, то ли сам Мефистофель, чёрт его знает. И Алоизыч, эта крыса казематная, объясняет суть происходящего. Да, Германия проиграла, её обвинят во всевозможных грехах и преступлениях. Но мы пытались осуществить вековую мечту европейского обывателя, уничтожить евреев и избавиться от угрюмого и дикого кентавра на востоке. Мы проиграли сражение, но не проиграли войну. Ибо пока существует человечество, Война будет длиться повсюду и бесконечно. Война это необходимое условие для развития человечества, оно бы сгнило оставшись в Раю. Война, это отправная точка.
Что ж, к этому стоит прислушаться. Да и сама история человечества это подтверждает.
Спасибо Илье Бояшову за хорошую книгу, а Карену Шахназарову за отличный фильм. Читаем и смотрим.
P.S. Кадр со съёмочной площадки.