Найти тему
Александр Дедушка

Как мы замерзали, ночуя в холодном актовом зале (Дружба и коллектив)

Дружба и коллектив
Дружба и коллектив

Шестая «тройка»

По поводу проведения ночного отдыха было несколько вариантов. В конце концов, я решил организовать его здесь же в актовом зале. Не до конца я предусмотрел, что осенней ночью в огромном, плохо согреваемом актовом зале может быть, что называется, «не душно». К этому мы еще вернемся.

А пока, когда началось под моим непосредственным руководством расстановка раскладушек и раскладывание матов – пикировка с Норбертом-Вадимом. Ему не понравились мои планы по размещению мальчиков вверху на сцене на матах, а девочек внизу на раскладушках. Дело дошло до того, что он собрался уходить, и я не стал этому препятствовать: уходишь – уходи… Я понимал, стоит дать слабину - нити управления могут выскользнуть из рук, и ночь станет непредсказуемой. В конце концов, Деггет-Света его успокоила, мы разместились на спальных местах, и можно было давать старт последней процедуре.

О ней у меня предварительно было достаточно смутное представление. На что будут способны участники проекта после шестнадцати часов активной работы, предположить было сложно. На всякий случай я заготовил несколько вариантов, которые и предложил на выбор. Вот эти формы:

«Банка беспокойства» - каждый пишет на бумажке продолжение фразы: «Меня беспокоит…» Все бумажки складываются в банку, которая переходит от одного участника к другому; каждый вытаскивает одну из бумажек и пытается своими советами развеять очередное беспокойство с помощью всех остальных участников. Фактически это вариация тех же «Проблем». Недостаток - в продолжении формальных процедур и технические сложности в виде письма и чтения без света.

«Я не люблю себя за…» - каждый с возможной для него степенью откровения рассказывает об этом, остальные могут подключиться к обсуждению этого самоанализа.

«Свеча откровения» - в зале одна «переходящая» свеча. Тот, кто ее берет, предлагает задавать себе любые вопросы, обязуясь отвечать на них откровенно.

И как еще один вариант предложил просто порассказывать «Страшные истории». Я даже заранее заготовил, что буду рассказывать в случае чего, адаптировав для этих целей «Упыря» А. Толстого.

Коллеги, Вы можете предположить, какой вариант продолжения ночи на проекте «Школьный дом» победил? Посмотрите еще раз на список и сделайте свое предположение, а я чуть подожду. Интересно, угадаете?..

Так вот, друзья мои, как-то само собой и без всяких споров утвердилось предложение о проведении «Свечи откровения». Блоха-Нина первой взяла свечу и.… Да, коллеги, это был сюрприз, который искупил для меня все «тяготы и лишения» этого проекта. Три часа с двенадцати до трех ночи горела «свеча откровения», два раза обновляемая связи с полным сгоранием. Через нее прошли почти все участники, и я не почувствовал за все эти три часа ослабления интереса ни у себя, ни у кого из всех «заключенных» в актовом зале. Вы можете представить себе какое-нибудь мероприятие, которое бы длилось три часа с неослабевающим интересом? Причем, ночью? Причем, после восемнадцати часов напряженной активности?.. До этой ночи я тоже не мог представить ничего подобного.

Но факт остается фактом. Главное, что здесь было, что сделало эту ночь нереально- сюрреалистической и вызвало к активности неизвестно из каких душевных резервов силы, интерес и внимание – это невиданный уровень откровенности, с которым я больше не сталкивался ни до, ни после проекта. Все действительно выглядело сюрреалистически. Одинокая дрожащая свеча в руках у сидящего на раскладушке очередного участника освещает ему лицо и едва выхватывает из темноты ряды раскладушек с закутанными для большего утепления в черные занавески телами. И вопросы, вопросы, вопросы… Вопросы, которые неуместно задавать даже на палубе общения, здесь становятся естественными и необходимыми. И ответы, задумчивые и поспешные, серьезные и несерьезные, веселые и грустные. Но всегда откровенные. В какие-то моменты казалось, что мы действительно стали семьей, что мы все родня, и цель проекта успешно достигнута. Правда, уже не думаешь ни о каких целях, уже нет никаких процедур. Есть только общение, общение открытых душ, которым есть и что спросить друг у друга и что ответить.

К сожалению, я не могу подробно рассказать Вам о содержании этих вопросов и ответов. Во-первых, потому, что «скрытая камера» уже не работала, а, во-вторых, и это главное, - это было бы нарушением того правила конфиденциальности, которое при обычном общении кажется пустой формальностью, а здесь ты воочию видишь силу его нравственного запрета. Приведу только один пример. Когда «свеча откровения» трепетала в руках у Светы, я спросил у нее: «А ты не боишься, что Вадим тебя рано или поздно бросит?» Памятуя вышесказанное, ответ Светы приводить не буду, просто предлагаю задуматься: какой уровень откровенности нужен, чтобы этот вопрос был воспринят естественно, причем, в присутствии рядом находящегося Вадима?

Но всему приходит конец. И как-то так интересно получилось, что с последним желающим стать обладателем «свечи откровения» заканчивается очередная «тройка».

Седьмая «тройка»

Итак, три часа ночи. Мое предложение о сне принимается, как само собой разумеющееся. Тем более, что кое-кто уже спит. (Так что не перевирай о полном и всеобщем внимании всех и до конца!) Я умиротворенно раскладываюсь на своей раскладушке, предвкушая трехчасовой, пусть и короткий, но так необходимый отдых. Но не тут то было. (Сам же зарядил «принцип маятника», так что будь добр пожинать его плоды до конца!) У части участников, причем, как мальчишек, так и девчонок, проснулось, не знаю, как назвать это – «второе дыхание» что ли? Казалось бы, сколько можно? И откуда берутся силы?..

Я уже много раз сталкивался с этим психологическим парадоксом. С одной стороны, - и это несомненно – истощенная нервная система требует отдыха. А с другой, - она настолько возбуждена, что не может успокоиться и отдохнуть. Вот и возникает какой-то психологический коллапс, когда возбуждение и истощение накладываются друг на друга, порождая непредсказуемые формы активности.

И этот остаток ночи не стал исключением. Тут был весь «джентльменский набор» подростково-юношеских комплексов, приколов и неадекватностей от попыток вымазать зубной пастой до проснувшегося голода и попыток его утолить, от «сексуальных» шуток и поползновений у мальчиков до беспричинного хохота у девочек. Чтобы яснее проследить все процессы, я прикинулся спящим и дал себе слово постараться все выдержать и вмешиваться только в самом крайнем случае. И пару раз мне пришлось попросить утихомириться «разбушевавшихся», которые к их чести мне повиновались без особых пререканий.

В общем, только в районе пяти часов утра, когда черный сумрак ночи уже стал несколько бледнеть, народ, наконец, утихомирился. Но тут обнаружилась новая напасть – холод. Я хоть и пытался заранее предусмотреть это, закутав участников во все что можно, в том числе и в черные занавески, но этого оказалось явно недостаточно. Холод буквально гулял по полу, проникая сквозь брезент раскладушек. Картина напоминала какое-то полярное стойбище. Бедные детушки в шапках, зарывшись с головой в рулоны тряпья, пытались вырвать у холода хотя бы пару часов отдыха… Я все это чувствовал на себе, ворочаясь на раскладушке и время от времени меняя «подмораживаемые» от пола бока.

Восьмая «тройка»

Наконец расцвело. Первоначально я думал, объявить подъем в шесть часов, но всвязи с бурной ночью решил продлить его до семи. Но даже в семь, когда прозвенел поставленный мною будильник, не стал устраивать армейских гонок, давая возможность народу постепенно проснуться и прийти в себя.

«Настало утро. Все сонные и смешные… Бурная ночь очень повлияла на людей, и это сказывается». Это из возобновившихся комментариев «скрытой камеры».

После того, как все более менее пришли и привели себя в порядок – рассаживаемся на итоговое обсуждение. Помимо индивидуальных комментариев я предложил всем оценить завершающийся проект «Школьный дом» по пятибалльной системе. Из присутствовавших во время голосования (паре человек нужно было срочно идти домой) участников, результаты оказались следующими: «тройка» - шесть человек, «четверка» - семь человек, «пятерка» - ноль человек. В общем, слабенькая четверка – такова средняя общая оценка. Из часто упоминавшихся недостатков говорили о незапоминающихся и сбивающих с толку тренинговых именах, недостаточной организованности, ночном холоде. Однако в целом обсуждение шло достаточно вяло. Вот когда обнаружилась «измученность» участников. Запомнился только Юра-Хедин, воскликнувший Тошику-Алене: «Что ты мою свечу загасила?» Бедный Юра, он до сих пор не справился с этим ударным стрессом!

Наконец пара добровольных дежурных вернулась в зал и объявила, что завтрак накрыт, и народ отправился в столовую, а вскоре после этого и домой. Проект «Школьный дом» закрылся.

Давайте подведем его итоги.

Сначала слово всем участникам, которые «дожили» до конца и оказались в состоянии записать свои впечатления:

«Проект «Школьный дом» я считаю, что он состоялся… частично… Конечно, мы за это время стали ближе друг другу, но не совсем как родственники. Идея с кличками (прозвищами) по моему мнению – глупая! У меня создалось впечатление, что мы живем здесь намного больше и дольше.… Но точно не одни сутки. Мне понравился экстрим физический. Это наиболее сблизило людей. Еще очень помог вечер откровений. Не понравилась игра «Убить дракона». Она, точнее, из-за нее мы (2 команды) переругались. Также не понравилась «Парная ругань». Вот, пожалуй, и все! Ой, забыла, под утро стало холодно… Все замерзли… Я хочу спать…» Блоха.

«Мне понравился экстрим, как психологический, так и физический. А менее всего мне понравилась игра «Голова дракона», так как во время этой игры произошла ссора. Дом состоялся потому, что мы все живы, мы прошли все испытания (как я думаю). Я породнилась фактически со всеми. Все понравилось. Под утро мы совсем замерзли. Еще мне понравился вечер откровений». Даду.

«Лагерь состоялся, но не совсем. Я его оцениваю удовлетворительно. Было не экстремально и неинтересно. Как я уже говорила раньше, задания были простые и неинтересные. Извините, но само ведение меня потрясло не из хорошего смысла. И строгость папочки, как бы не хотелось ему, не вызывала страха и экстремальных ощущений». Деггет.

«Все прошло супер, правда, было немного прохладно. Утро все меняет. У меня даже такое ощущение, что я проснулась с более родными людьми, чем уснула, как будто утро сближает. А вечер откровений вообще без комментариев. Это суперская вещь! Мне кажется, проект «Дом» состоялся. Я бы поставила ему оценку «4», так как есть недоработки. Больше всего мне понравились серьезные психологические упражнения. Некоторые упражнения («Имя и качество», «Никто из вас так как я…») мне не очень понравились. Недостатки были скорее в поведении отдельных личностей. А в принципе, для первого подобного проекта все прошло очень даже неплохо». Хомячок.

«Утро. Прохладненько. Ну, вообще проект не совсем удался. В принципе нечего такого, но все же нам мешали наши тренинговые имена. Еще мне не понравилось, когда мне потушили свечку. А еще мне не понравилось быть скрытой камерой, я пропустила много интересного.… А еще некоторые люди остались мне чужими, хотя отношения улучшились». Ежик.

«Я думаю, что проект состоялся… Лучше было, наверно, с момента со свечами и дальше. Я рада, что мы поговорили на откровенные темы. Но, наверно, в случае с экстримом, надо было его чуть пораньше провести». Тошик.

«Я думаю, что проект прошел хорошо, особенно для первого раза.… Были небольшие конфликты, но в остальном проект удался. Особенно понравились и запомнились мне «откровения». Еще не понравилось то, что ночью было ужасно холодно!!!» Сима.

«Мне кажется, что проект «Дом 1» состоялся. Мне понравилось: 1) ночь, а именно, откровенные разговоры: 2) всяческие игры, которые меня заинтересовали; 3) мне было приятно общаться с людьми, которые меня окружали. Мне не понравилось: 1) было очень холодно ночью; 2) я не выспалась; 3) и неинтересный экстрим. А так все прошло хорошо. Я хочу, чтобы в следующем «Доме 2» были те же люди, но чтобы на проекте немного изменились правила». Идол.

«Все закончилось красиво. Мне понравилось. Реально здорово. Мне кажется, что день удался. Об этом можно судить, глядя на проведенный вечер откровений. Мы сроднились. Было здорово!» Норберт.

«Я считаю, что «Школьный дом» состоялся, но не совсем. В общем, все было классно!» Силван.

«Проект «Школьный дом 1» как таковой состоялся. Мне понравилось буквально все, кроме комиссионного магазина». Бубен.

«Наступило утро! На мой взгляд, первый «Школьный дом» удался наполовину. Мне понравилось то, что все были искренни». Бум.

«Лагерь состоялся, но не совсем. Я считаю, что задания, проводимые здесь, не должны быть так похожи на лагерные, потому что днем мне действительно показалось, что я в лагере. Я думаю, что голосование нужно было продумать лучше. И ночлег нужно было продумать». Кермит.

Вот такие впечатления наших «домочадцев». А теперь, что я думаю по всему этому поводу.

Если говорить в общем, то моя оценка совпадает с оценками участника проекта. Проект удался, несмотря на все недоработки. Главная цель – «породнение» – конечно, не была достигнута в той мере, в какой действительно можно было бы говорить о породнении, но процесс сближения, несомненно, был значительно интенсивнее, чем в лагерных условиях. Перспективным выглядит и основной принцип этой интенсификации – эмоционально-динамический маятник. Главное «открытие» - обнаружение ресурсов работы коллектива за пределом его обычных возможностей, в частности в ночных условиях. Были интересные методические находки («Последняя свеча», «Свеча откровения»).

Главным «провалом» проекта, по мнению большинства участников, было введение тренинговых имен. Я сначала с этим, было, согласился, но сейчас, по прошествии времени, думаю: нет, пусть не без сбоев, но тренинговые имена сыграли заявленную в начале проекта «диссоциативную» роль. Все эти Тошики, Кермиты, Деггеты, Хедины и т.д., во-первых, придали проекту специфическую и так необходимую для его успеха «сюрреалистическую» окраску, а во-вторых, взяли на себя значительную долю негатива, неизбежного в условиях интенсивного общения на гране психологического истощения. Причем, интересный нюанс – отложенный характер диссоциации. Как и все участники проекта, путаясь в тренинговых имена в течение всех суток, и отбрасывая их во время кульминационных процедур (Экстрим, «Свеча откровения»), я с удивлением обнаружил, что по завершении проекта вспоминаю его участников по их тренинговым именам. Причем с соответствующим «антуражем», когда формы проявления активности ассоциируются не с личностями учащихся как таковыми, а с тем психологическими фантомами, которые сами собой успели сложиться вокруг их тренинговых имен.

Все организационные недоработки – непродуманность некоторых упражнений и главное – жуткий холод ночью принимаю на свой счет без всяких оправданий. Хотя и здесь скажу: нет худа без добра. И тот же ночной холод своим непредвиденным экстримом добавил красок в общую многоцветную палитру «Школьного дома».

А в заключение приведу полностью статью в нашей школьной газете, появившуюся по итогам проекта в ее очередном номере. Написала ее, кстати, Хомячок-Женя, несомненно, обладающая журналистским даром:

«Мне интересно: есть ли у нас в школе люди, которые никогда не видели или совсем ничего не слышали о реалити-шоу?! Думаю, таких нет. И, наверное, каждому иногда хотелось бы поучаствовать в каком-нибудь из них – кто-то хочет «построить» любовь в «Доме – 2», кто-то не прочь заработать денег в «Большом Брате» или «Голоде» - и этот список можно продолжать еще очень долго…

В последние дни каникул участниками реалити-шоу (правда, в масштабах родной 20-й школы) смогли стать 16 учеников, в основном – из актива школы. Называлось все это действо «Школьный дом».

Основной целью «Дома» было сближение всех участников проекта, чтобы каждый мог почувствовать себя как в настоящей семье, как дома. Если говорить кратко – все в «Доме» должны были «породниться» (хотя бы на время проекта).

Несмотря на то, что «Школьный дом» - первый подобный проект в 20-й, он имел много общего с уже знакомым нам Лагерем друзей: здесь был и психологический, и физический экстрим, каждому давалась возможность для самореализации. Да и цели Лагеря и «Дома», пожалуй, сходны, ведь в Лагере к моменту его завершения мы все становились фактически одной семьей. Но, как оказалось, по сравнению с «Домом» - это просто цветочки!

Чтобы добиться поставленной цели «домовцам» пришлось пройти через множество жестких испытаний. Приходилось проверять на прочность не только дружбу и себя самого (свое внутренне Я), но и физические возможности своего организма.
Это я к тому, что ближе к ночи в проекте «Дом» появилось кое-что от проекта «Голод»… Но самое ужасное было еще впереди: вы себе не представляете, насколько холодно ночью в Актовом зале! Мало того, что мы спали одетые во все, что только можно (а некоторые - даже в шапках!), под утро Актовый зал (по крайней мере лично для меня) напоминал морг – половина всех спящих была бережно и заботливо укрыта Александром Ивановичем черными занавесками (!) поверх одеял.… А если вспомнить еще и почти бессонную ночь…

Ну, да ладно, это, конечно, мелочи по сравнению с тем, чему мы научились и что приобрели благодаря проекту.

Начнем сначала.… Еще утром каждый выбрал себе тренинговое имя для полного ощущения новой «домашней» обстановки. В течение суток, которые мы провели в школе, все должны были называть друг друга только этими именами. Среди них было много необычных – Даду, Бум, Хедин, Бубен, Деггет и т.д., поэтому запомнить всех было сложно даже Александру Ивановичу (который, кстати, себе взял псевдоним Папочка). Но к следующему утру с этим все справились. Большинство упражнений и тренингов «Дома» было направлено на изучение отношений в сложившемся коллективе, отношений между отдельными участниками проекта, и, конечно, на сплочение всей команды. Например, в ходе упражнения «Орбиты» один участник становился центром Солнечной системы (Солнцем), а все остальные ходили вокруг него. Центр должен был по очереди, по команде Папочки удалять с орбиты одного человека по принципу отношения к нему (т.е. первым вылетал тот, с кем у Солнца были не самые лучшие отношения). Последним оставался наиболее близкий участнику-центру человек. Таким образом, можно было узнать, как к тебе относится тот или иной «домочадец».

Во время физического экстрима в основном происходило сближение участников команд. Стояла задача – пройти это испытание, и все упорно пытались это сделать. В результате команды становились более сплоченными и дружными.

Наверное, самым запоминающимся стал завершающий этап «Дома» - «Последний герой», во время которого свет потушили, и мы все сидели с зажженными свечами. «Домовцам» нужно было представить, что они летят на воздушном шаре. И вдруг он начинает терять высоту. Чтобы спастись, надо выбрасывать за борт по одному человеку, затушив его свечу. В итоге остались Даду и Деггет. Потом все «выпавшие» голосовали за одного из финалистов. «Последним героем» стал Деггет.

На этом основная часть проекта закончилась. Но поскольку спать еще никому не хотелось, решили продолжать «Дом» до 3-х часов ночи. Из всех предложенных вариантов выбрали «откровенный разговор». Естественно, его содержание останется за кадром…

На самом деле, в «Доме» было очень здорово. У всех его участников, несмотря на некоторые минусы проекта, в целом об этом событии остались замечательные воспоминания. Нам бы очень хотелось, чтобы проведение подобных реалити-шоу в нашей школе вошло в традицию».

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь